В дискуссиях, касающихся темы развития мира, человечества, цивилизации, темы обеспечения будущего последующим поколениям, приводятся различные концепции и решения. Самый большой акцент ставится на экономику, затем на политическую стабильность и связанное с ней милитарное равновесие. Иногда замечаем присутствие экологической темы, медицинской, многих других. Однако, кажется, довольно далеко, где-то на маргинесе, находится тема наиболее простая – тема, касающаяся детей.
А ведь дети – это как раз и есть будущее поколение, те, кто обеспечит постоянство и неразрывность человеческой жизни на земле. Они самые главные! Без них экономическое, хозяйственное или политическое развитие через некоторое время никому не пригодится.
Детей можно отнести к «теме реки». К ней можно подходить с разных сторон, и каждый подход может быть новой темой, затрагивающей новые аспекты и указывающей на новые, не использованные до этого времени направления деятельности. Очень важным в этой теме является и подход с точки зрения христианства и учения Священного Писания. Об этом свидетельствует тот факт, что тема рождения, воспитания и значимости ребёнка в жизни общества затрагивается очень часто. И при всём этом Библия очень позитивно отображает аспект родителей и детей. Кроме того, для нас, христиан, значимым остаётся тот факт, что наш Господь Иисус Христос не только с огромным желанием и радостью благословляет детей, но и сам пришёл в мир так, как приходит каждый ребёнок, проживая своё детство, воспитываясь в семье. Поэтому необходимо обратить внимание на некоторые места в Священном Писании, которые касаются интересующей нас темы.
В библейском свете дети были образом Божьего благословения. Об этом свидетельствуют уже первые страницы Библии. Бог, создавая первых людей, благословляет их и свое благословение соединяет с миссией «плодитесь и размножайтесь». С самого начала волей Создателя является то, чтобы люди передавали жизнь последующим поколениям, чтобы рожали детей. В истории мира именно этому делу Бог уделил самое первое благословение! Человек Библии совершенным образом понял волю Бога, многодетная семья воспринималась как пример огромного Божьего благословения.
Размышляя о детях в паломничестве по страницам Библии, остановимся на минуточку на эпохе патриархов. Входя в личную жизнь Авраама, заключая с ним союз, Бог, прежде всего, обещает патриарху потомков множество потомков, как звёзд на небе (Быт 15,5). Это обещание было несколько раз подтверждено. Это был «взнос» Бога Создателя в отношения с человеком, которого призывал к очень важной миссии. И Авраам принял это как особый дар и проявление огромной милости со стороны Бога. Можем наблюдать, как драматически, но верно и покорно Авраам ожидал исполнения этого обещания. Благодаря его исполнению, в истории возник особенный народ, который Бог выбрал себе в собственность, чтобы немного позже именно в этом народе мог родиться Спаситель мира.
В Ветхом Завете есть много примеров, где рождение ребёнка, многодетность или желание иметь ребёнка является огромной ценностью. Только сигнализируя о наличии таких фрагментов и не задерживаясь на них, приближаемся к Новому Завету, который, подобно Ветхому, также начинается с темы новой жизни, а конкретно – от зачатия и рождения ребёнка на свет. Несомненно, так называемое Евангелие Детства (Мт 1-2; Лк 1-2) принадлежит к самым «симпатичным» фрагментам в Священном Писании. Встречаемся с двумя рождениями чудесного характера: рождениeм Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Ситуация, в которой оказались Захарий и Елизавета, показывает нам, с какой болью можно переживать бесплодность в супружестве. Позже видим, сколько радости доставило рождение Иоанна не только его родителям, но и близким и соседям. Нельзя пропустить и тот факт, что, хотя ребёнок был желанным и долгожданным, родители не считали его своей собственностью. С полной свободой и радостью родители отдали сына на службу в собственность Богу.
Ещё большее внимание привлекает фрагмент рождения Иисуса. Святой Лука с особой точностью описывает каждый этап Его детства. Поведение Марии и Иосифа является самым совершенным примером для подражания. Они для этого ребёнка отказываются от собственных планов на жизнь, соглашаются на огромное количество проблем, человеческое осуждение и непонимание. И всё это для единственного во всей истории Ребёнка. Ничего странного нет в том, что именно им христианская традиция приписала титул Святого Семейства. Но во всём этом не меньшего внимания заслуживает и тот факт, что сам Спаситель согласился прийти в мир ребёнком. Родился так, как каждый ребёнок, прожил своё младенчество и детство. Имел маму и папу (именно так был принят Святой Иосиф окружающими). Бог уже тогда оценил супружество и семью, когда сотворил мир, но ещё и особенным способом сделал это, когда послал в мир своего Сына. Бог решил, что Он должен родиться от матери!
В земной жизни нашего Господа дети также играли важную роль. Ребёнка с его простотой и невинностью Иисус много раз ставил в пример для подражания своим ученикам (Mк 10, 15; Лк 18, 17). Уже Псальмист сравнил доверие Богу с образом малого ребёнка, отдыхающего во сне на лоне мамы (сравни Пс 131, 2). Иисус отождествляется с малыми детьми, когда говорит о том, что каждый, кто примет ребёнка во имя Его, Его самого примет (сравни. Mф 18, 5). Но с суровостью и твёрдостью предостерегает перед соблазном малых детей (Mф 18, 6). И, конечно же, с огромным желанием и радостью берёт в свои объятия маленьких детей и благословляет их вопреки сопротивлениям со стороны апостолов (Mк 10, 16). Всё это показывает Его огромное уважение и любовь к новой жизни, к тем, кто является основой новых поколений человечества и возрождения христианских общин.
Видим, что учение Священного Писания, касающееся темы детей, является очень богатым и поучающим. Но возникает вопрос: насколько же сегодняшний христианский мир, который кормится Божьим Словом, живёт этим учением? С уверенностью нужно отметить, что многое делается для семьи, для детей, их рождения, здоровья и воспитания. Как же много прекрасных семей, которые совершенным образом понимают и выполняют свою миссию. Существует множество разнообразных семейных инициатив. За всё это нужно быть благодарными Богу и людям. И не останавливаться только на этом. Но также с искренним сожалением необходимо признаться, что учение Библии, касающееся темы детей и семьи, далеко не всегда принято с надлежащим уважением и готовностью для подражания. Кажется, что ценность Божьего Благословения, проявляющаяся в потомстве, где-то в волнах современности, тренде моды потерялась. Современный человек больше, чем Божьим благословением, заинтересован необычно модной самореализацией. Сначала образование – одно, другое, может, еще и следующее. Затем обеспечение материальным бытом на теперь и на старость, познание мира и, наконец, – может быть, ребёнок, лучше один, как элемент недостающий в мозаике разнообразных аттракций жизни… А ведь воля Создателя в этой теме с самого начала является однозначной. Он желает благословить человечество, существующее ныне, и то, которое должно только ещё прийти на свет. Было бы прекрасно, если бы и через 1000 лет было кого благословлять…
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Ребенок есть дар
2373
«Священное Писание и традиционная церковная практика видят в многодетных семьях знак Божиего благословения и родительской щедрости».
2375
«Исследования, которые проводятся с целью уменьшить человеческую бесплодность, достойны поддержки, при условии, что они поставлены «на службу человеческой личности, ее неотъемлемых прав, ее истинного и полного блага, согласно замыслу и воле Божией».
2378
«Ребенок – это не что-то должное, ребенок – это дар. «Высший дар, который дает брак, » – человек. Ребенок не может рассматриваться как объект собственности – к чему ведет признание так называемого «права на ребенка». В этой области один только ребенок обладает настоящими правами: правом «быть плодом акта, свойственного супружеской любви своих родителей, а как личность, начиная с момента своего зачатия, также правом пользоваться уважением».