Чистилище — коридор в Небо

Боимся ли мы чистилища и связанного с ним страдания и покаяния? Что находим о чистилище  в Священном Писании? Что говорит о нем учение Костела? И как мы должны переживать  эту таинственную правду веры?

 

Наша  католическая  вера  содержит такие постулаты, которые  несут в себе человеку радость, будят в нем надежду и желание жить лучше. Примером такого постулата  может быть идея Божьего Милосердия. Конечно же, подобных источников радости  можно найти  гораздо  больше. Однако противовесом являются постулаты трудные, нам не угодные, как, например, учение  об  окончательном  приговоре. Как бы посередине находят место правды веры, которые  у большинства людей верующих побуждают столько же радости, сколько и тревоги. Классическим  примером  таковой может служить католическое  учение  о  чистилище. Чем же так по-настоящему  является  это  чистилище? Что на эту тему можем  найти в Священном Писании? Что говорит о нем   учение  Костёла? Как  мы  должны  переживать эту таинственную  правду  веры?
Начнём с того, что, как  православные, так и протестанты  не  принимают католического учения о чистилище. Православная Церковь  утверждает, что быт чистилища не имеет аргументов библейских и также  он  не  присутствует  в  писаниях  отцов Церкви.  Одновременно  Православная  Церковь принимает существование  быта, где происходит очищение человека после смерти, но оно никак не связано со страданием  или покаянием. Поэтому Православная Церковь призывает помогать умершим  молитвой  или  делами милосердия, чтобы облегчить  им   переживание  очищения  как  приготовление  к  полному  участию в Божьем  Царствии. И, наконец, согласно теологии Восточной Церкви, если человек умирает в состоянии благодати, Бог прощает грехи, не требуя покаяния за них, так как единственным  утолителем  за грехи людей перед Господом есть Иисус Христос. Протестанты с самого начала  полностью  отбросили существование чистилища как  противоречие для их веры.
Если  говорить о Библии, то  содержание  Священной Книги не имеет богатого учения относительно интересующей  нас темы и, к сожалению,  не  найдём там  ни  одного фрагмента, который бы прямо говорил о  существовании  чистилища.  Однако существует  несколько  фрагментов, которые  на дороге  дедукции можно принять как библейский фундамент  для  католического  учения  о  существовании  чистилища. В Ветхом Завете особого внимания заслуживает фрагмент из 2 Книги Маккавейской (2 Макк 12, 43-46), где говорится о приношении жертв за умерших, чтобы они были освобождены от грехов и могли воскреснуть. Такая же мысль, хотя и менее выразительная, проскальзывает и в других местах Ветхого Завета (Tов 4, 17; Сир7, 33). Относительно  темы, над которой размышляем, гораздо большее значение имеет Новый Завет. Существует три речи самого Иисуса, из которых можно сделать вывод о существовании быта, где происходит очищение человека после смерти. В Нагорной Проповеди Спаситель говорит о необходимости примирения с противником (Mф 5, 23-26 ср. Лк 12, 59). В случае непримирения с противником человека ожидает наказание. Если слова Иисуса  «не выйдешь оттуда [из темницы], пока не отдашь до последнего кодранта» относятся к ситуации после смерти человека, то они же позволяют подразумевать, что там, на том свете существует возможность и даже необходимость расчёта за прегрешения, допущенные в земной жизни. Подобные выводы можно сделать и из иных слов Господа, когда говорится  о невозможности прощения  человеку греха, содеянного против Святого Духа, ни в сем веке, ни в будущем (Mф 12, 32). Со слов Иисуса можно сделать вывод о том,  что, в случае иных грехов, существует прощение их в будущей жизни. И, наконец, слова Иисуса «ибо всякий огнём осолится» (Mк 9, 49), которые могут указывать на возможность особенного, посмертного очищения души. Огонь здесь нужно понимать как образ какого-то терпения. Особого внимания заслуживает  речь святого Павла, когда он говорит, что каждое действие человека пройдёт пробу огня и только потом придёт награда (ср. 1 Koр 3, 13-14).
Католическая Церковь учит, что чистилище – это место, где души умерших людей до определённого момента не могут видеть Бога. И это – по причине грехов, совершенных при жизни на земле. Эти грехи были прощены, однако последствия содеянного зла ещё остались (например, чьё-то страдание духовное или физическое). Страдание  души в чистилище основывается на том, что она одновременно осознаёт содеянное зло и его последствия, но не может видеть Бога. Однако у неё есть надежда, что вскоре достигнет полноты спасения и соединится с Богом навсегда.
Говоря о чистилище, нельзя акцентировать внимание на страшном страдании (пребывании в огне), надо сосредоточить его на любви, которая очищает душу. Осознание содеянных грехов и жажда Бога пронизывают сердце человека до такой степени, что полностью уничтожают эгоизм и разжигают совершенную тоску о Боге. И этот процесс внутреннего преображения очень болезненный. Чем более высокий уровень любви, тем больший стыд за совершённые грехи. Пребывание в чистилище – это вознесение себя на наивысший уровень любви. Костёл одновременно провозглашает, что период пребывания в чистилище некоторых душ может быть сокращённым благодаря заступничеству верных на земле. Усилиями взаимной связи между верующими на земле и душами в  чистилище, которую  называем „единством святых”, добро, творимое на земле, может быть полезным  для  тех последних. Душам в чистилище помогают  молитва, жертва Святой Мессы, а также отпусты, принимаемые за них.
Какие  же можно сделать выводы для нашей жизни, исходя из этих размышлений? Во-первых, учение о чистилище говорит нам о существовании двух противоположных миров – мира добра и зла, которые взаимно исключаются. И если на земле эти два мира могут пересекаться  в повседневности, то в жизни будущей это полностью исключено. Бог желает одарить каждого человека вечным и полным счастьем, которое не будет нарушаться  ни одним элементом зла. На  этот момент необходимо обратить внимание прежде всего. Бог желает дать нам возможность участия в Своей славе, желает для нас совершенства, которое не есть реальным для достижения на земле, даже если очень стремимся его достичь. Нет цены, которая была бы выше такого великого Божьего дара! Даже  если это  есть цена  терпения  в чистилище. Во-вторых, чистилище – это еще один парадокс в проявлении Божьего Милосердия. В чистилище всепрощающая любовь Бога Отца выходит за границы предела. И, наконец, чистилище даёт нам возможность  живой  связи с теми, кто умер, и с кем мы были связаны разными узами. Это особенным образом касается таких случаев, когда остаётся чувство вины или долга относительно человека, который умер. Молитва за его душу, просьба, направленная к Богу за её  спасение, может быть самым прекрасным способом компенсации, вознаграждения и одновременно  спокойствия для своей совести. И души в чистилище  не  остаются должниками тем, кто за них молится, о чём удостоверилось уже много людей. Чистилище  является богатством нашей католической веры, рождает надежду для грешников, которыми мы все являемся. И с уверенностью нужно отметить, что не может побуждать в нас страха. Чистилище должно расцениваться  как коридор для приглашённых на вечное счастье  пребывания с Богом.

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

 

 

Последнее очищение, или чистилище

 

1030
«Те, кто умирает в  благодати и дружбе  Божией,  но не совершенно очищенными, хотя  им и обеспечено вечное спасение, после смерти  претерпевают очищение, чтобы  обрести  святость,  необходимую  для  вступления  в радость  небесную «.

 

1031
«Церковь называет чистилищем это конечное  очищение  избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых. Церковь сформулировала учение о чистилище  главным образом на Флорентийском  и  Тридентском  соборах. Церковное Предание, ссылаясь на некоторые  тексты  Писания, говорит  об очистительном   огне:
Что касается некоторых менее тяжких  прегрешений, надо  думать, что до суда существует  очистительный огонь, согласно словам Того, Кто есть истина, говорящего, что если кто скажет  хулу на  Духа Святого, то не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 31-32). Исходя  из этого суждения, мы можем понять , что некоторые грехи могут быть отпущены в веке сем, а некоторые другие –   в будущем».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий