Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Как создавался Новый Завет

 

 

Месяц назад мы пробовали вникнуть в тайну процесса создания Евангелия. Наши размышления привели к пониманию, насколько интересным и непростым был этот процесс, сколько понадобилось для этого времени и как много нюансов он в себе содержит. А ведь Евангелие — это же не весь Новый Завет. Если его первые четыре книги описывают жизнь и учение Иисуса Христа, то последующие, а их значительно больше, говорят о зарождении Костёла. Следует обратить внимание на очень известный факт, который, к слову сказать, по каким-то причинам очень редко озвучивается: книги, о которых сейчас идёт речь, хронологично были созданы раньше, чем четыре Евангелия, и уже по этой причине процесс их создания является для нас очень интересным, хотя и не только это. Обо всех этих моментах мы и поговорим сегодня.
Как известно, публичная деятельность Иисуса не была очень долгой. Традиционно говорится о трёх годах, хотя этот период мог быть ещё короче. Но для Бога это был достаточный период, чтобы спасти мир. Божий Сын не только умер, воскрес и вознёсся на небеса, но также дал начало Костёлу, заданием которого и есть продолжать миссию своего основателя. Сразу апостолы, их помощники и ученики направились  во все стороны света, чтобы оглашать  Евангелие. Об этом нам говорит прежде всего книга Деяния Апостолов. Её автором является святой Лука, который, кроме Евангелия, решил также описать жизнь первоначального Костёла примерно на протяжении  трех десятилетий  после воскресения Христа.
В результате деятельности апостолов начали создаваться общины верующих в Иисуса Христа. Христианство всё больше и больше становилось видимым на арене истории. Большую роль в этом сыграл святой Павел, обращённый фарисей, который всю свою оставшуюся жизнь отдал служению евангелизации. Его девизом были слова: «Горе мне, если бы я не проповедовал Евангелия». Благодаря его усилиям христианство вышло за пределы Палестины и начало проникать в мир эллинистов. Таким образом появилось большое количество христианских центров в Малой Азии и Европе, основу которых составляли христиане, обращённые из язычества. И не случайно святого Павла называем Апостолом Народов.
Новые костёльные общины нуждались в духовной, моральной и пасторальной опоре.
Те, кто их обосновывал, не могли очень долго оставаться в общине, так как поле для евангелизации было огромным. Нужно было идти дальше, оглашать  Евангелие другим, создавать новые Костёлы. А с другой стороны, нельзя было позволить, чтобы исчезло то, что уже было призвано к жизни, и что, в свою очередь, было достаточно сильно выставлено перед опасностью. Такая ситуация дала начало переписке, которая завязалась между апостолами и некоторыми христианскими общинами. Очень популярным в этой сфере был святой Павел, который не только провозглашал Евангелие, создавал христианские области, но также поддерживал с ними постоянный контакт. Одним из способов такого контакта была письменная корреспонденция.
Мы имеем 13 канонических посланий святого Павла: Послание к Римлянам, 1 и 2 Послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, 1 и 2 Послание к Фессалоникийцам,  1 и 2 Послание к Тимофею, Послание к Титу и Послание к Филимону. Ещё есть Послание к Евреям, которое, вероятнее всего,  не принадлежит  авторству  святого Павла. На сегодня принимается тот факт, что написал его кто-то из общества Павла, кто-то из его учеников или сотрудников, и даже если это соответствует истине, то это послание очень ярко отображает личность и учение Апостола Народов. Из посланий Павла узнаём ещё и о том, что существовали и другие его послания, которые, к сожалению, не дошли до наших времён.
Очень разная история создания  этих посланий. Самое древнее из них, и оно является первой книгой во всём Новом Завете,  – это  Первое Послание к Фессалоникийцам, которое было написано около 50 года. Это был ответ святого Павла на вопросы христиан из Фессалоникии, которые касались парузии, т. е. второго пришествия Иисуса Христа на землю. Это же касается и Второго Послания к Фессалоникийцам. Послания к Галатам и Коринфянам были написаны вследствие конфликтов на доктринальной и моральной почве, появившихся в  тех общинах, на которые Павел реагирует с позиции своего апостольского авторитета. Эти послания показывают, что отношения апостола к основанным им общинам не всегда были так идеальны, хотя в свою очередь свидетельствуют об огромной доброжелательности, и здесь примером может послужить послание к Филиппийцам.  Среди посланий святого Павла имеют место и те, которые он написал общинам, не им самим основанным: Послание к Римлянам и Послание к Колоссянам. Эти послания являются примером огромной апостольской заботы Павла. Послание к Ефесянам – это ответ апостола на появляющиеся ошибочные, противоположные христианской вере философские взгляды той эпохи. Это послание, быть может, – самое трудное из всех его посланий. К группе посланий Павла принадлежат также так называемые пастырские письма: 1 и 2 к Тимофею, Послание к Титу. Павел пишет своим сотрудникам, один из которых был епископом в Ефесеб, а второй на острове Крит, уделяет им необходимые душпастырские советы и укрепляет в вере. И, наконец, написанное по-дружески Послание к Филимону, которое является самым коротким письмом в Новом Завете.
Ко всему тому, что здесь уже сказано, следует добавить ещё то, что вся эта корреспонденция была написана примерно на протяжении пятнадцати лет в разных уголках мира, начиная от Коринфа, через Ефес, и заканчивая в Риме. Некоторые из этих посланий были написаны в тюремных условиях, поэтому называются посланиями неволи (к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону). Одни Павел писал собственноручно, другие были написаны секретарём. Есть ещё множество других тонкостей, которые касаются посланий святого Павла. Видим, что все эти послания не были написаны в кабинете за письменным столом или во время симпозиума теологов, они рождались в боли и вместе с созданием Костёла и поэтому, с одной стороны, являются свидетельством жизни начального Костёла, а с другой – олицетворением огромной веры и апостольского рвения человека, которому христианство так многим благодарно.  
Кроме посланий святого Павла, имеем ещё так называемые католические послания: Послание святого Иакова, 1 и 2 Послание святого Петра, 1, 2 и 3 Послание святого Иоанна, Послание святого Иуды и Откровение Иоанна Богослова. Эти послания называем  католическими или  соборными, так как они не имеют конкретного адресата. Это общие письма, направленные для большего числа читателей. Говоря в общих чертах, история их создания подобна созданию посланий Павла: возникла какая то ситуация  в общинах людей верующих на какой-то конкретной территории или области, и она же дала повод к написанию послания с апостольским авторитетом.  Это же можно сказать и об Откровении – последнем письме Нового Завета. Преследования, с которыми встречались христиане в Ефесе и округе в конце I века, вдохновили святого Иоанна на то, чтобы написал послание к семи костёлам в том регионе.
С уверенностью следует сказать, что авторы этих посланий не знали, что их творчество, которое первоначально было предназначено для конкретной общины с её  конкретными проблемами, станет Святым Писанием для всех христиан. По Божьей воле Костёл принял эту литературу в библейский канон, и с того времени эти письма формируют веру и моральную позицию целых поколений людей. А нашим заданием является познать эту науку и позволить ей в нас действовать.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий