История – это всегда продолжение событий. Каждый день приносит новые вести, потому что в каждую минуту в мире что-то происходит. Это и значимые события, и прозаические, и просто интересные факты. Человек способен восхищаться жизнью, с огромным вниманием может наблюдать за историей в целом, но и с таким же вниманием может наблюдать за процессами и событиями куда более чем скромными…. Ведь historia vitae magistra est (история – наставница жизни).
Однако, чтобы мудрое изречение не было лишь пафосом, нужно не только наблюдать, интересоваться, но необходимо делать определённые и конкретные выводы, чтобы в дальнейшем поступать мудро и соответствующим образом. Необходимо также выходить навстречу событиям, которые приносит повседневность. Сегодня очень актуальной является проблема беженцев, которые убегают из стран Ближнего Востока, с территорий, где сейчас идёт война. И это – проблема большого масштаба, размеров до сих пор невиданных. И даже если на сегодняшний день эта проблема не затрагивает Беларусь непосредственно, то христианам, живущим над Днепром и Двиной, эта тема небезразлична, и прежде всего с точки зрения евангельского взгляда на мир. Христианин должен видеть представленную проблему прежде всего с перспективы веры, а конкретнее – в свете Божьего Слова, которое содержит в себе ответы на трудные вопросы жизни.
Вопрос беженцев стар, как мир. Однако на этот раз дело имеем с более трудным явлением. Беженцы прибывают с территорий исламской культуры в христианскую Европу, и хотя качество христианской веры в Европе не наивысшее, в этом случае более важным остаётся аспект культурный, а не религиозный. Тем более, что беженцы прибывают большими группами. Во время восстания агрессивных исламских государств, войны в Афганистане и в условиях приумножающихся террористических актов проблема беженцев набирает все больший формат. «Инвазия» мусульман у многих людей вызывает оправданный страх. Христианин стоит перед дилеммой: трезвая, реалистическая оценка ситуации и воззвание Иисуса в Евангелии, чтобы принять паломников в дом, не отвернуться от того, кто просит тебя, любить ближнего как самого себя, даже если в настоящее время он может оказаться неприятелем. Верующий во Христа стоит перед драматическим выбором.
В Святом Писании множество раз встречаемся с темой беженцев. Главным местом обоснования был Египет. В стране над Нилом израильтяне очень часто искали убежища от голода или иных несчастий. По этой причине паломничали там уже патриархи. Также и во времена монархии известные библейские личности искали убежища в землях фараонов (Иеровоам, Годолия, Еремия). В связи с вышеупомянутыми фактами Библия очень положительно откликается относительно такого феномена как беженство: «Пришельца не обижай (и не притесняй его): вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 23, 9). В общине израильтян всегда присутствовали иноземцы, которые, несмотря на то, что не имели таких же прав, какие имел народ святой, тем не менее спокойно функционировали в повседневной жизни израильтянских поколений. Нельзя было их притеснять и обижать. Закон множество раз напоминал о том, чтобы оказать им милосердие, потому что их любит Бог. А они, в свою очередь, должны были соблюдать обычаи Божьего Народа.
Без сомнения, текстом, который больше всего привлекает наше внимание, является фрагмент, который описывает бегство Святого Семейства в Египет (Мф 2, 13-23). Нет необходимости детально и подробно рассказывать об упомянутом выше событии, так как оно нам достаточно знакомо. Однако нужно заострить внимание на определённых моментах евангельских мыслей, которые, в свою очередь, приведут нас к конкретным выводам. Прежде всего, обратим внимание на то, что в этой сцене впервые в Евангелии появляется зло, и направлено оно на того, кто является Любовью. Божий Сын не только в собственной персоне повторяет деяния своего Народа из прошлого, но и принимает на себя то, с чем ещё много раз встретится в своей земной жизни. Побег в Египет был началом и предсказанием последующего непринятия Иисуса как Спасителя. Такое обращение с Божиим Сыном предопределяет и то, как будут приняты миром Его ученики. Они должны быть подготовлены на враждебное к себе отношение, фальшивое обвинение и даже на смерть ради имени Иисуса.
Святая Семья уцелела, но уцелела благодаря бегству. Наш Господь разделил судьбу с человеком во всех экзистенциональных ситуациях и также в переживании принудительного побега из отчизны для того, чтобы остаться в живых. Этот факт создает определённый фундамент для веры и упования на то, что Бог близко с теми, которые во все времена и в любой географической широте должны оставить собственную землю и убегать в неизвестное. Он с ними, принимает участие в их жизненной драме, переживает боль унижения и страх перед неизвестным. Он – со всеми, также с теми, которые не верят в Него, которые исповедуют другую религию, которые, быть может, даже выступают против Него и Его последователей. В Египте, в той культуре и религии, Он также был кем-то чужим. За всех умер на кресте, за всех без исключения… Эта правда очень важная и очень трудная для христиан, которые выходят навстречу мусульманским иммигрантам.
В описании побега Святого Семейства в Египет также встречаемся с фактом страшной гибели Вифлеемских детей. Это событие показывает, что Божьего Царствия еще не было на земле. И нет его в сегодняшнем мире, несмотря на то, что Сын Божий столько раз о нём говорил, несмотря на то, что дал начало этой новой реальности и своих последователей просил о его расширении. В мире постоянно воюют добро и зло, свет и тьма, то, что Божье, и то, что от демона. И может казаться, что не всегда и не сразу всё происходит по Божьей Воле. Однако всё имеет своё место в спасительных планах Бога, и последнее слово всегда остаётся за Ним. Ничего не происходит случайно. Это бросает определённый свет на феномен принудительной миграции. Почему именно так происходит, почему столько страшных событий и страдания – это пока остаётся тайной. Тайной остаётся и то, смогут ли бегущие из своей страны увидеть в этом какую-то логику Божьего плана? Сформировала ли их религия такое мировоззрение в них самих? Однако христиане должны в этом видеть и искать палец Бога, Его спасительную Волю. И речь не идет лишь о теоретической медитации, даже той самой глубокой. Она, конечно же, нужна, но на этом не конец. Взгляд на эту трудную тему в свете Божьего Слова должен дать нам импульс для того, чтобы понять собственное место христиан в этих событиях.
Все эти размышления не имели целью дать конкретные указания или какие-нибудь директивы относительно поведения людей верующих при встрече с проблемой иммигрантов, которые прибывают в Европу. Это очень трудная тема, и здесь нет готовых ответов. Наша рефлексия была всего лишь шагом на дороге поиска мудрости и света Духа Святого, находящихся в Божьем Слове, чтобы в облике существующей проблемы сохранить свой статус и позицию праведных христиан.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Тайна кажущегося бессилия Божиего
272
«Вера в Бога Отца Всемогущего может быть подвергнута испытанию злом и страданием. Иногда может показаться, что Бог отсутствует и неспособен помешать злу. Но Бог Отец самым таинственным образом открыл Свое Всемогущество в добровольном унижении и Воскресении Сына, которыми победил зло. Так, Христос распятый есть «Божия сила и Божия премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1, 24-25). В Воскресении и прославлении Христа Бог раскрыл «державную силу» Свою и показал, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» (Еф 1,19)».
273
«Одна только вера может пойти таинственными путями Всемогущества Божия. Эта вера хвалится своими немощами, чтобы привлечь к себе силу Христову. Высочайший образец этой веры – Дева Мария, веровавшая, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1, 37), и сумевшая величать Господа: «…сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его» (Лк 1, 49)».