В очередной раз посыпаем голову пеплом. Такой совсем не повседневный жест имеет очень богатую символику, но, к сожалению, эта символика не всеми правильно воспринимается. Над её значением можно было бы долго размышлять, но достаточно обратить внимание на то, что таким выразительным знаком Костёл начинает период Великого Поста – время молитвы, покаяния и поиска смысла жизни.
Несмотря на то, что все приведенные выше таинства имеют место и на протяжении целого года, Великий Пост, однако, является для них особенным периодом. Костёл как община, как единый организм делает духовный трюк, целью которого является его обращение, или, если более точно выразиться, процесс его обращения.
Великий Пост – это время выхода в пустыню. Постоянно нам будет об этом напоминать литургия слова данного периода. Пустыня – это тишина, одиночество и борьба с окружающей нас реальностью, а еще точнее – с самим собой. Пустыня – это место и время для того, чтобы войти в себя, в свою экзистенцию. Для того, чтобы постичь правду, чтобы услышать, а может быть, и самому себе задать трудные и неожиданные вопросы, чтобы вместе с Божьей благодатью искать на них ответы в знаках, которые ежедневно ниспосылает нам Божье Провидение, в глубине своего сердца. Таких вопросов может быть множество. Но одним из них, который очень волнует человека уже многие века, является вопрос страдания, особенно, если это страдание (так по-человечески) незаслуженное, несправедливое…
Великопостный период больше всего способствует тому, чтобы именно этим вопросом заняться в собственных размышлениях, медитациях. Однако сразу же необходимо однозначно отметить: ответа на вопрос о страдании человека, особенно страдании невинном – нет! По крайней мере, нет на него такого ответа, к которому мы привыкли: однозначного и решающего проблему раз и навсегда. Поиск такого рода ответа – дело пустое, напрасное. Но в каких-то ответах человек всё же нуждается и постоянно их ищет. Более того, никогда нельзя прекратить таких поисков. Итогом такого рода действий может стать наука принятия страдания, жизни с этим страданием и даже возможности увидеть в нём что-то позитивное, благословенное…
О том, что именно так и есть, можем удостовериться, наблюдая за историей спасения. Период Ветхого Завета, земная жизнь Иисуса и Его апостолов и далее вся история христианства много раз это подтверждают. В наших размышлениях стоит присмотреться хотя бы к некоторым моментам. Если говорить о Ветхом Завете, то начнём с египетской неволи в истории Израиля. Для избранного народа это было очень трудным испытанием, временем стыда и унижения – принуждение израильтян к каторжной работе, избиение и издевательство, убийство их детей. Но в итоге страшная неволя легла в основание прекрасных событий, которые оказали влияние на историю народа Израиля – и не только – на многие века: ощущение присутствия и опеки Бога, формирование народа и его избранности Богом, заключение союза и получение Декалога включительно. Можно спросить: дошло ли бы дело до такого большого количества событий без всего того, что случилось во время неволи в Египте и трудного паломничества по пустыни?
Обратим внимание на еще одно испытание неволей в жизни Израиля. На этот раз речь пойдёт о вавилонском плене, который сам по себе был ещё большим унижением, чем египетская неволя: проигранная война, уничтоженный Иерусалим – святой город, разрушенный и ограбленный иерусалимский храм, народный санктуарий и гордость народа, тысячи убитых и не меньше забранных в плен в Вавилон. Страдание, стыд, чувство забытости Богом, угроза потери веры и смысла жизни. Но именно такая ситуация способствовала тому, что израильтяне приступили к изданию книг святого Писания Ветхого Завета, большинство из которых именно в это время и были изданы. Ситуация плена также помогла в формировании очень многих важных религиозных традиций народа Израиля, а также стала причиной укрепления народного самосознания. Страдание и обида часто приносят прекрасные плоды универсального значения. Цена может казаться и огромной, но достижения, конечно же, без сомнения – бесценные….
Вспоминая времена Костёла, прежде всего необходимо обратить внимание на первые три века христианской эры, на время мученичества первого Костёла. Существовал ли бы далее Костёл в сегодняшнем его виде без той эпохи, без крови мучеников? Может быть, и существовал бы, если бы такой была воля Бога, однако заданный вопрос и далее остаётся открытым….
И, наконец, нельзя оставить без внимания нашу современность. Костел на территории бывшего Советского Союза, в том числе и в Беларуси, страдал очень много. Существование системы большевиков было для христиан на этих территориях настоящим мученичеством. И сколько бы ни говорилось на данную тему, всё равно будет недостаточно… Но видим, что сегодня, несмотря на огромные труды, на этих территориях растёт молодой и динамичный Костёл. Трудные моменты из недалёкого прошлого укрепили его дух, закалили, позволили сохранить здоровую моральность. Когда смотрим на Костёл в Западной Европе, видим, что там практикующих христиан становится всё меньше и меньше, люди официально выписываются из Костёла, а храмы сдаются в аренду или продаются. В Беларуси ситуация противоположная: храмов всё ещё мало, а имеющиеся, хоть и потихонечку, но поступательно заполняются людьми. Когда-то может статься так, что измученный и страдающий когда-то Костёл будет посылать миссионеров для спасения христианской Европы…
Однако наиболее выразительным примером страдания является Иисус. Его смерть на кресте является дорогой, которая ведёт к Его Воскресению и к жизни вечной для тех, кто в Него верит. Всемогущий Бог выбрал такой способ для того, чтобы спасти человечество, хотя можно было сделать это и другими способами, а это значит, что страдание тайным образом вписано в историю и иначе быть не может. Богу гораздо проще было принять на себя боль и испытать страдания, чем сделать так, чтобы оно перестало существовать в истории.
Во время наших размышлений мы сделали вывод, что нет конкретного ответа на вопрос «почему?» относительно страдания. Примеры из истории спасения и жизни Костёла показывают, что так по-настоящему и есть, но именно те же самые примеры говорят о таинственном смысле страдания и боли, указывая на их важную роль в истории. Конечно, примеры конкретных, индивидуальных личностей могли бы добавить огромное количество сведений и материалов, подтверждающих такое положение. Правдой остаётся то, что мы не можем полностью избавиться от страданий, хотя однозначно можем (и даже имеем такую обязанность) пытаться уменьшить их число – как для себя, так и для своих близких. Можем проникнуть в тайну человеческого страдания, познать его мистерию, можем научиться достойно нести жизненный крест. Несение креста повседневности Иисус сделал важным условием того, чтобы принадлежать к числу Его учеников. Это непросто понять. Эта наука требует времени для обдумывания, требует молитвы и личного смирения самого человека. Успеху на пути углубления в тайну страданий, прежде всего, должен послужить период Великого Поста, который будем проживать в присутствии Страждущего Учителя и в единстве с Ним.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Формы покаяния в христианской жизни
1434
«Внутреннее покаяние христианина может выражаться в самых разнообразных формах. Писание и святые Отцы особенно настаивают на трех из них: посте, молитве и милостыне, в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Рядом с коренным очищением, которое совершается Крещением или мученичеством, упоминаются как средство прощения грехов: усилия, прилагаемые для примирения с ближним, слезы раскаяния, забота о спасении ближнего, заступничество святых и дела любви, «которая покрывает множество грехов» (1 Петр 4,8)».
1438
«Периоды и дни покаяния на протяжении литургического года (время Великого Поста, каждая пятница в память смерти Господа) являются в Церкви особым временем практики покаяния. Эти периоды больше всего подходят для духовных упражнений, покаянных богослужений, паломничеств покаянного характера, а также для добровольных самоограничений, таких, как пост и милостыня, и для того, чтобы по-братски делиться с другими (благотворительные и миссионерские дела)».