Катехизис Католической Церкви – форма проповедования и выражение верности Евангелию

Прошло уже 20 лет с момента издания Катехизиса Католической Церкви. Это, несомненно, великий и очень глубокий по своему содержанию труд.  Подписанный Папой Римским бл. Иоанном Павлом II, Катехизис  представляет собой результат работы многих богословов. Это великое достижение всего Костёла, собравшего всё своё учение в единый документ.

Катехизисом  могут пользоваться как богословы и пастыри, так и миряне. Однако вопрос о том, насколько часто мы используем Катехизис в повседневной жизни, остаётся  открытым.  Определённо, можно  чаще  и  лучше. Хочется надеяться, что этот  юбилей, пусть  и  небольшой, станет своего рода стимулом к более близкому знакомству с этим необыкновенным  документом.
Костёл в своём  существовании  и  реализации  миссии основывается на Святом Писании и Традиции. Это общеизвестное  догматическое  утверждение.  Следует,  одна-ко, заметить, что Традиция обращается к Святому Писанию, а  не  наоборот. Традиция предусматривает разнообразие форм, реализующих указания Библии в жизни Костёла. К этим формам  относятся, например, литургия, внелитургические  традиции  и  обычаи, а  также  офици-альные  документы  Костёла, имеющие  обязательную  силу для верующих. На Традицию Костёла накладывается ещё и много других элементов его жизни и истории. В связи с этим Катехизис Католической Церкви как нельзя более представляется элементом Традиции Костёла. Подобно  многим  другим  документам Костёла, он представляет собой краткую, синтезированную интерпретацию учения Святого Писания в  отношении  разных  сфер  жизни: духовности, нравственности, антропологических и общественных  вопросов  и т. д.  Но  в  первую  очередь  Катехи-зис обращается к Библии, о чём свидетельствует количество цитат, используемых в  нём. Таким образом, Катехизис – это определённое новшество, но только с точки зрения форм и методов подхода к поднятым вопросам. Однако  он  не  является  новым  с  точки  зрения  содержания, он  продолжает  передачу  неизменного  Божьего учения.
Впервые  с  Божьим  учением  мы  встречаемся в момент сотворения человека. Первые  слова Творца, обращённые к  людям, — это  наказ  и  наставление: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28). Человек,  взору  которого  открылись  величие и красота Вселенной, нуждался в  таком  наставлении. Он будет  нуждаться  в этом всегда, беспрестанно, хотя, будучи  гордым, часто  не  захочет  в  этом  признаться. Богу это  известно, и  потому  последовательно, с  невероятным терпением  Он  будет  учить  и  наставлять человека ради его  же  истинного  блага. Весь Ветхий Завет ясно свидетельствует об этом. Бог  говорит  по-разному, но наиболее доходчиво и ясно – устами пророков. Они не только во всеуслышание  провозглашают волю Бога, но ещё и сохраняют её в  письменном  виде, в  книгах. Так  создавалась и  развивалась  традиция, которая  будет  иметь своё продолжение на протяжении  многих веков, вплоть до наших дней.
В Новом Завете мы также встречаемся с учением. Наиболее яркий и наглядный его пример даёт нам сам Иисус Христос. Именно  учению, помимо  исцелений, посвятил Он наибольшую часть времени и внимания на протяжении всего  своего  служения. Учение Христа предельно простое, образное и выразительное. Учитель из Назарета  чаще  всего  использовал  форму  притчи. Наблюдая за повседневной жизнью, Он объяснял идею, значение  и  функционирование Царства Божьего, применяя  сравнения, примеры,  взятые  из  жизни простых земледельцев и рыбаков.  Его  учение звучало  очень просто, однако это  не  означает, что  оно  было  примитивным. Как  никто  другой, Он смог очень доступно объяснить истину о глубочайшем смысле. Кроме простых и колоритных притч, в учении  Иисуса  также  можно  встретить и нечто более сложное, по форме напоминающее философию. Примером может служить Его разговор с Никодимом (Ин 3, 3-21).
Углубляясь  в  учение  Иисуса, стоит обратить внимание на рассказанную им притчу о сеятеле (Мф 13, 3-9), которую можно определить как наиболее значимую в интересующей  нас  теме провозглашения, проповеди, учения. Сеятелем  из  притчи  может быть как сам Иисус, так и каждый, кто проповедует слово Божье. Помимо демонстрации различных точек зрения по отношению к услышанному  слову  и постепенного  развития  конкретных  людей  через  принятие Божьего учения, притча привлекает  внимание  к  образу  самого  сеятеля. Несмотря  на то, что  большая  часть  посеянного зерна пропадает, теряется (дорога, скала, тернии), и лишь  четвёртая  часть его  приносит урожай,  да и то не всегда  весомый, сеятель не  падает  духом. Он  мужественно продолжает своё служение даже ради такого незначительного по человеческим меркам результата. Этот завет Иисуса всегда актуален, он оставлен всем проповедникам Божьего слова, на все времена.
По Вознесении Иисуса миссию учения продолжили Его  апостолы,  сохраняя верность последнему наказу Учителя, запечатлённому в Евангелии: Идите, научите все народы (…), уча  их  соблюдать всё,  что  Я  повелел  вам (Мф 28, 19-20). Для  выполнения  этой  задачи  их  долго  и тщательно  готовил  сам  Иисус.  Сразу  же после Сошествия Духа Святого они начали проповедовать Благую Весть, сначала в Палестине, а затем и за её пределами.
Говоря о  начале  деятельности Костёла, нельзя не вспомнить об одном  из  величайших  проповедников Евангелия в истории, о  Святом Павле  из Тарса. Благодаря  его преданности  и  самопожертвованию,  Благая  Весть распространилась  по  всему  древнему  цивилизованному миру, а потому последующие поколения стали называть Святого  Павла  Апостолом  Народов.  Сам  Павел  говорил о себе: Горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9,16). Святой Павел не только сам учил  и  проповедовал, он также объединял вокруг себя и формировал новых проповедников, обеспечивая  тем  самым дальнейшее распространение  учения Иисуса Христа.
Распространение учения Иисуса не закончилось на проповедях Святого Павла и апостолов. Следующие поколения  христиан  продолжили  эту  миссию со всей преданностью и  горением. В дополнение к обычной проповеди  Евангелия  в  повседневной  жизни  возникли  также известные  формулировки  истин  веры  во  времена  великих вселенских  соборов  в Никее, Константинополе, Халкидоне, Триденте, Ватикане. К этому  стоит  добавить папские  энциклики  и  послания,  буллы и декларации, наконец,  Катехизис  Католической  Церкви  и  многое другое.
Рассматривая 20-ю годовщину издания Катехизиса Католической  Церкви в библейском  контексте  и  в контексте  всей   христианской  истории,  мы  замечаем, что Костёл верен  завету своего Основателя, который Он передал  ученикам  прежде Своего Вознесения: научите все народы (ср. Мф 28,19). Со всей определённостью можно  утверждать – это  повод   для   огромной   благодарности Богу. Также  в  связи  с этим  мы  можем  оценить  разнообразие форм передачи Божьего учения: выступающие на площадях   израильских   городов   ветхозаветные   пророки, Учитель  из  Назарета,  который  учил  посреди  полей  или на берегу Генисаретского озера, Святой Пётр, который с энтузиазмом выступал в Иерусалиме после Сошествия Святого  Духа  или  полемизирующий  с  греческими философами  на  афинском  ареопаге  Святой  Павел, затем возвышенные декларации древних вселенских соборов  и, наконец, христианское  учение,  которое  передаётся  современным  языком  современных документов Костёла. И, несмотря на всё это, учение Божье остаётся неизменным, независимо  от  языковой  окраски  и  формы передачи! Без  сомнения, это  сам  Бог  заботится  о  соответствующих способах  и  формах  передачи  своего  послания  человеку во все времена, во всех ситуациях, при всех обстоятельствах. Об этом  следует  помнить,  держа  в  руках  Катехизис Католической Церкви, который существует уже (или только) 20 лет.

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИdial-04-2013-color(1)_img_16a

Цель и назначение этого Катехизиса

11

«Настоящий  Катехизис  имеет  целью  представить  органичное и синтетическое изложение основного и  фундаментального содержания католического вероучения – как в том, что касается  веры,  так и в том, что касается морали,  в  свете  Второго  Ватиканского  Собора  и  всего Церковного Предания в целом. Его   главными  источниками  являются  Священное Писание,  Святые   Отцы, литургия  и Учительство (Magisterium) Церкви. Он предназначен служить «отправной точкой для катехизисов или кратких сводов, создающихся в разных странах».

12
«Этот  Катехизис  предназначен главным  образом  для  тех,  кто ответственен за катехизацию: прежде всего – для епископов как учителей веры и церковных  пастырей. Он предлагается им в качестве инструмента в осуществлении  их призвания обучать Народ  Божий. Через епископов  он  обращен к авторам катехизисов, к священникам  и  катехизаторам.  Он  может служить  также  полезным   чтением   для всех  верующих  христиан».


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий