«Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; (…) Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».
(Притч 3, 1 и 5-6)
Недавно на катехезе мой ученик Даниил задал вопрос: «Сестра, отец меня наказал за то, что я плохо себя вёл. Он запретил мне играть на компьютере целую неделю. Он согрешил против четвёртой Божьей заповеди?» Согласитесь, вопрос уж очень смышленого мальчика. Я спросила Даниила, считает ли он справедливым наказание отца. Он согласился, но одновременно в своё оправдание стал рассказывать о своих друзьях, как те огрызаются с родителями, совершают плохие поступки и заслуживают большего наказания, чем он, но в итоге остаются безнаказанными. Провидение Божие устроило всё таким образом, что мы на этом уроке изучали пророка Самуила. На фоне истории великого пророка разыгралась драма семьи Илия. Илий был наказан Господом Богом за то, что «он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Царств 3, 13). Однозначно, коротко и ясно. Если мы, родители, не будем обуздывать нечестие наших детей, это обернётся трагедией для всей нашей семьи. Именно к трагедии чаще всего приводит безнаказанность. Дети сами берут в свои руки власть и вершат «правосудие».
Что значит «обуздывать нечестие наших детей»? И что для родителей XXI века является «нечестием», а что – благочестием? Ответ на эти вопросы напрямую зависит от духовной «кондиции» семьи, понимания всеми ее членами добра и зла. На встречах родителей первопричастников (а дети, которые ходят сегодня на катехизацию, знают больше, чем их родители) большинство мам и пап пытается оправдать своё духовное невежество атеистическим воспитанием в детстве, потому звучит всегда их пресловутое, неоспоримое алиби: «Нас так не учили, у нас не было такой возможности, как у наших детей, у нас не было таких учебников» и т.д. Тогда я спрашиваю родителей, особенно модных мам: «Следить за собой, пользоваться косметикой, ходить в солярий, пользоваться компьютером и всей современной техникой, наверное, вы научились у своих мам?». В ответ родители застенчиво улыбаются и с пониманием кивают головой. Они прекрасно осознают, что, если бы хотели, то смогли бы развиваться духовно, но, к сожалению, научились жить без Бога, и с какой это стати они будут менять теперь привычные устои… Но вот появились дети – наши наследники. Что мы им передадим, кроме материальных благ?
Родители должны быть для своих детей «первыми наставниками веры словом и примером и благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному» (ККЦ 1656). Во что мы веруем? В Бога Живого, Отца и Сына и Духа Святого или в идолов Богатства, Успешности, Красоты и Удовольствия? Чем богаты наши семьи, в то и «наставляем» своих детей. Время остановиться и подумать…
«Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им.
Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы,
Потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам, но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.
Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми.
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам в радость,
Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, но и свой лук, хотя он и не подвижен».
(Халиль Джебран. «Пророк»)
Кто формирует наших детей? Кто является для них авторитетом? Кого они охотно слушают? Кому они подражают? Дорогие родители, в ответах на эти вопросы и находится разгадка проблемы… Мои ученицы из третьего класса с нетерпением ждали возвращения своей учительницы с курсов повышения квалификации. Воспользовавшись ее отсутствием, модные ученицы стали приходить в школу в обуви на высоких каблуках. Интересно, откуда третьеклассницы берут обувь на высоком каблуке?.. И чем вызвано их желание – надеть обувь на высоком каблуке?..
Размышления на эти темы навевают грусть. Родителям недосуг заниматься своими детьми, они все в заботе о деньгах, о внешнем лоске, у них самих порой размыто понятие добра и зла, морали и аморальности, нравственности и безнравственности… И в такой жестокий мир – мир без Бога и правил – мы хотим ввести неподготовленных детей? Потом удивляемся тому, что на медосмотре среди двенадцатилетних девочек всего пара девственниц? Нормально относимся к тому, что в «Контакте» у нашей тринадцатилетней дочки парень оставляет запись: «Я тебя хочу»? Не знаю, где и как воспитывались вы, но в культуре, в которой росла я, за такой «комплимент» парень ответил бы перед моим отцом и братьями. Потому что, кроме всех других, существуют еще и такие высокие понятия, как честь и достоинство…
Наше духовное наследие – фундамент для наших детей, благодаря которому они сумеют устоять в современном мире. Ведь наша цель заключается в том, чтобы наши дети были подготовленными и смогли самостоятельно принимать решения, чтобы они смогли взять ответственность за свою жизнь и жизнь близких им людей. Для этого им нужна наша поддержка. Мы, взрослые, ответственны за них. Наша вера, любовь и порядочность – это самый надёжный вклад, который мы можем вложить в наших детей сегодня. Может быть, многое и упущено, но наверняка не всё… Пора браться за себя, самое время. Пока не поздно…
Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Родительский долг
2221
«Плодородие супружеской любви не ограничивается рождением детей, но должно распространяться также и на их нравственное и духовное воспитание. Воспитательная роль родителей «настолько велика, что при ее недостатке едва ли можно чем-либо ее заменить». Право и долг воспитания – для родителей первостепенны и неотъемлемы».
2222
«Родители должны смотреть на своих детей как на детей Божиих и уважать их как человеческие личности. Они учат своих детей соблюдать Закон Божий, будучи сами послушны воле Отца Небесного».
2223
«Родители первыми ответственны за воспитание своих детей. Они свидетельствуют об этой ответственности прежде всего созданием семейного очага, в котором господствуют нежность, прощение, уважение, верность и бескорыстное служение. Семейный очаг – это место, созданное для воспитания добродетелей (…)».