Начинаем новый календарный год. Такого рода событие обычно предполагает радость и надежду на то, что приходящее будет лучше в силу новизны, интереснее того, что было. И такой подход является наиболее верным, ибо без оптимизма и веры в победу добра жить не получается…
Однако реализм прочно вписался в нашу жизнь, и ставить перед собой важные и зачастую сложные задачи применительно к этому новому и ещё не известному, в которое вступаем, несколько опрометчиво. В конечном итоге, как мечтатели, так и реалисты строят конкретные планы и программируют какие-то перспективы на будущее, потому что без этого тоже ничего не удастся. Вот только пессимисты и скептики этого не делают, потому что они давно на всё махнули рукой. Христианин не может в планах, относящихся к будущему, не предусмотреть религиозного измерения. Одним из постановлений на новый год могло бы быть создание или обновление, а может, углубление дружбы со словом Божьим, переданным в Святом Писании.
Радует факт, что в последнее время от католиков всё чаще можно услышать: «Хотим изучать Библию, чтобы лучше узнать Иисуса, Его жизнь и учение». До восхищения подобными заявлениями дорога, как правило, остаётся очень долгой. Нельзя сказать, что, к сожалению, прочтение и знание Библии популяризировались в сообществе Костёла. Любителями Святого Писания остаётся пока ещё достаточно весомая элита. А ведь речь идёт о слове Самого Бога, обращённого к людям, к каждому из нас в отдельности. Мы говорим об источнике нашей веры, самой правдивой информации на тему присутствия Бога в истории. Кажется, что причин дистанции к слову Божьему, изложенному в Библии, очень много. Можно попытаться показать хотя бы некоторые.
Многие утверждают, что Библия – это очень тяжёлое чтение, что её сложно понимать: странные имена, названия, язык, стиль. По их мнению, чтение Библии – это ненужное мучение и трата времени. Разумеется, чтение Библии не относится к лёгким занятиям, его не сравнишь с чтением ярких романов для женщин. Это святая и вечная книга, всегда актуальная, содержащая ответы на наиболее сложные проблемы всех времён и обстоятельств, а потому не может быть легковесной и банальной. Но непонятною в целом она также не может быть названа. Есть в Библии книги совершенно доступные для понимания, особенно со стороны повествовательной (например, Евангелие), от которых с успехом может начать религиозное образование каждый человек. Подобное начало способно зажечь страсть к более широкому и углубленному познанию Святой Книги.
Существует также категория верующих людей, которые считают, что в чтении Библии нет необходимости, что достаточно знания наизусть катехизиса и того, что получаем во время разъяснительной проповеди во время литургии. Это правда, подчас литургического собрания верующих, когда читается Слово Божье, Дух Святой своеобразно обращается к Костёлу. Но также нельзя отрицать, что, как и проповедь, так и разного рода комментарии и разъяснения, черпаются не откуда-то, а именно из Слова Божьего. Для сравнения: любой, самый модифицированный напиток не заменит живой ключевой воды. Так и живой контакт со словом Божьим всегда будет находиться выше самой сублимированной теологической интерпретации.
Аналогично по своей недальновидности и объяснение следующей причины дистанцирования от Святого Писания: дескать, чтение Библии якобы зарезервировано единственной конкретной категорией лиц, особенно духовенства, и тех, которые имеют соответствующую теологическую подготовку. Безусловно, имеющиеся теологические знания в большей степени способствуют пониманию Святого Писания, но нельзя всё-таки забывать, что своё слово Бог направляет ко всем людям, ко всем своим детям. К каждому желает взывать, каждого хочет сопровождать всю жизнь и каждого ожидает в своем Царстве.
Наконец, причина, которая может казаться менее заметной, но в действительности наиболее распространённая: Божье Слово ставит человека перед Богом и самим собой во всей правдивости, оценивает и осуждает его жизнь, показывает его хорошие и плохие стороны, касается совести, часто побуждает к беспокойству. И человек, готовящийся вступить в контакт со Святым Писанием, боится этого контакта больше всего. Боится, что будет разрушено его кажущееся внешнее спокойствие, что будет обнаружена голая правда о нём самом и старается не допустить зарождающееся беспокойство. В этом случае Библия воспринимается, как повышенная опасность, а могла бы стать вспомогательным и часто единственным средством в процессе обновления и обращения.
Причин отказа от прочтения Святого Писания в действительности существует гораздо больше, быть может, их столько, сколько людей, его не читавших. Но, однако, обязательным ли является индивидуальное чтение Библии? Спокойно и объективно следует ответить, что обязанности такой нет, и это не является условием спасения. Но можно ли постоянно рассматривать христианство как свод обязанностей, наказов и условий? Такого ли отношения хочет от нас Бог? Таким ли представлял себе Костёл Иисус, когда его возводил? Бог любит свободу и безмерно ценит её в каждом человеке и ожидает, что именно в этой свободе будут рождаться вера и любовь к Нему со стороны каждого из нас. Чтение Святого Писания, любовь к его учению, руководство его указаниями в повседневной жизни – это не что иное, как выражение веры, доверия и любви к Автору этой Книги. И тут кроется наиболее веская причина необходимости тесного контакта со Святым Писанием каждого верующего. Неустанным упрёком остаются для нас слова Святого Иеронима: «Незнание Святого Писания есть незнание Христа». Ему вторит подобным образом благословенный Иоанн XXIII, Папа, который говорил: «Незнание Святого Писания является сегодня вещью непростительной для уважающего себя христианина».
Радует, однако, что перемены к лучшему в этой области всё-таки есть. Являемся своего рода свидетелями – по крайней мере – «предвесенья библийного». После длительного периода забвения католики по-новому начали ощущать «вкус» Библии. Это пробуждение удаётся увидеть также в Беларуси. Появляется всё больше различных изданий Святого Писания, комментариев и пособий для интерпретации Святого текста. В сообществах приходов организуются занятия и встречи на библийные темы. Среди молодёжи и взрослых можно встретить энтузиазм, жажду знаний и духовности библийной. Люди читают Слово Божье, интересуются его содержанием и значением. Очень хорошо, что так происходит, но до абсолютного знания остаётся ещё очень далеко. Нельзя ещё постоянно говорить о повсеместной заинтересованности Святым Писанием со стороны христиан-католиков. Однако, процесс, как кажется, сдвинулся с мёртвой точки, и следует терпеливо и в то же время с оптимизмом вглядываться в будущее.
Среди огромного богатства новогодних пожеланий хотелось бы разместить и это: чтобы Святое Писание стало для каждого из нас ежедневным и неотъемлемым приятелем, чтобы Слово Божье было первым и наиболее безотказным проводником в будничности, чтобы давало ответ на наиболее сложные жизненные вопросы. Оно может это осуществить, необходимо только наше желание…
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Слово Божие
2653
«Церковь «убедительно и настоятельно увещевает всех христиан (…) научиться «превосходному познанию Иисуса Христа (Флп 3,8)» через частое чтение Божественных Писаний. (…) Но чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвою, чтобы было собеседование между Богом и человеком; ибо «когда мы молимся, мы беседуем с Ним; мы слушаем Его, когда читаем божественные изречения»».
2654
«Духовные Отцы, перефразируя Мф 7.7 так обобщают расположение сердца, окормляемого словом Божиим в молитве: «Ищите читая, и вы найдете размышляя; стучитесь молясь, и откроется вам через созерцание».
2662
«Источник молитвы – слово Божие, литургия Церкви, добродетели веры, надежды и любви».