В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.
Призвание учеников
Начиная с момента сотворения мира с лёгкостью можно увидеть, что Всемогущий, Святой Бог приглашает слабую, смертную человеческую личность к сотрудничеству. Не как раба, но как партнёра, помощника. Линию поступков Отца принимает также Его Сын. Для реализации спасительной миссии призывает группу людей, которые будут его самыми близкими сотрудниками и самыми близкими друзьями. Иисус призывает апостолов. Об этом говорят все евангелисты, но каждый по-своему. Насколько Матфей (Мф 4, 18-22) и Марк (Мк 1, 16-20) представляют одинаковую версию событий, настолько Лука (Лк 5, 4-11) и Иоанн (Ин 1, 35-50) идут разными дорогами. Однако информация всех евангелистов не является взаимоисключающей и её можно гармонизировать.
Cначала посмотрим на призвание первых учеников на берегу Галилейского озера, иногда называемого Тивериадским. Это озеро имеет живописный вид и содержит обильные косяки рыб. Многие события из публичной жизни Иисуса, описанные в Евангелии, происходят именно на этом озере или близко от него. Проходя вдоль озера, Иисус встречает рыбаков. И не за уловом рыбы, потому что это обычно делали ночью, а за какими-то подготовительными мероприятиями для улова, даже несмотря на то, что первые из встреченных бросали сети в озеро, что еще не означало ловли рыбы. Первыми были Симон и Андрей. Первый из них станет лидером группы апостолов. Со временем он получит от Иисуса прозвище Пётр. С тех пор он часто будет выступать под двойным именем как Симон Пётр. Его брат Андрей также стал апостолом Иисуса, однако он не так ярко представлен на страницах Евангелия, как его брат. Евангелист не упоминает о каком-либо диалоге Иисуса с рыбаками. Есть только короткая фраза: иди за Мной, и мотивация – вы станете рыбаками людей. Этого было достаточно, чтобы рыбаки оставили своё занятие, свои рыболовные принадлежности и последовали за Иисусом.
На этом самом берегу Иисус встречает другую группу рыбаков. Зеведей вместе со своими сыновьями Иаковом и Иоаном и другими работниками, которые чинят свои рыболовные сети. Подготавливаются к ночной рыбалке. Сыновья Зеведея слышат тот же самый призыв, что Пётр с Андреем, и реагируют таким же образом, что и те. Эти оставили не только рыбалку, рыболовные атрибуты, но также оставили своего отца с работниками. Оба брата, как и Симон Пётр, будут принадлежать к самому близкому и надёжному кругу друзей Иисуса.
Следующим, за галилейскими рыбаками, будет мытарь Левий (Мк 2, 13-17; Лк 5, 27-32), выступающий также под именем Матфей (Мф 9, 9-13). В ходе своей деятельности Иисус встречает офис сбора пошлины, а в нём чиновника по имени Левий. Его волей было то, чтобы этот сборщик налогов стал Его учеником, Его апостолом, поэтому, как когда-то к рыбакам у озера, так сейчас и к нему, обращается кратко, ласково, но утвердительно: иди за Мной! Никаких вопросов, никакого распознавания, вступительного разговора, характеристики общества. Момент призвания достаточно короткий. Иисус очень точно попадает в самое сердце человека. Пример с Левием показывает и подчёркивает проявление Его инициативы в деле призвания человека. Это Он увидел мытаря, и Он подошёл к нему. Иисус первым обратился во время этой встречи. Инициатива призвания к служению Богу всегда исходит от Бога.
Сбор налогов гарантировал хорошую зарплату, также и благодаря коррупции в этой области. С другой стороны, мытари были теми, кого люди просто ненавидели. Последним сборщиком налогов был Рим, который оккупировал весь Ближний Восток. Мытари воспринимались как предатели народа, служащие оккупанту. И это вызывало особую людскую ненависть и отвращение по отношению к ним. К этому контингенту людей и принадлежал евангельский Левий, однако Иисус не сильно обращал внимание на этот аспект.
Ответ мытаря на призвание Иисуса также короток и утвердителен: Oн встал и пошёл за Ним. Левий не задумывается, не размышляет, не ищет совета у друзей и не просит времени на раздумие, хотя и принять данное решение не было легко. Конечно, функция мытаря была неблагодарным занятием и стоилa много унижений, но, с другой стороны, давала много прибыли и власти над людьми, которые, несмотря на то, что ненавидели сборщиков налогов, боялись их и относились к ним с уважением. Функция мытаря давала реальную власть и материальную стабильность в жизни, а призыв Иисуса говорил о неуверенности, постоянном паломничестве и жизни в убожестве. Левий сделал правильный выбор. Феномен призвания мытаря на апостола Иисуса является великой тайной. Бог иначе смотрит на человека, поэтому и призывает того, кого хочет. С Его перспективы, почти святой человек, как и самый большой грешник имеют одинаковые права и одинаковый шанс стать Его сотрудником в служении Богу. Дело Божьего призвания абсолютно свободно от каких-либо стереотипов и предрассудков.
Призванный Левий приглашает Иисуса в свой дом, а Господь принимает приглашение и садится с ним за один стол. Совместная трапеза Учителя и ученика – это выражение радости и благодарности того второго. Левий уже принадлежит Иисусу, а с ним и всё то, что он имеет. Хотя это и не было так прямо сказано, можно предположить, что эта совместная трапеза проходила в радостной атмосфере. Совместно разделённый стол может сказать о многом. Мало того, Левий делится радостью своего обращения к Богу с теми, с кем был связан своею прежней профессией. Мытари садятся за стол со своим другом, с Иисусом и апостолами.
Первоочередными участниками встречи с Иисусом являются грешники, которые постоянно следовали за Иисусом. Бытует атмосфера веселия и радости, которую, однако, прочувствовали не все. Всегда найдутся недовольные, специалисты по оценке и постоянному поучению других, как правильно должно быть. На этот раз эту позицию заняли фарисеи, которые постоянно находят своих поклонников. Но, как и всегда, в каждом моменте истории, Иисус не обращает на это внимания, только уверенно реализует свой план призвания человека.
Таким способом и в таких условиях создавалась группа апостолов, которая со временем разрастётся до числа двенадцати, а позднее – в многомиллионные толпы христиан. За исключением Филиппа и Нафанаила, призвание которых описывает Святой Иоанн, присутствие остальных апостолов в группе двенадцати будет только утверждено, без подачи каких-то особенностей первой встречи с Иисусом. Внимания заслуживает поведение Иисуса. Знает, кто должен быть Его учеником и знает, кого призвать. Знает также, в каком месте, в какой момент и при каких обстоятельствах нужно это сделать. Иисус абсолютно независим в своих делах. Является единым Господом призвания и призванных. Своими апостолами выбирает тех, которых сам хочет, руководствуясь только себе известными критериями выбора, которые чаще всего не помещаются в рамках человеческой оценки. Величие Его Личности и сила Его авторитета делают так, что призванные идут за Его голосом, не задумываясь и не сомневаясь. Оставляют всё, что было опорой в их жизни, оставляют родных и идут в неизвестность, полностью доверяя Господу и Его обещанию. В итоге каждое апостольское призвание – и те в Галилеи, и каждое последующее – является огромной тайной. Человеческие, казалось бы, логические утверждения и расчёты здесь становятся абсурдом. Дар и тайна. Дар при принятии, тайна в переживании и реализации.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)