В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Библейский рассказ о сотворении мира
Библия постоянно приглашает нас на встречу с живым Божьим словом. Библия настолько содержательна, что её хватит не только на целую человеческую жизнь, но она в состоянии одарить мудростью даже целые поколения, что, собственно говоря, постоянно и делает. Безусловно, она не является такой простой при чтении, напротив – выставляет определённые требования своим читателям, но, с другой стороны, никого не откидывает и остаётся всегда открытой для каждого человека доброй воли. Зная эту правду, попробуем пройти по её тропинкам, чтобы насытить себя её содержанием, чтобы научиться лучше жить, чтобы слушать и слышать, что Бог хочет нам сказать. После нескольких вступительных размышлений, которые помогут нам лучше понять этот единственный в истории феномен, непосредственно перейдём к размышлениям над текстом Священной Книги.
Начнём с самого начала, с Адама и Евы, в дословном и переносном смысле сказанного. Священное Писание начинается с описания сотворения мира и человека. Фактически, имеем два описания сотворения мира, несмотря на то, что не все так сразу могут это заметить. Сначала в первой главе Книги Бытия читаем о Боге, который создаёт мир на протяжении шести дней. В последний день создаёт человека как венец своего творения, а в седьмой день Творец отдыхает после трудов создания. В следующей главе читаем о сотворении сада в Едеме и поселении в него сначала мужчины, слепленного из глины, а после и женщины, созданной из ребра мужчины. На первый взгляд кажется, что эти два фрагмента пытаются гармонизировать меж собой, но здесь следует отметить, что это – два разных фрагмента как с точки зрения послания, так и хронологии. Учёные единогласно утверждают, что первый фрагмент принадлежит к VI, а второй – к X веку до Рождества Христова. А значит второй фрагмент значительно старше, и поэтому именно с него и начнём.
В Х веке до Рождества Христова царь Давид объединил все израильские племена в одно царство. Его сын Соломон ещё сильнее укрепил это царство. За времена его правления в нём царил мир и добро. Израиль приобрёл земли Ханаана. Исполнились обещания, которые когда-то дал Бог. Избранный народ имел за собой очень богатую историю, полную присутствия Бога и Его чудесной интервенции. И пришел такой момент, когда эти события люди начали не только вспоминать, но и записывать. Условия, которые существовали при царствовании Соломона, этому очень благоприятствовали. Начали записывать исторические события народа, но не только. Боговдохновенные писатели шли значительно глубже, затрагивая эпоху ещё до истории своего народа, тем самым желая найти ответ на фундаментальные вопросы, которые их беспокоили. Они были абсолютно уверены, что их Бог Яхве господствует над всем миром, что всё исходит от Него, и всё происходит согласно Его воле. Важный для человека извечный вопрос о происхождении мира, человека, добра и зла относили к Личности Бога. От Него всё исходило, но где нашло своё начало? Никого при этом не было, никто этого не видел.
Боговдохновенные авторы, записывая библейские книги, прежде всего хотели указать на силу и любовь Бога. Поскольку не было свидетелей начала существования мира и человека, агиография, вдохновенная Святым Духом, передала самые важные правды о Боге Творце с помощью художественного рассказа, который не является летописью событий, а всего лишь попыткой передачи огромных и не выразимых иным способом теологических правд. Говоря другими словами, не следует эпизоды о начале сотворения мира воспринимать дословно, буквально, но искать в них то, что Бог через данного автора хотел нам передать.
Читаем: «…и насадил Господь Бог рай в Едеме». До сегодняшнего дня многие ищут этот рай, тем более, что Библия указывает его локализацию. И это абсолютно фальшивый подход. Едем может обозначать «сад, полный роскоши». В другом месте Библии его называют Божьим садом. Библейский автор литературным способом хотел выразить наслаждение, которое испытывали люди до того момента, пока грех не вошёл в мир, и сделал это таким вот образом. Для Израильтян, которые по своей природе были кочующим народом, знающим невзгоды жизни на пустыни, постоянно цветущий сад, полный разнообразных плодов, – это наиболее яркий образ, который мог передать счастье. Благодаря этому Библейский сад Едем содержит в себе необычайно богатое послание для всех читателей Библии, причем значительно большее, чем то, которое неоднократно инфантильно пытаются ему приписать.
Среди разнообразной растительности Едемского сада были также два необычных дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла. Они росли посредине сада, что как бы указывает на их немаловажную значимость. Бог разрешил человеку есть всякие плоды сада, за исключением плодов с дерева познания добра и зла. И с этим фрагментом у читателей Библии связано большое количество неувязок (недопонимания). Предложение Бога по поводу использования благ Едема следует принимать символично и образно, ибо только тогда сможем понять его глубину и вневременные ценности. Дословное принятие текста делает его очень поверхностным, даже немного смешным и ведёт к банальному восприятию самого Бога. Библейский автор образно, литературным способом хотел передать очень важные правды для всего человечества.
Дерево жизни приносило плоды, дающие бессмертие. Кушая их, человек не умирал. После изгнания из рая человек уже не имел доступа к этому источнику бессмертия и подвергался силе смерти. Автор агиографии желает указать на то, что полная связь с Богом до греха хранила его от смерти, и благодаря этому делала человека самым счастливым. Потеря рая, а значит счастья, которое походит из бытия близко Бога, приносит смерть. И эта правда всегда актуальная для всего человечества. И именно это имеет целью донести нам рассказ о дереве жизни в Едеме. Боговдохновенный библейский автор именно таким образом это представил и, несмотря на то, что его подход может казаться очень примитивным, однако в реальности является чем-то идеальным. Иные этот аспект не смогли бы выразить даже при помощи целых библиотек…
Остаётся ещё одно дерево – дерево познания добра и зла. Это также литературный образ, который указывает на правду о вольной воле человека. Бог увещает: с этого дерева нельзя есть плодов, ибо умрёте. Творец говорит очень ясно и конкретно. С другой стороны, человек имеет доступ к этому дереву и имеет возможность воспользоваться его плодами, т.е. имеет возможность поступить иначе, чем предлагает Бог, при всём этом зная последствия своего непослушания. Дерево познания добра и зла – это образ морального права, которое с самого начала записано в историю мира и в сердце человека. До конца света Бог будет припоминать человеку: существует столько возможностей в жизни! У тебя множество дорог, которые ведут к удовлетворению от жизни до познания счастья; но и того тебе нельзя делать, и того нельзя, ибо это обернётся против тебя; будешь страдать, а вместе с тобой будут страдать и другие. Автор Библии очень простым и таким понятным способом выразил то, о чём теологи обречены к написанию целых томов, но так до конца и не в состоянии объяснить эту правду… Но этот автор писал, вдохновленный Богом!
Над этим содержанием будет ещё время поразмышлять в следующих наших статьях. Сегодняшнее размышление показывает, как же необычно это Священное Писание. Может быть, у многих из нас изменится взгляд на текст Библии. Может быть, кто-то освободится от окостенелых схем и посмотрит на предмет значительно шире. Нельзя также исключить и потрясения от содержания этой статьи. Начало Библии – это не только красивые рассказы о рае, но это очень глубокое учение, важное для всех людей, всех времён. Это – наука, которая открывает нам необъятность Бога и ведёт к Нему. Это наука, которая также объясняет правду о человеке и окружающем его мире.
кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)