В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Как создавались Евангелия«В отличие от канона Ветхого Завета, двадцать семь книг Нового Завета признаны как католиками, так и православными и протестантами. Принятие этих книг общинами людей верующих свидетельствует о боговдохновенности и качестве книг как святых, так и нормативных». Цитатой из документа «Боговдохновение и правда Святого Писания» (№ 61) Библейской Папской Комиссии начинаем размышление над тем, как же формировались книги Нового Завета.
Несмотря на то, что процесс формирования этих книг был значительно короче, чем в случае с книгами Ветхого Завета, однако это тоже очень удивительный и необыкновенно интересный процесс, заслуживающий нашего внимания. Поскольку эта тема достаточно обширная и многоаспектная, нам не остаётся ничего иного, как разделить ее на несколько частей. Поэтому начнём с формирования Евангелия.
Без сомнения можно отметить, что Евангелия являются самыми известными и важными книгами Нового Завета. Они описывают жизнь и учение Иисуса Христа и именно поэтому так близки каждому христианину. Большая часть людей верующих знает их содержание если не из самостоятельного прочтения, то хотя бы из литургии Костёла, однако лишь немногие задумываются над тем, как же создавались эти книги. Можно с уверенностью сказать, что они создавались совсем не так, как создаётся современная литература. Никто из тех, кто сопровождал Иисуса, не имел при себе ни диктофона, ни камеры. Никто даже сказанного не записывал непосредственно. Письменность в те времена не была так популярна, как сегодня, и это объясняется разными причинами. Из самого Евангелия знаем, что за Иисусом в основном шли группы простых людей, которые в своем большинстве не умели писать. Встреча этих людей с Учителем из Назарета была настолько спонтанным событием, что там не было ни места, ни условий для письменной регистрации фактов и учения. И, наконец, учение Иисуса было настолько оригинальным и так увлекало слушателей, что даже не было такой необходимости, чтобы фиксировать услышанное. Эти слова глубоко «записывались» в сердцах и памяти слушающих.
После восшествия Господа на небо Его миссию приняли апостолы. Очарованные Учителем и восхищённые фактом Его Воскресения, они с огромным энтузиазмом оглашали о Нём. Необходимости записывать не было – достаточно было лишь их слова и свидетельства жизни, по крайней мере, поначалу. Свидетельства этого передают нам Деяния Апостолов и самые древние христианские письма. На том этапе всё ещё не думалось о написании книг об Иисусе. Добрая Весть жила благодаря так называемой устной традиции. Нечто подобное было, если помните, при формировании книг Ветхого Завета. Это типичная последовательность дел в культуре и ментальности древнего Ближнего Востока.
Однако вскоре пришло то время, когда факты из земной жизни Иисуса начали записывать. И на это оказали влияние некоторые обстоятельства. Одним из них был отход к вечности непосредственных свидетелей жизни Иисуса – смерть апостолов. Отсутствие доступа к источникам непосредственных материалов спонтанно привело к необходимости записывать переданное апостолами, чтобы позже этим могли воспользоваться следующие поколения христиан. Другое обстоятельство – распространение Евангелия на всё большие территории Древнего мира. С Доброй Вестью на новые территории и к новым народам доходили ученики апостолов, люди второго и последующих поколений христиан, которые не являлись непосредственными свидетелями оглашаемых событий. И они нуждались в своего рода «конспектах» для того, чтобы преподносить христианский катехизис. Этот записанный материал являлся «прототипом» будущих Евангелий. Также и слушатели хотели иметь «в собственность» то, что услышали и приняли за норму своей жизни. И таким образом было положено начало созданию отдельных, больших или меньших фрагментов провозглашенных воззваний, которые витали в раннехристианских общинах и между ними. Такого неупорядоченного материала становилось всё больше и больше. Он требовал «сегрегации» и окончательной редакции.
Этим занялись специально призванные Богом люди – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Согласно древней костёльной традиции, двое из них – Матфей и Иоанн – были апостолами Иисуса, Марк и Лука – учениками апостолов: Марк был учеником Петра, а Лука – сотрудником Павла. Написанные ими Евангелия имеют между собой много подобий, но есть и достаточно много разбежек. И этот факт подтверждает то, о чём говорилось выше. Существовала известная всем им устная христианская традиция о жизни Иисуса, которую приняли и использовали в качестве исходного материала. Однако каждый из них в эту традицию вносил определённые, пусть и незначительные, изменения, соответствующие их собственным теологическим взглядам. Кроме того, каждый из них использовал также доступный ему материал, на который, не известным нам образом, наткнулся в своих поисках. Так можно объяснить собственные дополнения каждым евангелистом, которые не имеют параллелей в других Евангелиях.
Чтобы лучше понять то, что представлено, обратим внимание, для примера, на свидетельство, которое даёт святой Лука в предисловии к своему Евангелию. Там он пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенны Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1, 1-4). Этот короткий фрагмент вмещает в себе очень много важной для нас информации. Лука утверждает, что многие старались собрать учение, передаваемое очевидцами и слугами Слова, т. е. апостолами. Число этих многих гораздо большее, чем то, которое указывает на число евангелистов. Из свидетельства Луки следует, что попытки записать учение апостолов на тему Иисуса и Его миссии были гораздо большего масштаба. «Рассказать» здесь следует понимать как записать, описать. Лука, историк и хороший писатель, встретился с этими литературными фрагментами, собрал их и досконально изучил их содержание и качество. Признал эти записанные свидетельства либо неполными, либо просто не очень качественными и решил сам написать свою версию рассказов и событий из жизни Иисуса. Так пишется одно из четырёх канонических Евангелий. Лука адресует его некоему Феофилу. Может быть, речь здесь идёт о ком-то конкретном, а может быть, это имя возможно «прочитать» и воспринять иначе. Ведь этимология греческого Theofilos означает: любящий Бога, друг Бога. И таким образом Лука обращался бы к любителям Бога, а значит – к каждому верующему человеку. Следует также помнить о том, что Лука, скорее всего, писал своё Евангелие около восьмидесятого года. Такая дата, если, конечно, правильная, говорит о достаточно долгом времени, в течение которого произошли процессы, о которых повествует Лука, и о чем говорили здесь мы.
Всё то, что здесь было сказано, – лишь гипотеза на тему создания Евангелия. Существуют и другие попытки объяснения этого феномена. Те, которым мы уделили внимание, кажутся наиболее правдоподобными. Конечно же, в наших размышлениях мы лишь прикоснулись к интересующей нас теме, ведь она очень объемная и интересная, и поэтому нам придётся ещё к ней вернуться, но уже в следующий раз. Нашим желанием является то, чтобы пребывание в темах, касающихся Священного Писания, а особенно такого близкого и дорогого нашему сердцу Евангелия, всё больше формировало в современниках крепкую связь с Божьим Словом. Этого желаем также и себе.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)