Столетие со дня рождения уже усопшего кардинала Казимира Свёнтка даёт повод для многих воспоминаний. Его личность была известна во всём мире. Для одних он являлся символом терпящего Костёла на советских территориях и знаком его возрождения. Для католиков был пастырем, отцом, авторитетом; для кого-то настоятелем, братом в священстве, другом. Но всё же для большинства он был кардиналом Католической Церкви, первым и до сего дня единственным на Беларуси после падения коммунистического тоталитаризма.
Юбилей со дня его рождения способствует медитации над статусом кардинала Костёла. Кто же такие кардиналы? Какие у них права и обязанности? Какие библейские, исторические принципы лежат в основе этой функции в Костёле?
Для многих людей кардинал – это человек с другого мира: достоинство, власть, недоступность… Именно такой образ кардинала утверждают известные в истории личности кардиналов, например, Ричелли или Маззарини, которые, однако, гораздо более ассоциируются с политикой и интригами, чем с миссией служения Костёлу. Кто же всё-таки эти кардиналы?
Термин kardinalis в переводе с латинского языка означает: «крепко с чем-то связан». Проще всего было бы сказать, что кардинал – это личность, которая имеет наивысшую, после Папы Римского, значимость в Костёле. Он принадлежит к коллегии кардиналов, которая имеет право избрания Папы. Сразу же следует отметить, что этот статус не установил Бог. Должность кардинала сформировалась на определённом этапе истории Костёла. Это произошло по причине образовавшихся ситуаций, но не было одноразовым или мгновенным актом. Было это итогом определённого процесса, который длился конкретный период времени. Впервые термин встречается только в VIII веке, а лишь с XI века кардиналы получили право на избрание Папы. Кардиналов назначает сам Папа, согласно собственным соображениям из числа епископов и священников, которые отличаются знаниями, обычаями, набожностью и мудростью. Избранный кардинал получает от Папы Римского перстень, как символ связи со Святым Престолом, а также красный берет, подчеркивающий готовность пожертвовать жизнью во благо Костела. Кардиналы входят в состав коллегии кардиналов, которая должна помогать Папе в управлении Костёлом, а также избирать Папу в ситуации вакансии. Первоначально кардинальская коллегия состояла из 70 членов наподобие старейшин, помогавших Моисею в управлении народом (Исход 24,1). На сегодняшний день такая коллегия насчитывает более 100 кардиналов. На основе изложенного выше можно сделать вывод, что кардиналы – это своего рода сенат, который помогает Папе исполнять его пастырскую миссию.
Хотя звание кардинала не установлено Богом, однако его цель и обязанности склоняют к тому, чтобы искать хотя бы подобия или каких-либо библейских ассоциаций, связанных с этой должностью. В Ветхом Завете таким примером могло бы послужить установление Моисеем совета старейшин, о чём мы узнаём из книги Исхода (Ис 18, 13-26). Моисей выбирает представителей народа, которые будут вместе с ним разделять труд управления этим народом. Описание выбора этих мужей ничего не говорит об их численности, но позднее, когда речь идёт об этих избранных старейшинах, даже несколько раз встречаемся с цифрой семьдесят. Эти избранные становятся судьями, которые должны усовершенствовать судебную систему. Сам Моисей не в состоянии справиться со всеми обязанностями. Речь не идет о каких-то внешних делах, таких, как войны или завоевание новых территорий, но о проблемах внутреннего характера, с которыми встречается община Божья. Анализируемые ситуации указывают, что о благе народа должны заботиться его же представители, имеющие на это определённую власть и полномочия. Семьдесят помощников Моисея получили от Бога такую власть как дар. С книги Чисел узнаем о том, что Бог всех их зовёт в Скинию Собрания и там «передаёт» им духа, которого имел Моисей, чтобы вместе с ним несли бремя народа (Числ 11, 16-17). Позже эти семьдесят избранных мужей вместе с Моисеем, во время заключения Союза с Богом, взошли на гору Синай. Боговдохновенный автор говорит о том, что они даже видели Бога (Исход 24, 9 – 11). Были избраны по воле Бога, который принял их за своих.
На дальнейших этапах истории спасения можно встретить множество примеров таких людей, которые также были избраны по воле Бога для исполнения разнообразных специальных заданий, связанных с Его народом. В Новом Завете такими людьми будут апостолы Иисуса, а в истории Костёла – множество разнообразных групп, обществ, общин. И к таким объединениям прежде всего относится коллегия кардиналов.
Вспоминая апостолов Иисуса, также необходимо отвести немного внимании, конечно же, в контексте интересующей нас темы. Очень часто евангелисты, когда говорят об апостолах, употребляют значение двенадцати. Этот термин свидетельствует, что самые близкие Иисусу апостолы составляли единую, целостную группу, своеобразную коллегию. Насколько важным это было делом, свидетельствует процесс выбора недостающего апостола на место Иуды (Деян 1, 15-26). На существование апостольской коллегии, ее цель и задание указывает евангелист Марк, когда пишет о том, что Иисус: «и призвав к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Mк 3, 13-15). Лука, описывая эту историю, подчёркивает ещё и то, что перед выбором Двенадцати Иисус целую ночь провёл в молитве (Лк 6,12). Видим, что этот выбор был личной инициативой Иисуса, и только от него она исходила, хотя и давал свободу выбора и учитывал согласие избранных. Первым и главным заданием избранных было находиться с Иисусом, быть в его делах и для Него. К этому всему ещё присоединяется проповедование Слова и духовная борьба. Здесь необходимо отметить, прежде всего, что главные аспекты апостольской коллегии – духовные и не должны выходить за рамки прописанного. Разговор Иисуса с Богом на протяжении целой ночи свидетельствует о том, что выбор Двенадцати является для него серьёзным событием, имеющим огромную ценность. Хотя рассматриваемая сцена также относится и к призванию епископов и священников, а в итоге и рождению самого Костёла, однако близкая и непосредственная связь Двенадцати с Иисусом прежде всего ассоциируется с коллегией кардиналов и его тесным сотрудничеством со Святым Отцом, как наместником Христа на земле. Согласно традиции Костёла, апостолы понесли мученическую смерть за веру. Также и кардиналы должны быть готовыми к такой жертве. По крайней мере, их одеяние это выражает.
Неоднократно наблюдаем, что иерархи Костёла, в том числе и кардиналы, не всегда соответствуют доверенной им миссии: грехи, неверность, человеческая мелочность… Они выбраны из народа, и людьми остаются до конца, так же, как и апостолы, которые также до конца остались людьми со своим неверием и предательством, в том числе. Однако это не помешало им до конца отдать свою жизнь служению Костёлу. Кардиналы также служат Костёлу, и Костёл на протяжении своей уже длинной истории благодарен им за многие дела.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Нравственная жизнь и Учительство Церкви
2032
«Церковь, «столп и утверждение истины» (1 Тим 3,15), «получила от апостолов торжественное поручение Христа возвещать спасительную истину». «Церкви надлежит во все времена повсюду возвещать принципы нравственности, также и в том, что касается социального порядка, и оценивать все человеческие дела, в той мере, в какой требуют того основные права человеческой личности и спасение душ»».
2033
«Учительство пастырей Церкви в области морали обыкновенно осуществляется в катехизации и проповеди при помощи творений богословов и духовных авторов. Так передается от поколения к поколению, под эгидой и наблюдением пастырей, «залог» христианской морали, состоящий из характерной совокупности правил, заповедей и добродетелей, происходящих от веры во Христа и оживляемых любовью.Эта катехизация традиционно принимает как фундамент, помимо Символа веры и молитвы «Отче наш», Десять Заповедей (Декалог), провозглашающих принципы нравственной жизни, важные для всех людей».