Простой и скромной монахине Фаустине Ковальской явился Христос и поручил распространять культ Божиего Милосердия, вести Дневник, совершать венчик и другие молитвы к Божиему Милосердию, распространять образ Божиего Милосердия. Но неизвестно, как бы все это реализовалось, не окажись рядом её исповедника – священника Михаила Сопотько…
Церковная агиография говорит о том, что, те, кого почитаем как святых, на дороге к святости имели своих духовных руководителей. Чаще всего эти наставники их внутренней жизни совсем не известны, а ведь, согласно логике, они были где-то на шаг впереди тех, над кем имели духовную опеку. Судя чисто по-человечески, они должны были быть более святыми, чем их подопечные. Но чаще всего наоборот. С уверенностью можно принять этот аргумент , зная, что святость, этот дар благодати, является выражением Божьего уподобления. И хотя мы постоянно должны стремиться к святости, однако с кротостью необходимо признать, что в этой области, прежде всего, осуществляется сценарий Бога.
Исходя из этой главной правды, однако, можем наблюдать и стараться подражать тем, кто опередил нас на этой дороге соединения с Богом и на кого Церковь, вынося на алтарь, указывает как на повод для радости и пример для наследования. Углубляясь в их жизнь, как бы «при случае» можем обратить внимание на тех, кто был ближе всего для них, тех, кто знал тайны их духовной жизни, тех, кто помогал им распознавать наиболее закрученные ситуации и от которых так многое зависело. Одним из таких личностей был священник Михал Сопотько, который, хотя и принимает славу как блаженный, однако и далее остается в тени Фаустины Ковальской, той, для которой он по Божьей воле был духовным наставником на дороге её мистической жизни.
Бл. Михал Сопотько родился в конце XIX в. (01.11.1888) на территории современной Беларуси (Юшевшчизна, около Ошмян). Окончил духовную семинарию в Вильно, а позже защитил докторскую степень. Был, по тем временам, человеком очень образованным. Об этом свидетельствует довольно пространный список его научных публикаций. Больше всего внимания уделял развитию культа Божьего Милосердия. Импульсом к развитию этого культа было духовное руководство, которое исполнял в жизни сестры Фаустины Ковальской, апостолки Божьего Милосердия и позже – святой. Это по указанию исповедника и руководителя души сестра Фаустина начала писать свой Дневник. Со слов сестры Фаустины, это священник Сопотько склонил её к рисованию первого образа Милосердного Иисуса. А значит, налицо неимоверно важная роль его как духовного руководителя для развития такого живого сегодня культа Божьего Милосердия – этого «наибольшего дара Бога».
Целью наших дальнейших исследований будет не тайна Божьего Милосердия, несмотря на то, что она достойна безграничного внимания, а будет феномен духовного руководства в жизни верующей личности. Пример сотрудничества на этой почве, которая питала св. Фаустину Ковальскую и бл. Михала Сопотько, как и во многих других примерах из истории Церкви, является для нас мотивом наиболее ярким и привлекающим, чтобы уделить внимание этой теме. Само понятие духовное руководство сегодня находится в центре внимания Церкви, что подтверждается большим количеством литературы на эту тему, однако речь идёт о том, чтобы теоретическая информация реализовалась в жизни как можно большего числа христиан.
Мы как люди верующие каждый день пребываем в состоянии духовной борьбы. Против того, что провозглашал Иисус и согласно чему стремится жить Церковь, выступает злой дух, предлагая совсем другие ценности. То, что мирское, очень часто атакует даже с большей силой. Мы живем в этом мире и очень часто сталкиваемся с драмой выбора. С одной стороны, невозможно полностью изолироваться от того, что привносит в нашу жизнь повседневность, а с другой стороны – наша совесть не позволяет нам многое из того, что нам предлагается. Что выбрать?
Ищем в жизни правду, жаждем её. Стремимся к тому, чтобы было единство мысли, слова и действия, единство данных обещаний, выбранных целей и их реализации. К сожалению, многие ситуации нашей повседневной жизни очень мешают, чтобы было именно так. Порой кажется, что все эти обстоятельства выше наших сил и возможностей. Но на самом деле так происходит, когда с этими проблемами человек остаётся один на один. Поэтому он нуждается в помощи, но помощи не из этого мира, а помощи Бога. Однако нельзя полагаться только на непосредственную благодать, сплывающую на нас с небес, хотя очень часто случается именно так. Бог чаще всего оказывает нам помощь, пользуясь другим человеком, и духовное руководство является его классическим примером. Чем же оно есть?
Для многих людей понятие духовное руководство звучит очень серьёзно, причем серьёзно до такой степени, что больше ассоциируют его с мистической жизнью великих святых, чем с собственными духовными потребностями. Однако это не так. В духовном руководителе нуждается каждый человек верующий, который серьёзно подходит к отношениям с Богом. Нуждается в другом человеке, перед которым сможет настолько открыться, чтобы поделиться своими духовными переживаниями, своими сомнениями. И хорошо, если это священник, но это, заметим, не необходимость. Эту роль может исполнять и светский человек, который имеет определённый опыт в собственной духовной жизни, а значит, кто-то, кто молится, живёт в жизни таинствами и в Божьем слове ищет волю Наивысшего. Очень важно, чтобы этот человек был личностью духовно близкой, перед которой у меня не будет проблемы открыть своё сердце. О добром духовном руководителе для себя мы должны молиться.
Заданием духовного руководителя является быть рядом. Речь не идёт о том, чтобы он давал какие-то спасительные советы, чтобы мог распутать каждую трудную ситуацию или был единственной опорой в принятии того или иного решения. Руководитель просто должен быть, должен выслушать, если нужно – посоветовать, и молиться. Тот, кто пользуется его помощью, должен чувствовать в нём опору и должен ему доверять, но решение духовного характера в итоге принимает он сам, в крайнем случае – вместе со своим духовным руководителем. Поэтому более уместно здесь говорить не столько о руководстве, сколько о духовной дружбе.
Тема духовного руководства очень широкая и невозможно исчерпать её в рамках одной короткой статьи. Пример духовной совместной деятельности, которая была между бл. Михалом Сопотько и св. Фаустиной Ковальской, как и многие другие примеры из жизни святых, указывают на то, что речь идёт об очень важной практике. Можно с уверенностью сказать, что духовное руководство в сегодняшних реалиях будет выглядеть совсем иначе, чем в жизни многих мистиков, но ведь речь не идёт о том, чтобы идеально копировать всё то, что было у наших предшественников. Каждый из нас является кем-то единственным, неповторимым, но и возлюбленным Богом и самым главным для Него. Каждый имеет свою собственную, спроектированную Небесным Отцом дорогу спасения, а практика духовного руководства должна нам помочь только в одном – правильно идти этой дорогой к указанной цели.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Нравственная жизнь и Учительство Церкви
2033
«Учительство пастырей Церкви в области морали обыкновенно осуществляется в катехизации и проповеди при помощи творений богословов и духовных авторов. Так передается от поколения к поколению, под эгидой и наблюдением пастырей, «залог» христианской морали, состоящий из характерной совокупности правил, заповедей и добродетелей, происходящих от веры во Христа и оживляемых любовью. Эта катехизация традиционно принимает как фундамент, помимо Символа веры и молитвы «Отче наш», Десять Заповедей (Декалог), провозглашающих принципы нравственной жизни, важные для всех людей».
2036
«Учительская власть распространяется также на специфические предписания естественного закона, ибо их соблюдение, которого требует Создатель, необходимо для спасения. Напоминая о предписаниях естественного закона, Учительство Церкви исполняет существенную часть своей пророческой функции, состоящей в том, чтобы объявлять людям, кто они есть на самом деле, и напоминать им, каковыми им надлежит быть перед Богом».