В своем апостольском послании «Misericordia et misera» в завершение Юбилейного Года Милосердия Папа Франциск особо подчеркнул значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием. Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать новый путь по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Вести Библейскую катехезу на страницах журнала любезно согласился наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.
Он Сам говорит
Когда говорим о Библии, несомненно, имеем в виду величайшее свидетельство культуры, также бесценное произведение литературы и необычного свидетеля истории. И все-таки прежде всего Библия – это Божье Слово, обращенное к человеку. Она также является выражением веры тех, с кем разговаривал Бог. Является местом встречи с Богом и источником нашей веры. Однако в каждом поколении Святое Писание приносит трудности и вызывает беспокойство. И поводы для этого могут быть разные: недостаток веры, недостаток доброй воли, может быть, недостаток ещё чего-либо… А иногда это всего лишь трудный этап, который человек должен пройти в своей жизни, чтобы могла в нём родиться мудрость, необходимая для встречи со святостью, для встречи с говорящим Богом. Предлагаю, чтобы мы вместе, в духе сосредоточения и медитации склонили голову над Святой Книгой и с помощью Божьей благодати попробовали коснуться некоторых тем, связанных с ней. Начнём с очень общих, которые касаются названий, создания, содержания и боговдохновения Библии, чтобы позднее дойти до конкретных событий и идей, находящихся в конкретных фрагментах. В нашем паломничестве по проблемам и страницам Библии пусть нас мобилизуют слова святого Геронима: «Незнание Священного Писания свидетельствует о незнании Иисуса Христа».
Иногда можно встретиться с трактовкой, что каждой эпохе присуща своя святая книга. Современный человек, сформированный с помощью ментальности экономической, политической и повсеместного психологизирования, таким же образом может думать и о Священном Писании, размещая его на одном уровне с другой литературой типа Коран, письма индусов или Будды, философов. А тем временем такое мышление ошибочно. Библия не является делом только человека. Достаточно научного, солидного анализа, чтобы убедиться в том, что содержание Священного Писания настолько богато, оригинально и удивительно, что не находит объяснения в категориях чисто человеческих. Участие Кого-то «не от мира сего» в создании этой Книги является очевидным. Достаточно сравнить все религии мира, чтобы удостовериться в том, что послание Библии идет как бы против течения: один Бог, непостижимо превышающий человека, но очень близок ему как Творец и Отец, как судья и надежда жизни. Этот Бог посылает в мир Сына, который позволяет Себя распять из любви к человеку, побеждает смерть, при этом открывая дорогу к жизни вечной. Просит людей, чтобы любили друг друга и прощали взаимно, так как Он Сам показал пример. Ничего подобного нет ни в какой другой религии. Послание и само рождение Библии являются следствием боговдохновения, которого не имеют никакие другие литературные произведения.
Каждая книга имеет своё название, которое, прежде всего, указывает на её содержание. Кроме того, титул выражает также и цель, к которой стремился её автор. Святое Писание не является исключением. Святая Книга имеет много названий, очень возвышенных, указывающих на её благородное происхождение, особенную функцию и богатое содержание. Наиболее известное и чаще всего встречаемое название – Библия. Этимология греческого слова biblia означает: книги. Библия – это не одна книга, это целая «библиотека», она вмещает в себя множество книг, создающихся годами, столетиями, входящих в Ветхий и Новый Завет. Надеемся, что ещё будет возможность сказать несколько слов на тему так называемого библейского канона. Чтение Библии позволяет заметить, что все эти книги, написанные разными людьми и в разных исторических периодах, имеют, однако, Кого-то общего, того, кто является главным Автором Библии.
Другое, также достаточно популярное и известное название этой Книги, – Священное Писание, очень древнее и достойное. Этот титул больше относится к Божьему Слову написанному, нежели оглашённому. Библия является святой, так как её Автор – святой. Это не только человек, но и Бог. Библия является святой, так как её содержание было создано по Божьей воле, под Его водительством, при наполнении Духа Святого. Второй Ватиканский Собор определил это следующим образом: «Правды, объявленные Богом, которые записаны и выражены в Священном Писании, были написаны под действием Святого Духа. Ибо Матерь Церковь на основании веры признаёт апостольскими книги как Ветхого, так и Нового Завета полностью, со всеми их частями, книгами святыми и каноническими, так как написаны они под воздействием Духа Святого» (KO 11). Кроме того, эта книга очень часто приводила и далее ведёт людей к святости. Это не означает, что происходит это автоматически. В большой мере это зависит от доброй воли человека, который её читает. Библия является святой Книгой не потому, что рассказывает о совершенных, святых событиях или личностях, а потому, что является Божьим Словом и говорит о Святом Боге, одновременно указывая людям дорогу к святости.
И, наконец, Библию называют Заветом. Это название указывает не просто на две части Библии, но и касается её содержания. Название «Завет» является латинским переводом еврейского слова berit, которое означает союз. Однако здесь речь идёт не о каком-то пакте или договорённости, которые люди или государства заключают между собой, а о другом союзе. Библия относится к союзу, который выходит с вольной и полной милосердия инициативы со стороны Бога. Это Божий Дар, который строит мир и приносит жизнь. Священное Писание как завет –это спасительный план Бога относительно человечества, ранее оглашённый и приготовленный Ветхим Заветом и полностью утверждённый Иисусом в Новом Завете.
Название «Ветхий Завет» и «Новый Завет» не означает противоположности двух частей, на которые делится Библия. Между ними есть тесная и очень глубокая связь, которая основывается на двух как бы основах: на исторической – Ветхий Завет подготавливает Новый и на теологической – в Ветхом Завете находится начало объявления, которое имеет место в Новом Завете. И снова заглянем в учение Церкви: «Бог, Творец вдохновения и Автор Книг Двух Заветов, мудро решил, чтобы новый Завет был сокрыт в Ветхом, а ветхий в Новом нашёл объяснение. Несмотря на то, что Христос установил новый Союз кровью своей, Книги Ветхого Завета полностью приняты в евангелическом учении, в Новом Завете находят и открывают свой полный смысл и взаимно освящают и объясняют Новый Завет» (KO 16).
Даже на основании самих названий можно сделать вывод, что Библия является для нас необычной Книгой. И несмотря на то, что состоит она из разных книг, написанных в разные эпохи и в разных обстоятельствах, однако в единое их объединяет то, что люди с давних времён принимают их как живое и истинное свидетельство. Источником и содержанием Библии являются дела милосердной и спасительной любви Бога, который вошёл в историю человечества, заключил с ним союз. Этот завет, долгое время оглашаемый и приготавливающий, исполнился в Иисусе Христе, в Его страдании, смерти и воскресении. История спасения, записанная в Святой Книге, имеет свою конструкцию и развивается в жизни тех, кто читает, размышляет и любит Священное Писание. И закончим словами уже упомянутого Собора: «Христос присущ в своём слове, ибо когда в Церкви читается Священное Писание, Он сам говорит» (KL 7).
Кс. Адам ДЫНАК.
(Продолжение следует).