Тема Божьего Милосердия в последние десятилетия настолько популярна в Церкви, что по воле Папы Франциска стала лейтмотивом литургического года. Что несет тайна Божьего Милосердия для человека? В чем ее смысл? Что может измениться в экзистенции человека, если он примет благовестие о милосердном Боге? Где же еще, как не в Святом Писании, мы должны искать ответы на эти вопросы?!
Настоящая статья, а скорее размышление над фрагментом Евангелия от св. Луки, является приглашением осознать, как безоговорочно Бог выходит, чтобы встретить каждого из нас, протягивает нам руку помощи, чтобы мы могли жить полной жизнью. Может, в Год Милосердия этот текст станет для кого-то стимулом, чтобы «воспользоваться» огромной любовью Бога, чтобы наследовать Его милосердие в наших буднях?
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк 10, 30-37).
Главный герой приведенной выше притчи не какой-то конкретный человек. Евангелист не называет его имени, тем самым обобщая образ. Этим человеком может быть каждый из нас. В Библии «человек» – это образ, икона Бога, гармония мужчины и женщины. Таким мы видим Адама в Книге Бытия (ср. Быт. 1, 27). Это прототип каждого человека.
Итак, некоторый человек шел из Иерусалима. Здесь не написано: вышел, автор ясно пишет «шел из», что означает «все более отдалялся». Шел из Иерусалима… В 21 главе Книги Откровения можно прочитать, что Иерусалим — это образ нового неба, образ будущего спасения, цивилизация единства с Богом; это то, что Господь предуготовил для нашего мира и каждого человека. Идя из Иерусалима, наш герой все более отдаляется от Бога, от Его действительности, сходит на дно.
А что происходит с человеком, отдаляющимся от Бога, мы узнаем из следующих слов: шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим лежит почти на тысячу метров выше уровня моря, чем Иерихон. Этимология слова Иерихон на иврите восходит к слову jaar, что значит – луна. Луна управляет ночью, темнотой, а это уже действительность зла, сатаны. Иерихон расположен недалеко от Мертвого моря, в котором нет ничего живого, только соль… В Святом Писании соль является символом проклятия – когда завоеватели разрушали какой-нибудь город, они посыпали его солью, чтобы там уже ничего не росло. Но с другой стороны, Иисус сказал Своим ученикам, чтобы они были солью земли (ср. Мф 5,13), т.е. вкусом, потому что без соли любая еда становится безвкусной, и одновременно солью в глазах. Вы будете вызывать жжение в глазах других, вас будут проклинать. Крестное знамение, любой иной жест или слово, свидетельствующие о нашей вере в Иисуса Христа, о нашем христианстве, и в нашем обществе может столкнуться с неприятием или даже с преследованиями. Быть христианином – значит быть к этому готовым.
Итак, Иерихон лежал возле Мертвого моря, моря смерти – места наибольшей концентрации проклятий. Образно мы можем представить себе это так, что человек сходил на дно. Слово Божие говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (ср. Рим 3,23), хотя первоначально по воле Бога все мы были одарены Его благодатью.
Разбойники… Кто они? Человек еще не успел до конца потерять самого себя, а его уже обступили разбойники, т.е. демоны. Они не спят, как рыкающие львы, ища, кого поглотить (ср. 1P 5, 8). Это они сорвали с человека достоинство Божьего чада. Сняли с него одежду… Раздетому человеку больше нечем прикрыть свою нагость, стыд охватывает его (ср. Быт 3, 7). Именно к этому приводит грех. Разбойники не только сняли с него одежду, но и изранили его и ушли, оставив едва живым. Библия говорит, что каждый грех наносит раны, оставляет на человеке свои шрамы. Человек в состоянии греха является полумертвым. Его внутренняя жизнь замирает, потому что грех разрывает связь человека с Богом, преграждая доступ к источнику жизни. Бог же всегда дает еще один шанс…
По случаю один священник шел тою дорогою… Священники ходят там, где могут помочь человеку. Это их призвание и задание. Но священники не всегда оказывают милосердие другим. Притча говорит нам, что священник, «увидев его, прошел мимо». В греческом оригинале говорится, что не просто прошел мимо, а даже перешел на другую сторону дороги.
Также и левит… Левиты были общественной группой, связанной с храмом. Говоря современным языком, это кто-то, кто прислуживает в храме, не обязательно министрант. Хотя каждый крещеный принадлежит к избранному священническому роду (ср. 1 Петр 2, 9), не каждый способен увидеть боль другого человека. Разве ж не о нас эта притча? Как часто и мы проходим мимо!
Затем написано, что «некто самарянин, проезжая, нашел на него». На иврите «самарянин» происходит от слова shemer, что значит – сторож, как Ангел-хранитель. А кого можно назвать таким ангелом-хранителем для каждого человека? Кто является ангелом превыше всякого ангела? Хранителем превыше всякого хранителя? Кто заботится о человеке больше, чем отец и мать, вместе взятые? Кто ни на минуту не перестает бодрствовать над нами?
Ориген предлагает своим читателям открыть Евангелие от Иоанна (Ин 8, 48) и узнать, кем же был этот самарянин. Потому что лучшее объяснение Святого Писания можно найти только в Святом Писании, где один фрагмент зачастую содержит разгадку того, о чем говорится в другом. У апостола Иоанна мы можем увидеть Иисуса во время Его спора с иудеями. Иисус противостоит их взглядам, упрекает в неверии и упорстве. И вот в кульминационный момент Его оппоненты не могут сдержать своих эмоций и, стараясь уничижить Иисуса, используют оскорбительное для иудея слово – самарянин.
Именно Иисус и есть тем самарянином! Хранителем наших ран. Он – Тот, кто не обойдет стороной никакого человека. Даже если мы порой не замечаем других, все Его внимание сосредоточено на нас и наших ранах.
Самарянин, увидев его, сжалился… В Библии слово «сжалился» появляется довольно часто. В том же Евангелии от Луки в 15 главе в притче о блудном сыне, об отце, вышедшем ему навстречу, говорится – сжалился. Потому что Бог таков, что при виде своего умирающего чада, человека, с огромным состраданием начинает заботиться о нем и ему помогать.
Там в Евангелиях, где говорится, что Иисус сжалился, следует описание Его чудес. А происходило это тогда, когда Он видел чье-то несчастье, унижение, тяжелую болезнь, раскаяние за совершенные грехи. Все это должно показать нам, что у нашего Бога чувствительное сердце. Порой человек представляет Бога далеким, жестким, смотрящим на всех свысока, не прощающим ни малейшей провинности, искажая тем самым Его образ. Но если мы посмотрим на иконы, то увидим, что на некоторых из них Христос представлен с обнаженным сердцем. Именно таким увидела Его св. Фаустина, и именно таким мы видим Его на иконе Божьего Милосердия. В этом наше утешение, благая весть, которую мы должны навсегда запомнить, – наш Бог милосерден!
А притча рассказывает, что «самарянин перевязал ему раны, возливая масло и вино». Ориген увидел в этих возлияниях два таинства исцеления, а точнее, воскрешения человека: масло – это освященный елей, т. е. символ таинства крещения, а вино отсылает нас к наибольшей тайне нашей веры – Евхаристии.
И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу… В русском переводе этого предложения используется слово «осел», хотя в оригинале оно звучит более остро – скотина. Что бы это значило? «Скотина» в Святом Писании подчеркивает силу унижения. Самарянин посадил раненого на свою скотину, т.е. на символ своего унижения, на крест. Тайна креста открывает нам доступ к новой жизни.
Привез его в гостиницу и позаботился о нем… В греческом языке слово «гостиница» происходит от двух слов: pan dehomai. Pandoheion – гостиница, т.е. место, где принимают всех. Каждый может остановиться в гостинице. Но в этой притче все укрыто и все не так просто: гостиница – не просто гостиница, разбойники – не просто разбойники, да и самарянин – не самарянин. Гостиница – это Церковь, внешним отличительным знаком которой является храм. В Церкви есть место для каждого.
Вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: « позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Иисус оставляет в Церкви ее содержателю, священнику, а также каждому крещеному два динария, т.е. Ветхий и Новый Заветы, оставляет две заповеди любви – Бога и ближнего. Раздавай эти два динария! Рассказывай о них! А если отдашь другому человеку больше – Христос вернет тебе все сполна, ты не останешься в убытке! Он вернется, Он вновь придет в парузии!
Этой притчей Иисус хочет каждому человеку сказать: «Не бойся! Если ты ушел из родного дома, сбился с пути, если набожные люди обходят тебя стороной, а твои близкие не знают, как тебе помочь, то Я иду искать тебя, чтобы одарить полнотой жизни!»
Это, можно сказать, программа Года Милосердия, которую мы должны распространять вслед за святым Папой, глашатаем Божьего Милосердия, в самом начале своего понтификата призывавшего: «Не бойтесь принять Христа! Настежь откройте Ему двери своей жизни! Не бойтесь! Христос знает сердце человека!».
Давайте в Год Милосердия проповедовать, кто такой Господь Бог, давайте как можно чаще приступать к таинствам, чтобы уподобиться Христу – доброму самарянину и укреплять в себе дар вечной жизни! Давайте также поможем приступить к церковным таинствам тем, кого мы встретим на своем жизненном пути!
o. Павел МРОЧЕК, CSsR