Миссии возрождают Костёл

Один из парадоксов, которые часто встречаются в жизни, состоит в том, что вещи очень  явные, можно сказать, фундаментальные не всегда нужным образом понимаются и реализуются. Мы наблюдаем это практически каждый день. Явление это в определенной степени характерно и для  жизни Костёла, нашей веры и христианской позиции.

 

Среди многих аспектов, которые заслуживают внимания в этом контексте, есть и момент миссионерского послания Костёла. Насколько актуальна эта тема, свидетельствуют слова Святого Иоанна Павла II: «Никто из верующих в Христа, никакой институт Костёла не может отклониться от такого  важного обязательства: благовествование Христа всем людям» (RM 3). Неделя молитв о миссиях, которую будем переживать в октябре, даёт хорошую возможность, чтобы несколько поразмыслить над этим аспектом.
Исходным пунктом в наших размышлениях будут слова, объявленные и записанные в Библии. Уже Ветхий Завет множество раз свидетельствует о том, что Милосердный Бог жаждет одарить своей любовью все народы, всех людей на земле. Израиль, как избранный народ, должен был быть светом для других народов, проводником на дороге встречи с единственным и истинным Богом. Определённым и очень конкретным подтверждением тому является хотя бы то, что Библия с еврейского была переведена на греческий язык. Также миссия ветхозаветных пророков неоднократно выходит за пределы Израиля. В этом месте следует вспомнить пророков Илию и Елисея, и, конечно же, пророка Иону. Видим, что предсказание учения Бога, личности Творца, Его дел и славы тем, которые этого ещё не знали, имело место уже на очень ранних этапах истории спасения.
Иисус открыл миру личность Бога Отца. И хотя сам как бы не распространял  Добрую Весть за пределами Израиля, сосредотачиваясь только на овцах, которые пропали из дома Отца, однако, это задание с огромным трепетом доверил своим ученикам. Ещё во время своей земной деятельности посылал их проповедовать. Для учеников это была своего рода практика под чутким оком Учителя. Однако ключевыми в этом моменте являются слова Иисуса: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Mф 28, 19-20). Следует обратить внимание на то, что этими словами Спасителя заканчивается Евангелие. А значит, нужно это принять как завещание, как особый и святой призыв, более того – как напоминание.
С самого своего начала Костёл старался быть верным миссионерскому наказу своего Господа. Об этом свидетельствуют Деяния Святых Апостолов – книга, которая полностью посвящена апостольскому предсказанию. Как говорит история и традиция, большинство проповедников Евангелия на начальных  этапах существования Костёла поплатились  за это жизнью, приняв мученическую смерть. Особенным образом на миссионерском поле Костёла во времена апостолов отличился  Святой Павел. Этот «тринадцатый апостол» навсегда останется примером для миссионеров. Ради объявления Евангелия «был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в труде и в изнурении, часто в  бдении, в голоде и жажде» (ср. 2 Koр 11, 23 и 26-27). И в конце концов  умирает  как  мученик. Как сам сказал: «Горе мне, если не благовествую! (1 Koр 9, 16).
Несмотря на то, что миссионерская деятельность на протяжении всей истории Костёла реализовывалась по-разному, следует отметить, что главная цель Учителя не была забыта никогда. Очень многое в развитие её внесло учение Второго Ватиканского Собора. Собор обратил внимание, между прочим, на тот факт, «что Христос  умер за всех и (…) Святой Дух всем даёт возможность способом, известным только Богу, участия в этой Пасхальной тайне» (KK 22). Ярым пропагандистом учения Собора был святой Иоанн Павел II. Он не только научал, согласно Собору, но и своим опытом апостольской жизни дал прекрасный  пример миссионерской деятельности Костёла.
Миссия Костёла всегда понималась в одном общепринятом и широком значении –  нести Бога тем, кто Его не знает. Но на сегодняшний день можно вычленить три ситуации, или три «адресата» для миссий. 1) народы и общества, которым Иисус Христос и Его Евангелие  ещё  не  известны. Это миссии в более узком смысле, называемые в терминологии Костёла „ad gentes”. 2) страны, с очень старым традиционным христианством, где люди потеряли  живую  веру, живя далеко от Иисуса Христа и Его Евангелия. Такая ситуация может быть и в очень молодых, ещё не созревших костёльных общинах. В таком контексте не говорится о миссии в узком смысле, но о так называемой новой евангелизации. 3) и, наконец, – существуют такие христианские общины, которые имеют солидную костёльную структуру, живую и пламенную веру и постоянно свидетельствуют об этом в повседневной жизни. И здесь следует говорить о душпастырской деятельности Костёла.
Познав библейский эскиз и современную структуру миссионерской деятельности Костёла, можем попробовать поставить «диагноз» современному Костёлу на Беларуси и спросить о его миссионерском «сегодня и завтра». Что на эту тему должен знать обычный человек, тот, кто не уехал и никогда не поедет в Африку или Южную Америку, чтобы евангелизировать, и тот, кто на тему «настоящей» Миссии знает лишь  из религиозных фильмов и газет. Возвращаясь к трём, названным выше возможным ситуациям миссионерской деятельности современного Костёла, можно сказать, что мы точно не принадлежим к первой
,0. В существующей белорусской реальности вряд ли найдёт место и третий аспект из вышеописанных, то есть душпастырская деятельность в структурно и духовно сильных общинах, поэтому остаётся  только вариант ре-евангелизации, когда речь идёт или о прихожанах с крепкой традицией, но без живой христианской веры, открытой на современный мир, или же – это ситуация самая популярная – действуют молодые, недавно сформированные приходы с малым потенциалом персональным, духовным и апостольским, что является следствием долгого, пережитого периода большевистского атеизма.
Ощущение такое, что в настоящее время Костёл на Беларуси не может посылать миссионеров на миссии „ad gentes”, и эту правду  нужно с кротостью принять. Он ещё слишком слаб, как численно, так и со стороны душпастырства. Но этого не надо стесняться, в конце концов, и Костёл времён апостолов не с первых дней своего существования понёс Добрую Весть во все концы земли. Первоначально проповедовал на территории Иерусалима и на близлежащих территориях. Со временем территории для проповедования расширились. Поэтому нельзя допустить, чтобы сегодня осведомлённость на тему миссионерской натуры Костёла потерялась. Есть множество шансов, указывающих на то, что из белорусских костёльных общин, спустя некоторое время, также  будут выходить миссионеры, которые пойдут в большой мир. Так может быть и так должно быть. Это – дорога будущего этого Костёла, ибо вера укрепляется, когда передаётся. Этим следует жить, этого желать и к этому приготовиться, ибо  миссии возрождают  Костёл – тот, который принимает миссионеров, и так же тот, который их посылает.

 

кс. Адам ДЫНАК


 ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Katechizis

Миссионерство – требование, вытекающее из вселенского характера Церкви

 

850
«Происхождение  и  цель миссионерства.  Миссионерское  задание Господа в конечном итоге вытекает из вечной любви Пресвятой Троицы: «Церковь странствующая  по природе своей является миссионерской, так как она берёт свое начало,  по предустановлению  Бога Отца, от посланничества Сына и от посланничества Духа Святого». И конечная цель ее  миссии – не что иное, как привести всех людей к участию в общении, существующем между Отцом и Сыном в Их Духе любви».

 

852
«Пути миссионерства. «Дух Святой – главное действующее лицо всякой церковной миссии».Это Он ведёт Церковь по путям  её  миссии. Миссия Церкви «продолжает и на протяжении истории  развивает миссию Самого Христа, Который был  послан благовествовать нищим. Поэтому Церковь, побуждаемая Духом Христовым, должна  следовать тем же путём, которым шёл Христос, то есть  путём бедности, послушания, служения и самопожертвования до смерти, из которой Он Своим Воскресением вышел победителем».  Так «кровь  мучеников  есть  семя  христиан».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий