Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвящённое Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведёт наш давний автор, доктор теологических наук кс. Адам Дынак.

 

 

 

Нагорная проповедь

и евангельские благословения

 

 

 

В наших встречах с Иисусом в Евангелии мы столкнулись с информацией о том, что Иисус учил. Указывает на это и факт призвания и установления учеников. Однако самого учения Иисуса мы ещё не познали. Если внимательно присмотримся к первому Евангелию в каноническом порядке, т. е. к Евангелию Святого Матфея, то учение Учителя из Назарета, послание Мессии, Божьего Сына в этом Евангелии начинается с так называемой Нагорной проповеди, сердцем которой являются евангельские благословения (Mф 5, 3-12). Благословения, со всей уверенностью, являются самым величественным фрагментом во всём Новом Завете. Иногда можно встретиться и с таким утверждением, что благословения – это как бы «христианский Декалог». Трудно не согласиться с таким утверждением, особенно тогда, когда помним о том, что Иисус пришёл на землю не только для того, чтобы проповедовать Божье Царствие, но и этому Царствию дать начало и распространить Его. Божье Царствие – это огромное и видимое деяние Бога, который приближается к человеку, чтобы склониться над его страданиями и проблемами. Только в свете этой правды можно понять, почему благословенными, т. е. счастливыми могут быть люди убогие, грустные, преследуемые… Именно они больше всего нуждаются в Божьей помощи, Его ласке, милосердии, и Небесный Отец приходит к ним. В первую очередь именно к ним, чтобы укрепить их, потешить, чтобы царствовать в их сердцах, чтобы дать им то, чего не дал или забрал у них этот мир. Содержание благословений, уже в самом начале учения Иисуса, указывают на программу, на нормы, на атмосферу новой реальности, начало которой дали в этом мире Иисус Христос и христианство. Именно поэтому благословения, принимаемые как «христианский декалог», должны быть сбором норм, которые формируют христианское мировоззрение и жизненную позицию.

Греческий термин makarioi можно перевести как «благословенные, блаженные,  счастливые». Это слова-синонимы. Новые переводы Евангелия от Матфея употребляют второй вариант «счастливые», который для современного читателя более понятен нежели теологический термин «благословенные». Фактически, Матфей передал девять благословений, вопреки распространенному мнению, что их восемь. Да, с точки зрения литературной формы девятое благословение отличается от предшествующих ему и может быть принято как резюме всех предшествующих, но на самом деле оно остается четко выделенным в этом же учении. Евангелист Лука также перечисляет благословения, но только четыре (см. Лк 6, 20-23).

Первыми в списке благословений являются бедные духом. Можно также понимать, в более свободном переводе, как бедные перед Богом, бедные по сердцу, имеющие душу бедных. Бедные духом – это те, кто рассчитывает не только на себя и на свои силы. Они осознают свою недостаточность, неполноценность. Для них основной опорой в жизни является Бог и Его милость. На Него они возлагают всякую надежду. Такие люди позволяют господствовать Богу в сердце, в жизни и в собственном окружении. Таким образом, они провозглашают Царствие Небесное на земле, это царствие уже принадлежит им и будет принадлежать вечно.

Те, которые скорбят, страдают – это следующая группа счастливых людей. Печаль – это состояние души, которое напрямую не зависит от переживаний человека. Обычно у него есть внешние причины, которые влияют на человека, и он принимает их и подчиняется им. Это может быть смерть близкого человека, какое-то несчастье в жизни своей или ближнего и многие другие причины. Иисус называет счастливыми всех, кто испытывает страдания, боль в любом измерении. Они находят утешение в нем и в ожидающей их вечной награде. Возможно, это благословение больше всего связано с христианской надеждой.

Следующие блаженные – кроткие, то есть тихие, смиренные, нежные. В награду они владеют землей. Речь идет о тех людях, которые полностью отказались от применения насилия в жизни. Они сами сохраняют внутреннюю свободу и могут уважать ее в других. Иисус указывает на себя как на образец для подражания в мягкости и смирении сердца (ср. Мф 11, 29). Такое отношение делает людей в земной жизни как бы уязвимыми и поэтому часто эксплуатируемыми. Но они знают, что награда от Господа бесконечно превышает земные потери.

Далее Иисус перечисляет голодных и жаждущих справедливости. В первую очередь речь идет о справедливости в библейском смысле, то есть о полной верности Богу и Его святой воле. Однако нельзя исключать и справедливость в человеческом, социальном смысле, особенно с учетом тех, кого научал Иисус – бедных и многих других презираемых жителей галилейских деревень. То, что они не могут получить сейчас, в земной жизни, будет дано им в изобилии, но уже в Царстве Небесном.

К числу блаженных, счастливых относятся и милосердные. Милосердие – это свойство Бога, величайшее Его качество, как скажет двадцать веков спустя какая-то мистичка, и счастливы те, которые подражают, желают подражать Богу в Его милосердной любви. Они всегда могут рассчитывать на милосердие Отца.

Отдельной группой счастливых являются люди с чистым сердцем. Это благословение часто ассоциируется с верностью шестой заповеди, что является ее сужением. Да, чистота сердца относится и к сексуальной сфере человека, но в то же время она далеко выходит за ее пределы. Чистое сердце имеет человек прозрачный, неспособный лгать, лицемерить, укрывать правду. Только такой человек может видеть Бога, и это приносит ему счастье. Чистое сердце постоянно обновляет в нас Бог Своим милосердием и благодатью, прежде  всего в Таинстве примирения.

Сохраняющие мир, миролюбивые – это тоже счастливые люди. Седьмое благословение касается усилий по поддержанию  мира  как  на самом местном  уровне,  так и на глобальном  уровне.  Диалог, дружба, открытая  позиция  против войны, насилия и угнетения. Те, кто понял это и посвятил свою жизнь этому, имеют достойный и  счастливый  статус Божьих сыновей.

Восьмое благословение может указывать на то, насколько велика ценность для Бога людей праведных, так как Иисус снова вернётся к людям, преданным этой ценности. Это те, кто не только жаждет и желает справедливости, но и принимает страдания за нее. Их награда – Царство Небесное, та самая награда и причина для счастья, которыми обладают бедные духом.

И, наконец, последнее благословение, наиболее тесно связанное с предшествующим, но также имеющее свою духовную связь с остальными. До сих пор Иисус говорил об адресатах благословений от третьего лица, а теперь говорит прямо, обращаясь к другому человеку. Раньше Он указывал на неопределенность будущего в получении награды за жизненную позицию, достойную Царствия Небесного, а теперь говорит о счастье, реализуемом уже сейчас, в земной жизни. Таким образом, Спаситель хочет сказать, что единство с Ним через образ жизни, который Он добровольно принял  и  показал в качестве образца для подражания, является величайшим  счастьем  для Его учеников. Человек, который встретил Иисуса и связал с Ним свою жизнь, обрел счастье уже сейчас, уже в этой жизни. Полнота этого счастья проявится в вечности.

 

 

 

 кс. Адам ДЫНАК

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий