Святой Андрей Боболя

Каждая годовщина, особенно называемая юбилеем, не только является конкретным знамением времени, но и несёт в себе прошлое, наполненное богатством событий, ситуаций и обстоятельств. Именно с такой позиции следует рассматривать отмечаемые в этом году 75-летие канонизации и 160-летие беатификации Святого Андрея Боболи (1591-1657), личность и деятельность которого оставили заметный след в истории Беларуси.

Думаю, нет необходимости подробно описывать здесь историю  жизни  Святого Андрея Боболи. Уверен, что читателям «Диалога» хорошо известны его жизнь и путь святости.  Полезнее  будет  остановиться  на образе святого, и в этом контексте обратить внимание на призвание к святости  каждого христианина. Эти юбилейные даты важны для нас ещё и потому, что большая часть земного паломничества Святого Андрея  Боболи  прошла  на территории современной Беларуси (Несвиж, Полоцк, Бобруйск, Пинск, Янов). После смерти его реликвии также долгое время пребывали в Беларуси (Пинск, Полоцк). Всё это  побуждает  избрать  Святого  Андрея  Боболю ориентиром в  размышлениях о  пути  святости  для каждого из нас и о роли святых в жизни Костёла.
Стоит начать с вопроса: с какой целью Костёл открывает  процессы  беатификации  и канонизации некоторых из своих членов? Почему объявляет их блаженными или святыми? На этот вопрос есть несколько  ответов, и все они важны, нужны и взаимодополняют друг друга. Прежде всего, посредством беатификации или канонизации совершается публичное  представление  личности,  её  жизни, веры  и миссионерской деятельности всему миру. Это своего  рода  дань  уважения, благодарность  за  принесение себя в  жертву, за пример свидетельства веры. В контексте учения Костёла об «общности святых» благодарность такого  рода  обретает  глубокий  смысл:  поколения верующих, живущие  много лет спустя, часто гораздо позже, нежели  конкретный святой, получают возможность испытывать и выражать благодарность за то, что создавало историю Костёла, христианства, а следовательно,  и всю  современную  действительность. Это позволяет  нам ощутить себя частью единой универсальной истории  спасения, в  которой  участвуем все  мы, каждый в  своём  времени, окружении, в своих  жизненных обстоятельствах. За что же мы можем благодарить Святого Андрея Боболю по прошествии 400 лет со времени его жизни?
Причин для благодарности много. Прежде всего – за свидетельство стойкой веры, за образец  верности  Богу и Его делу до конца, вплоть до мученичества. Это вопрос очень  важный,  и  особенно  он актуален сегодня. В процессе  наблюдения  за  нашими  современниками, в том числе за  практикующими верующими, нередко складывается впечатление, что их отношения  с Богом представляют собой всего лишь одну  из  многих областей их насыщенной  жизни. Вера в  Бога  и участие в жизни Костёла  ставится в один  ряд  с  множеством дел и обязанностей, с работой и отдыхом, проблемами  и радостями,  делами  личными  и общественными. Бог и Костёл не  становятся  самым  главным,  самым значимым, тем, что  должно  стоять на первом месте в жизни. Чаще всего это  только  приверженность семейной или народной традиции, привычка, своего рода дополнительное приложение к жизни вообще, или даже хобби, в лучшем случае желание успокоить совесть. Иначе говоря, Бог присутствует в жизни, но находится на втором, пятом, десятом, а может быть, и на последнем месте… А ведь это Бог! Бог либо есть, либо Его нет вообще. Ещё Святой Павел учил, что «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян 17, 28). Далее Святой Августин проповедовал, что «если Бог на первом месте, всё остальное находится на своём месте». Святой Андрей Боболя и многие другие святые примером своей жизни показали, кем для них является Бог, какое место Он должен занимать в жизни человека и какова цена верности в союзе с Ним. Для современного поколения, воспитанного в атмосфере комфорта и благополучия, личность Святого Андрея и многих других мучеников за веру – это призыв к испытанию совести в отношении глубины своего христианского мировоззрения, способности к самоотречению, верности Богу.
Провозглашение кого-либо святым даёт возможность представить всему миру не только его личность, но и все дела его жизни, его ценности, идеалы, ради которых он жил, был им предан и отдал за них жизнь в мученичестве. Это очень важный аспект культа святых в Костёле. Святые не только напоминают, но и убеждают нас в возможности исполнить то, что, по всеобщему убеждению, считается нереальным, несовременным, устаревшим. Очень часто мы сталкиваемся с распространённым мнением, что святость – это удел какой-то небольшой определённой группы лиц, и то из далёкого прошлого; в то время как жизнь современного человека – это нечто совершенно другое, не имеющее ничего общего со святостью, представление о которой основано лишь на иконном благочестии и далёких от реальности биографиях святых. И, тем не менее, жизнь святых разных времён, разного социального положения, происхождения, образования свидетельствует о чём-то ином. А значит, основная цель беатификации и канонизации – напомнить верующим о всеобщем призвании к святости, которую каждый христианин получает как дар в момент святого крещения. Крещение – уникальное и неповторимое событие в жизни человека, это начало пути к святости, обретению спасения. Таким образом, каждый крещёный может и должен стать святым. Это понял Святой Андрей Боболя наравне со многими другими святыми.
Святой Отец Иоанн Павел II за время своего понтификата очень многих провозгласил святыми и блаженными. Среди них были и такие популярные фигуры, как Святой Отец Пио, Святая Фаустина Ковальская, однако много и тех, кто менее известен. Это были лица духовные и миряне, люди из прошлых веков и множество святых XX века. Не было недостатка в тех, кто считал, что такая щедрость в вознесении людей на алтари нецелесообразна, что это своего рода расточительность, которая подрывает авторитет Костёла. Линия поведения папы имела, однако, глубокий и чёткий замысел: показать современному, прагматичному, далёкому от Бога миру, что достижение святости, спасения является целью жизни человека, что эта цель достижима и что именно к ней необходимо стремиться. Иоанн Павел II возносил на алтари людей разных социальных слоёв и различных профессий, желая показать, что святости можно достичь везде, что её можно обрести на пути следования своему призванию, дарованному Богом каждому человеку. Святость – удел не только духовных лиц, как некоторые считают, это призыв, который Бог направляет каждому, без исключения!
Юбилеи – 75 лет канонизации и 160 лет беатификации – Святого Андрея Боболи отражают, сколько времени прошло с момента публичного представления миру его личности и идеалов, которым он посвятил жизнь. Это довольно длительный период культа святого, молитв, представленных Богу посредством его заступничества. Но это ещё и долгая «открытая лекция» на тему веры в Бога, верности Ему и полученному призванию. Это проповедь, которая продолжается, а каждый юбилей становится напоминанием о ней. Пусть переживание юбилейных торжеств станет даром и призывом к верующим осознать и усвоить содержание этой проповеди. Святой Андрей Боболя тесно связан с белорусской землёй, её народом, и это, безусловно, можно рассматривать как дар, полученный от Бога. Дар часто бывает и задачей одновременно, и дар Святого Андрея Боболи совершенно определённо является такой задачей.

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

KatechizisХристианская  святость

2012
«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими  братиями. А  кого Он  предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8,28-30).

2013
«Призыв к полноте христианской жизни  и  к  совершенству  любви  обращен ко всем верующим в Христа, каковы бы  ни были их состояние и положение». Все призваны к святости: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 4,48)».

2015
«Путь совершенства проходит через Крест. Нет святости  без  жертв и без духовной борьбы. Духовный прогресс требует аскезы и умерщвления плоти, которые постепенно ведут к жизни в мире и радости  Заповедей  Блаженства (…)».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий