Чем есть МИЛОСЕРДИЕ (Библейская рефлексия)

Человеческая жизнь состоит из  этапов. Известное и популярное высказывание порой употребляется в шутку и только для того, чтобы подчеркнуть нестабильность в чьей-то жизни, а на самом деле содержит в себе огромную часть правды относительно земной экзистенции человека. В жизни, в истории переживаем определённые этапы, периоды, эпохи. Так же происходит и в жизни Костёла. Его историю можем разделить и упорядочить по-разному, как в большей, так и в меньшей степени. Эта последняя будет касаться литургического года.

 

 

 Объявленный Папой Франциском Юбилейный Год Милосердия, который начался в первое воскресение Адвента 2015-го  и который заканчивается 20 ноября с.г., в воскресенье Христа Царя, и будет предметом дискуссий и комментариев в различных церковных общинах, а возможно, и за их пределами. И очень хорошо, что так будет, т.к., во-первых, это было время, богатое разнообразными событиями и в общине всей Католической Церкви, и в локальных общинах  верующих; а во-вторых, каждая дискуссия, если же, конечно, ей сопутствует добрая воля,  позволяет встретиться с не замеченными до этого момента аспектами данного события. С уверенностью хочу сказать, что именно так будет и с Юбилейным Годом. Люди, живущие в Церкви, ответственные за его качество и будущее, с интересом будут прислушиваться к разным характеристикам и выводам  на интересующие их темы. Однако  нельзя ограничиться лишь ролью наблюдателя. Прежде всего нужно самому  задуматься, поразмыслить над таким важным событием. Зачем? Затем, что время переживания, получения и свидетельствования милосердия не заканчивается вместе с Юбилеем. Вероятнее всего (и ощущение такое), что все только сейчас начинается…
Существует много путей и возможностей, чтобы поразмыслить над событиями заканчивающегося Юбилея, тем более поразмыслить над самой тайной милосердия. В таком разнообразии можно предложить форму библейской медитации, хотя бы по той причине, что милосердие как объявление Бога и как воззвание, направленное к человеку в Святом Писании, занимает очень важное место. Каждая страница Святой Книги является неисчерпаемым источником для размышлений в этой теме. Рамки статьи реально позволяют нам склониться лишь над одним фрагментом библейского текста, предупреждая еще и о том, что это  будет лишь прикосновением к этой тайне, которая никогда не позволит открыть себя до конца
Обратим  внимание на текст, показывающий сцену умывания ног апостолам, которое совершил Иисус перед своей Мукой. Это событие известно нам лишь со страниц Евангелия святого Иоанна (Ин 13, 1-15). Мы выбрали этот фрагмент, потому что он  совершенным способом  выражает тайну милосердной любви, данной нам Богом, и потому что указывает на любовь милосердную в аспекте миссии, данной верующим.
Умывание ног ученикам является предсказанием намного большей любви со стороны Сына Божьего, любви, которая исполнилась в Его смерти на кресте за спасение мира и была также воззванием к свидетельствованию любви, которая выходит за рамки буквального понимания чьих-то умытых ног. В этот необычайный момент Иисус находится с самыми близкими себе людьми. Но в интерпретации этого события нельзя ограничиться лишь обращением к личностям, жившим две тысячи лет назад. Сегодня мы являемся участниками праздника любви нашего Бога; мы все и есть те,  кто нуждается в умывании ног в источнике Его Милосердия. И очень важно заново освежить в своем сознании факт, что та сцена в Вечернике никогда не заканчивалась, она продолжается, повторяется, имеет своё вечное продолжение. Иисус постоянно склоняется над человеком, над грешниками, чтобы умыть им ноги. Таким образом даёт нам чистоту от зла этого мира, которому постоянно поддаёмся, порой с интересом. Ноги символизируют нашу связь с миром. Стопы больше всего поддаются воздействию грязи, нечистоты и чаще всего принимают на себя боль ран. Иисус касается тех частей нашего тела, нашей жизни, которые больше всего пострадали от этого мира и господствующего в нём зла. Желает очистить их и оздоровить. Делает это постоянно и без устали, так как есть милосердным, так как является воплощённым, безграничным Милосердием Бога.
В том, что Иисус умыл ноги апостолам, наш Господь выразил самого себя, свою безграничную любовь к человеку, оставаясь еще и необычайно покорным. В своих действиях был естественным,  до конца оставаясь самим собой. Но факт этот был и уроком,  преподанным Церкви, той группе учеников, которые, являясь личностями, были собраны  вокруг Него, и Церкви, которая сегодня насчитывает миллионы верующих. На этот аспект обратил внимание сам Иисус: „И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин 13, 14-15). Действие Иисуса является для христиан примером для подражания, и это – до конца существования мира. Речь идёт о том, чтобы мы, по примеру Иисуса, склонялись к нашим братьям и сёстрам, с любовью касаясь их наиболее страдающих, болезненных, дискретных ран, тех мест и жизненных событий, которые сами они не могут и не хотят принять. И чем больше эти раны, тем большее страдание приносят, и, соответственно, нуждаются в  деликатном прикосновении любви, любви милосердной, прежде всего со стороны Бога, но также и со стороны человека. Ведь Бог, прежде всего, проявляет своё милосердное присутствие, пользуясь людьми, пользуясь каждым из нас.
Многие люди нуждаются в очищении через познание любви со стороны ближних, даже если не до конца по-настоящему осведомлены. Кто чувствует себя любимым, тот чувствует себя чистым. Люди нуждаются в искренней, безусловной любви! Конечно же, при столкновении с нечистой сферой другого человека прикосновение к его ранам угрожает тем, что мы рискуем испачкаться этой нечистотой, даже  заразиться. Но в «оптике» милосердия учеников Иисуса эта опасность не имеет никакого значения. Он сам умыл ноги своему предателю. С любовью прикоснулся, наверное, к самой большой подлости в истории мира. Но Он не мог поступить иначе, так как именно таким образом выглядит любовь, так выглядит милосердие.
Сын Божий проповедовал Божье Царство, пришёл в мир, чтобы дать начало новой, необычной реальности. Он ждет людей, готовых с любовью умывать взаимно друг другу ноги. Бог ждёт такой общины братьев и сестёр, которые принимают себя взаимно, между которыми есть настоящая дружба, красивая любовь. В такой общине каждый может чувствовать себя так, будто секунду назад принял душ – свежий, помазанный, дарящий красоту. Кажется, что именно в чём-то таком, между прочим, и выражается суть  христианской милосердной любви.
В Церкви заканчивается Юбилейный Год Милосердия. С уверенностью можно сказать, что было это очень важное время для всех нас. В этой статье можно было несколько иначе посмотреть на эту тему, подвести какие-то итоги, сравнить, написать замечания и начертать пункты на будущее. Скорее всего, так и сделают компетентные в этой сфере люди. А нам пример самого Иисуса, записанный в Евангелии, лучше всего поможет понять не только цель объявления и переживания Юбилейного Года, но прежде всего разобраться в том, чем есть это Милосердие и что значит быть милосердным.

 

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИkatechizis

 

 

Любовь к бедным

 

 

2447
«Дела милосердия – это движимые любовью действия, которыми мы приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и  духовных нуждах. Учить, советовать, утешать, поддерживать – значит совершать дела духовного милосердия, так же, как прощать и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят, в частности, в том, чтобы накормить  голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить больных и за-ключенных, похоронить мертвых. Среди этих дел милостыня, подаваемая бедным, является одним из  основных свидетельств братской любви: она также есть праведное, богоугодное дело
У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк 3,11). Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто (Лк 11, 41) (…)».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий