Единая Церковь — надежда или мечта?

В ноябре 2014 года исполнилось 50 лет со дня оглашения Декрета „Unitatis redintegratio”– одного из главных документов Второго Ватиканского Собора. Юбилей был очень широко освещён католическими СМИ. Появилось огромное количество позитивных комментариев и высказываний. И неслучайно: этот документ даёт возможность для рефлексии над одной из самых трудных тем современного христианства. Контекстом для размышления над этим аспектом, с одной стороны, будет ранее упомянутый документ, а с другой  – грустные, встречающиеся ежедневно реальные разделения христиан. Как же в действительности выглядят сегодня отношения между конфессиями в общинах христианской религии? Прогрессируют или же регрессируют они на дороге экуменических стараний? Можно надеяться на единство христиан или же это остаётся всего-навсего мечтой?

Если говорить о самом документе „Unitatis redintegratio”, то многими он оценивается как огромный перелом, „magna charta” в отношении Католической Церкви к другим христианским вероисповеданиям. И эта оценка очень справедливая, особенно тогда, когда вспоминается  ситуация, существовавшая  во  времена до Второго Ватиканского Собора.
Христианские вероисповедания взаимно обложились так называемыми анафемами, что означало проклятие, брошенное друг на друга, в связи с чем воцарившаяся антихристианская ситуация не только давала плохой пример, но и была невозможной даже для жизни самих христиан, несмотря на то, что они сами в этом не признавались. Такая ситуация длилась между католиками и православными более 900 лет, а между католиками и протестантами – около 450 лет… В декрете  Собора Католическая Церковь после долгих столетий впервые приняла публичную и общую позицию в вопросе восприятия других христианских  вероисповеданий. Исчезли осуждения и нежелания. Также изменилась терминология во время высказываний на тему других христианских вероисповеданий: «братья отлучённые», «истинная жизнь благодати» и т.д. Начался долгий, но постоянный процесс лечения ран. Место конверсии занял диалог, который, хотя иногда бывает трудным и болезненным, однако постоянно есть.
   Принимая позицию, что нужно везде, а особенно в вопросах трудных, искать даже самые маленькие позитивные элементы, попробуем увидеть хотя бы символы и знаки тех трудов, которые предпринимаются для единства христиан. Первым из них была встреча Папы Павла VI с Патриархом экуменическим Константинополя Атаногореем в том же году, в котором был издан Декрет „Unitatis redintegratio”. Это было беспрецедентное событие, высокого уровня и значения. Стало традицией и то, что каждый год делегация православного патриарха наносит визит в Ватикан на Торжество Святых  Апостолов Петра и Павла, а Папа, в свою очередь, посылает своих представителей в Стамбул на Торжество святого Апостола Андрея. Несомненно, этот факт является двухсторонним выражением доброй воли и желанием взаимной открытости. Также Папа Франциск во время своего паломничества в Турцию 29-30 ноября 2014 года в Стамбуле встретился с экуменическим Патриархом Константинополя Варфоломеем I. Эта встреча была очень позитивно оценена в СМИ – как христианских, так и светских. Немного раньше (25-26.05.2014) два иерарха вместе были в паломничестве в Иерусалиме. Нужно отметить и то, что Варфоломей является частым гостем в Ватикане и даже присутствовал – первый раз в истории – на Святой Мессе инаугурации на понтификат Папы Франциска. Он также имеет степень доктора „honoris causa”  многих  католических университетов.  Если говорить о  символах  и знаках, то также нельзя не отметить некоторых ярких событий: в 1975 году Папа Павел VI поцеловал ноги православному Митрополиту Мелитону.
Территория, на которой более близко встречаются верующие католики и православные, – это трудности, которые мучают христиан. Прежде всего, речь идёт о Ближнем Востоке, где все христиане в одинаковой мере страдают от преследований со стороны агрессивных ветвей ислама. Когда-то Папа Иоанн Павел II говорил об «экуменизме мучеников». Это страшная реальность, которая также указывает на то,  какой же высокой ценой достигается этот процесс единства.
Также существуют другие, может, менее страшные, хотя не менее важные ситуации, в которых христиане разных конфессий говорят в один голос. Такое явление имеет место в ситуациях, связанных с кризисом, который касается прежде всего супружества и семьи. Позиция Католической и Православной Церквей в этом вопросе общая и однозначная. Католики и православные в мире совместно отмечают Неделю Молитвы о Единстве Христиан. Католики учатся писать иконы, которые позже находят место в католических храмах. Сегодня никого не удивляет такой факт, что многие православные учатся в католических университетах. Работа над экуменизмом, даже если и продвигается маленькими шагами, однако, имеет определённое и однозначное направление. Маленькие шаги к большой цели…
Говоря о позитивных элементах, нельзя не отметить и негативные. К сожалению, их много. Первая проблема заключается в том, что не все христиане убеждены в необходимости единства христиан, или не все христиане имеют одинаковый способ и вид объединения Церкви. Со стороны Костёла экуменизм не принимает братство Пия X, так называемые лефебристы, а в православии не принимают его монахи со Святой Горы Атос. Огромные препятствия также ставит и Греко-католическая Церковь. Православные, особенно русские, начали  обвинять  католиков в так называемом прозелитизме. В 1992 году удалось принять общий католико-православный документ, который отвергает униатство как современную форму объединения Церкви и одновременно принимает существование Восточных католических Церквей, которые когда-то, в процессе унии с Римом, и сформировались, но этот документ не был принят Православной Церковью в Греции. Однозначной позиции не приняла и Русская Православная Церковь. Нужно также отметить и образование новых католических епархий в России, что было очень негативно воспринято Православной Церковью и стало явным и выразительным препятствием в дальнейшем экуменическом диалоге. Огромным препятствием являются также исторические и культурные моменты, которые налагают свой отпечаток на отношения между вероисповеданиями.
Можно ли сегодня надеяться на полное единство Церкви? Кажется, нужно было бы спросить по-другому: есть ли желание такого единства? Именно оно рождает надежду, а позднее – саму ожидаемую и достижимую цель. Самым страшным делом было бы отказаться от этой идеи, не сопротивляться трудностям, которые встречаются на дороге. Единство христиан возможно, и с уверенностью можно сказать, что оно когда-то осуществится, даже если именно мы до этого момента не доживём. И, наконец, можно вспомнить слова Папы Франциска: «Несмотря на открытые моменты, которые нас разделяют, существует достаточно широкое и огромное желание, чтобы стремиться, совместно молиться, познавать и любить Господа, совместно работать в служении и солидарности со слабыми и страждущими».

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

«Плоды причастия»

1398
«Евхаристия и единство христиан. Перед величием этой тайны св. Августин восклицает: «О Таинство благочестия! О знамение единства! О узы любви!» Тем более болезненно ощущаются  разделения Церкви, разрывающие общее участие в Господней Трапезе, тем более настойчивыми становятся  молитвы к Господу о том, чтобы вновь наступили дни полного единства всех, кто верует в Него».

1401
«Если возникает серьезная необходимость, католические священнослужители могут с согласия ординария (правящего епископа)  преподавать  таинства (Евхаристию,  Покаяние, Помазание больных) христианам других конфессий, не находящимся в полном общении с Католической Церковью, которые по своей воле этого просят: в таком случае  необходимо, чтобы  они проявили католическую веру в отношении этих таинств и чтобы они находились в правильном расположении для их принятия».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий