В приходском киоске или в магазине с предметами культового назначения наше внимание привлекает большое количество маленьких фигурок ангелов. Они очень разные: с большими и маленькими крыльями, розовые и белые, позолоченные и посеребрянные, с музыкальным сопровождением или без него, в благочестивой позе или раскрепощенные, полуобнаженные или ничем не прикрытые…
Характеристики эти можно перечислять долго. Но вместо этого стоит задуматься о причинах такого интереса со стороны современников. Неужели ангеология – учение об ангелах – переживает расцвет в начале XXI века? А может, существующая потребность в заступничестве небесных сил пробуждает такого рода набожность в людях? Можно найти и другие объяснения этому явлению.
Христианин в поисках ответов на возникающие в его жизни вопросы, в том числе такие, как выше упомянутые, свои первые шаги направляет к Откровению, то есть к знанию Священного Писания. Что Святая книга рассказывает нам об ангелах? Оказывается, очень многое, причем с самого начала. Впервые ангел упоминается в Библии в связи с изгнанием Адама и Евы из райского сада. Херувимы стояли на страже у входа в сад и оберегали древо жизни. Здесь стоит заметить, что в Священном Писании существуют различия между ангелами и херувимами: ангелы – это Божьи посланники для исполнения самых разных заданий, и они могут появляться при разных обстоятельствах, а херувимы появляются прежде всего там, где присутствует сам Бог и объявляется во всем своем величии. Кроме того, у ангелов почти всегда человеческое обличье, нигде не говорится об образе ангелов, а херувимы всегда описываются как крылатые существа. Эта информация должна помочь нам осмыслить понятия по интересующей нас теме и определить ход рассуждений. Нас интересуют, прежде всего, ангелы.
Относительно часто ангелы появляются в жизни Патриархов. Всякий раз они выполняют роль Божьих посланников. В случае Авраама ангелы разговаривают с ним, сидят за столом, делят трапезу, приходят в гости. Библейское повествование ясно дает понять, что ангелы выглядят, как обычные люди. Также происходит и в жизни Лота, племянника Авраама. Ангелы присутствуют и на следующих этапах истории искупления. Особенно заметно это проявляется в истории Исхода, когда ангел Божий выполняет роль проводника народа в дороге через пустыню. Внимание привлекает подчеркнутое акцентирование его конкретной миссии. Здесь ангел – посланник Божий, выполняющий важное задание. Так будет и в эпоху судей, когда ангелы выступают в роли посредников между Богом и избранными Им людьми. Особое внимание обращает на себя образ ангела в эпоху царей. Там ангелы, чаще всего, выполняют роль ниспосланных Богом карателей. Это вовсе не утонченные существа со сладкими устами, а опасные, повергающие в ужас разрушители.
Может показаться странным тот факт, что ангелов нет в жизни пророков. Исключением может быть только Илья, достаточно часто вступающий в контакт с ангелом, ниспосланным ему Богом. В очередной раз перед нами ангел, выступающий в роли исполнителя специальных Божьих заданий. В пророческой литературе также Книга Даниила стремится представить ангелов как ниспосланных Богом спасителей верных Ему людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. А вот в жизни и деяниях отдельных пророков присутствие ангелов принципиально незаметно. Достаточно много об ангелах рассказывается в Книге Захарии, но это апокалиптическая литература, и поэтому она не может обойтись без таких образов, хоть более уместным было бы присутствие упомянутых ранее херувимов.
Особое внимание стоит обратить на Книгу Товита, в которой одним из главных образов является ангел Рафаил. Ниспосланный Богом ангел, как и во многих других случаях, выполняет роль опекуна человека, на этот раз – Товия. В этой истории, более чем в любой другой, ангел выглядит и ведет себя, как обычный человек. Книга Товита как будто дает понять, что Божьим посланником может быть любой человек.
Обратимся к Новому Завету, в котором также часто встречаются ангелы. В Новом Завете более заметное, чем в Старом Завете, спасительное значение миссии Божьих посланников. Ангелы чаще появляются в ключевых моментах истории искупления: Благовещение, Рождество, Воскресение Спасителя. Но не только, они также помогают обычным людям. Особенно много об этом говорится в Деяниях святых апостолов. И, наконец, Книга Апокалипсиса святого Иоанна, в которой об ангелах говорится больше, чем в других библейских книгах. Но это описание небесного мира, где ангелы несут свою службу перед Богом. В данном случае речь, скорее, идет о херувимах в соответствии с выше отмеченными различиями.
После краткого экскурса в библейскую ангеологию попытаемся сформулировать полезные для нас выводы. Прежде всего, ангелы в Библии – это Божьи посланники. Греческий термин angelos обозначает «вестник», «посланец». Бог очень часто использовал ангелов, чтобы помочь людям или передать свое волеизъявление. Если Он делал это в библейские времена, логично предположить, что Он может это делать сегодня. А значит ангелы – это не только воспоминания о далеком прошлом, плод воображения человека, а что-то вполне реальное, что будет бесконечно повторяться в истории. Бог остается верным не только своему слову, но и методам деяний.
Священное Писание неоднократно представляет ангелов в человеческом обличье. Бог Всемогущий и Святой, но при этом также очень простой и обычный в своем поведении. Он приглашает людей к сотрудничеству в разных сферах. Зачастую это очень важные дела. Также люди получают роль Его посланников, и это ведет к определенным последствиям. Во-первых, Божьим посланником может быть очень обычный для меня человек, даже такой, который мне не нравится или я его не люблю, и это потребует от меня пересмотра своей позиции, некоторого принижения для принятия Божьей воли, а, возможно, и помощи. Во-вторых, роль Божьего посланника может выпасть на долю каждого из нас, а это, кроме чести и возвышения, предполагает также открытость и готовность к выполнению миссии, зачастую противоречащей моим прежним представлениям и ожиданиям. Ангелы участвовали не только в радостных и почетных таинствах, но и в тяжелых, часто становясь предвестниками и даже исполнителями Божьего суда.
Что после этих рассуждений можно ответить на поставленные вопросы об армии пластиковых ангелочков, выставленной в витринах магазинов или на полках в наших домах? Наверняка, любое проявление интереса к потустороннему миру – это что-то хорошее, особенно в современную эпоху потребления. Украшение жилья, рабочего места или автомобиля фигурками ангелов может, в некоторой степени, выражать этот интерес. Но Слово Божье учит нас тому, что мир ангелов намного серьезнее, чем мы его себе обычно представляем. Речь идет о том, чтобы веяния моды, иногда обычное коллекционирование, а чаще всего декоративные функции, не заслоняли истину о том, что наш заботливый Бог Отец все время посылает нам своих посланников и неоднократно каждого из нас привлекает к такой роли. Осознание того, что ты принимаешь Божьего ангела, и ощущение того, что ты являешься таким ангелом, наверняка, нечто большее, чем пополнение коллекции очередной пластиковой игрушкой с крыльями, хоть по большому счету одно другому не должно мешать, а, возможно, может помочь…
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Христос «и все святые ангелы с Ним»
333
«От Воплощения до Вознесения жизнь Слова воплощенного окружена поклонением и служением ангелов. Бог, когда «вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся ему все ангелы Божии»» (Евр 1,6). Их хвалебная песнь при Рождестве Христовом неустанно звучит в церковном прославлении: «Слава в вышних Богу…» (Лк 2, 14). Они охраняют жизнь Младенца Иисуса, служат Ему в пустыне, утешают Его в гефсиманском борении, тогда как Он мог бы быть спасен ими от руки врага, как некогда Израиль. И опять-таки ангелы «благовествуют», возвещая «великую радость» (Лк 2, 10) Боговоплощения и Воскресения Христова. Они будут присутствовать при возвращении Христа, которое они возвещают, они будут служить на Его суде «.