Одним из худших качеств, которые могут сформироваться в человеке, является привычка. Речь идёт о привыкании как к хорошему, так и к плохому. Что касается плохого, то здесь всё очевидно и комментариев не требуется. Если говорить о добром, то привыкание и в этом смысле плохо, так как привыкание к хорошему означает рутину и безразличие, недооценку того, что очень часто заслуживает самой высокой оценки. Такое определение относится ко всем сферам жизни и полноправно касается также времени и подлинности адвента.
Кажется, значительный процент людей верующих не смогли бы разъяснить значение названия литургического периода, о котором будем рассуждать. Для многих это едино установленное Костелом время, предшествующее Рождеству Христову. Ещё меньшая группа людей связывает этот период с конкретными традициями и обычаями, а именно с роратами – приходом ранним утром на святую Мессу, адвентовым венком, адвентовой свечой и, возможно, ещё с постом или какими-то иными формами епитимии. Но разве такой способ восприятия адвента является достаточным?
Адвент (лат. adventus) дословно означает «приход» и, следовательно, относится к приходу Иисуса Христа. Это Его пришествие воспринимается двояко: приход на землю человека, то есть воплощение, и приход как судьи во всём величии в конце света. Значит, адвент нельзя связывать единственно с ожиданием очередного Рождества Христова. Это событие значительно богаче, охватывает целую историю спасения – от сотворения мира и до его конца. Однако следует заметить, что сам адвент, хотя и указывает на пришествие Спасителя, в действительности касается ожидания и приготовления к этому событию. Поэтому и прозвучала фраза о начале и конце света. На протяжении всего периода Ветхого Завета человечество ожидало прихода на свет Спасителя, а после Его первого появления в Вифлееме 2000 лет назад ожидаем Его повторного пришествия в конце света.
Уже на первых страницах Святого Писания встречаемся с заверением Бога, касающимся прихода на свет Потомка невесты, который победит змея, виновника греха на земле. После грехопадения первых людей Бог дал такое обещание (Быт 3,15). Равно как традиция еврейская, так и христианская, находят в обещании Бога предвестие заповеди прихода на свет Мессии. Христиане видят исполнение того пророчества в личности Иисуса Христа и называют его Протоевангелие, то есть первейшая добрая весть о спасении. С того самого момента началось долгое, трудное, но необычайно богатое время ожидания прихода Спасителя. Бог не только провозгласил обещание, но и терпеливо, в соответствии со своим замыслом, готовил людей к этому событию.
Во время Ветхого Завета можно проследить несколько этапов, которые ярко отражают удивительную мудрость Бога и Его личную заинтересованность в процессе формирования многих поколений человечества. Первый из этих этапов – это время Патриархов: Авраама Исаака, Якова и его сыновей. Бог объявился одному человеку, Аврааму, чтобы посредством его личности, его послушания и доверия начать дело, которое со временем достигнет необъятных размеров. Период Патриархов – это время, когда вера была очень проста, а в замысле Божьем принимало участие всего лишь несколько десятков лиц. Однако Бог на этом не остановился, пошел дальше в реализации своей воли. Избрал и призвал к себе народ, развитием истории которого далее реализовал свой план. Это народ Израиля. Для него Господь осуществляет множество знаков: выводит из неволи, чудесно проводит сквозь море и опекает в пустыне и также не менее чудесно отдает ему землю Ханаан. С избранным народом Бог создал завет на Синае, важнейшим элементом которого являются Десять Божьих Заповедей. Благодаря событиям в пустыне и объявлению завета, Бог более богато и содержательно предстаёт с человеком, чем было это ранее. Но это еще не всё.
Следующий этап – это время монархии Израиля, период очередных знамений Божьего присутствия и диалога с избранным народом. Ответ его – как верность Богу, так и неверность. Это период взлётов и падений, величия и унижения, неволи и Божьей опеки в тяжелейшие минуты истории народа. Все те события носили воспитательный характер и воссоздавали народ, избранный по образу и подобию Бога, готовили его к встрече с предсказанным Мессией. В том периоде избавления тоже присутствуют пророки, которые внесли огромный вклад в дело формирования народа и интенсивно оживляли его ожидание Мессии. В том самом периоде Бог очень выразительно подтвердил своё обещание прихода Спасителя на землю в славном пророчестве, данном царем Давидом через пророка Нафана (2 Царств 7,12-16).
Пришёл, наконец, долгожданный Спаситель. Правда, люди не признали и не приняли Его, как полагает, но Бога это не разочаровало. В Своём Сыне полностью объявил Себя человечеству куда более содержательно, чем это происходило ранее. Иисус избавил свет, но на этом история не завершается. Бог жаждет, чтобы радостная весть об этом событии проникла в каждый уголок земли, чтобы все услышали и восторженно её переживали. Более того, Бог хочет, чтобы всё человечество было с Ним в Его Царстве и так достигли настоящего вечного счастья. Поэтому с приходом на землю Его Сына начался и продолжается второй период адвента, о котором мы уже упоминали.
Из всего сказанного выше следует, что опыт адвента всю жизнь накапливается, пополняется и приобретает более богатое содержание, а мы постоянно должны быть готовы ко встрече с нашим Господом и неустанно к ней стремимся. Большинство людей, и это правда, не дождётся конца света, но каждый из них пережил или будет переживать момент смерти. Это и есть минута встречи с Богом. Поэтому адвентом является и вся история человечества, и жизнь каждого конкретного человека.
Каждый год, непосредственно перед Рождеством Христовым, Костел переживает литургический период адвента. Он непродолжительный, длится от 23 до 28 дней и включает в себя четыре воскресения. Повсеместно воспринимается как время духовного приготовления для более содержательного переживания радостного напоминания о приходе Бога на свет. Этому помогают разные традиции, связанные с адвентом. Адвент – это время более интенсивной духовной жизни для христиан. И очень хорошо, что так есть. Но более значимым всё-таки остаётся то, чтобы, при всех внешних формах, обратить внимание на более широкое значение адвента. Созерцание богатства истории Ветхого Завета помогает лучше пережить и переосмыслить значение прихода Спасителя на землю, понять, насколько важным для Бога было это событие, как чудесным способом Он воспитывал целые поколения людей, готовил их к встрече с Его Сыном, и какие прекрасные планы связал Бог с приходом в мир Иисуса и с Его учением. Углубление в Божий промысел поможет более чётко уяснить каждому из нас, что мы действительно переживаем каждый год в тот день, который чаще всего по привычке называем Рождеством Христовым. С другой стороны факт рождения Божьего Сына положил начало пути к окончательной встрече с Богом навсегда. И этого нельзя упустить. Это есть совершеннейший момент в адвенте, в том адвенте, которым является жизнь человека. Поэтому адвент для христианина – время радостного и творческого ожидания.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА
КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Приготовления
522
«Пришествие Сына Божия на землю – событие столь необъятное, что Бог постановил подготовлять Его на протяжении веков. Обряды и жертвоприношения, образы и символы «первого завета» (Евр 9,15) – Он все устремляет ко Христу; Он возвещает Его устами пророков, сменяющих друг друга в Израиле. Вдобавок Он пробуждает и в сердцах язычников неясное ожидание этого пришествия».
523
«Св. Иоанн Креститель – прямой предтеча Господа, посланный, чтобы приготовить Ему путь. «Пророк Всевышнего» (Лк 1,76), он – больше всех пророков и последний из них, с него начинается Благая Весть; он приветствует Пришествие Христа, еще будучи во чреве своей матери, и радуется тому, что он «друг Жениха» (Ин 3,29), называя Иисуса «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин 1,29). Предшествуя Иисусу «в духе и силе Илии» (Лк 1,17), он свидетельствует о Нем своей проповедью, крещением покаяния и, наконец, мученической кончиной».
524
«Совершая ежегодно литургию Адвента, Церковь возобновляет это ожидание Мессии: приобщаясь к долгому подготовлению первого Пришествия Спасителя, верующие обновляют пламенное желание Его второго Пришествия. Празднуя рождение и мученическую кончину Предтечи, Церковь присоединяется к его желанию: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3,30)».