Необязательно обладать особой наблюдательностью, чтобы заметить, как природа распоряжается правом движения по спирали. Опирается оно на то, что в течение года завершается полный цикл, как бы возвращаясь на прежнее место: от весны – к лету, осени, зиме и вновь – к весне и т.д. Подобного рода явление дает нам возможность в похожих, зачастую повторяющихся, обстоятельствах переживать жизненные ситуации всякий раз иначе и более содержательно…
Если говорить об осени, присутствием которой в природе наслаждаемся сейчас, то с полной уверенностью можно утверждать, что это очень благодатное время для размышлений над таинством завершения жизненного пути и связанных с ним истин относительно смерти, жизни загробной, единства святых и вечного избавления.
В ноябре, завершающем осень, стоим над могилами тех, кто оставил нас, умер. Что характерно: делают это как верующие люди, так и неверующие. Различие построено лишь на том, что те, другие, в лучшем случае, могут единожды вспомнить близких, которые жили среди них, и в действительности ещё мучительней испытывают чувство, связанное с приближением смерти, не владея при этом ответом на вопрос: что дальше? В более выгодном положении находятся верующие христиане. Переживаемая печаль по поводу расставания с близкими, любимыми людьми, сопровождается чем-то ещё – верой в жизнь после смерти и надеждой на вечное пребывание с близкими, которые уже созерцают присутствие Бога в вечности.
Человеческая мудрость утверждает, что смерть является единственной справедливостью на этом свете: встречает каждого, независимо от социального или материального статуса, полученного образования или возраста и бывает незапланированной. Трудно с этим не согласиться, но и сосредотачиваться нельзя, в противном случае жизнь человека будет похожа на разыгрывающуюся трагедию. Он живет, чтобы умереть. Каждый день, час, минута приближает к концу. Можно ли быть вполне счастливым, искренне радостным в жизни, ощущая одновременно своим сознанием, что стремимся к финалу? Возможно ли вообще допускать к себе такую мысль, что всё закончится, что меня, тебя, его уже не будет, что прекратим свое существование? Или дар и радость жизни получат свое завершение в двух кубических метрах земли? Желание жить, стремление к переживаниям не хотят с этим смириться. В контексте затронутых проблем как же прекрасно выглядит вера в жизнь после смерти, вера в ожидающего нас в небе Бога, вера в вечное счастье созерцания Бога. Подобная вера вселяет радость, рождает надежду, побуждает к творению, ибо всё, что переживается сейчас, что даёт ощущение полноты счастья, что наполнено смыслом, будет иметь своё продолжение в вечности.
Молитва за умерших, обращённая к Богу, является полновесным выражением подобного положения. Костёл молится за тех, кто ушел в вечность. Осуществляет это непрерывно, вспоминая о них во время каждой Святой Мессы. Осуществляет это и в специальных молитвах и богослужениях. Почему именно эта молитва имеет такое значение? Причин очень много. Одной из первых следовало бы назвать веру в воскресение и жизнь в небе после смерти. Ведь это главнейшая истина христианской веры.
Правда о загробной жизни очень долго пробивала себе дорогу, прежде чем полностью объявиться людям. На страницах Святого Писания встречаем много таких мест, где тема воскресения умерших вообще не затрагивается. Жизнь библейских патриархов в конечном итоге реализовывалась на земле, а обладание богатством, переживаемое благополучие были не только выражением Божьего благословения, но и Его последней наградой за хорошо прожитую жизнь. Для целых поколений библейского народа умершие продолжали жизнь в своих потомках. Бог однако постепенно открывал перед людьми правду об их предназначении для жизни после смерти. Первые вестники той радостной новости появились в послании пророков. Примером может послужить цитата из Книги Исайи: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис 26,19). С течением времени наука о жизни посмертной будет развиваться всё интенсивней.
Молясь за души умерших, выражаем, обновляем и укрепляем то, что является корнем нашей веры. Это очень важно потому (как ни парадоксально это звучит), что не все христиане уверены, что их ожидает жизнь в небе после смерти.
Молитва за души умерших является также серьёзным психологическим аспектом. Возможно, здесь он и не так важен, но не вспомнить о нём нельзя. Итак, иногда люди переживают глубокое чувство вины после смерти своих близких. Причиной тому бывают разного рода обиды, нанесенные им, либо неулаженные конфликты. После смерти человека зачастую его близкие ощущают чувство бессилия от того, что всё слишком поздно, что ничего нельзя исправить, невозможно выразить благодарность, попросить прощения. В таких случаях единственным спасением является молитва за умершего.
Наконец, третья, не менее значимая причина применения в практике такого рода молитвы: каждый раз, когда подтверждаем нашу веру, независимо как, в сообществе Костёла или лично, произносим слова «верю (…) в единство святых». Это необыкновенно богатое содержанием выражение. Оно одновременно определяет и разъясняет верующим, что такое Костёл и кто ему принадлежит. Катехизис Католической Церкви за Папой Павлом VI повторяет: «Мы верим в общение всех верных Христовых, тех, кто находится в паломническом пути на земле, и усопших, очищение которых еще совершается, и блаженных небожителей – всех вместе составляющих единую Церковь» (962). Молитва за души умерших демонстрирует нам истинные масштабы Костёла и позволяет лучше понять глубокое содержание определения «Мистическое тело Христа», которое принадлежит Костёлу. Союз Народа Божьего – это, с одной стороны, отдельные локальные Костёлы со своими традициями, историей, культурным наследием, с багажом опыта, как радостного, так и печального; зато, с другой стороны, это территория без границ, ибо своё будущее устремляет в вечность. Этот факт стоит также на страже когда-то сложной для понимания истины о святости Костёла и является – быть может – его наилучшим апологетическим аргументом. Такой Костёл является «привлекательным» и может к себе притягивать.
Вера «в единство святых» касается также правды о духовном обмене ценностями между ещё пилигримующим Костёлом и тем, который живёт уже по другую сторону. Верим, что души умерших предстали пред Обличье Бога, даже если за совершенные грехи не полностью ещё в Нём пребывают. Возносят они к Господу молитву за живущих на земле, за тех, кто в этой молитве особенно нуждается. С другой стороны, мы, сознаваясь себе в грешности человека перед Богом, не можем исключать той болезненной возможности, что грехи, совершенные на земле теми, которые нас уже покинули, могут очень препятствовать или в получении избавления, или избавление опаздывает по причине необходимости очищения от грехов. Единственно реальная помощь тем душам с нашей стороны – это молитва за них. Читаем далее Катехизис Католической Церкви: «Святая и целительна мысль молиться за умерших, да разрешатся от греха (2 Макк 12,54). Наша молитва за них может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас» (958). Последнее слово цитаты является просвещающим в проблеме о том, что, молясь за души умерших, помогаем не только им, но и самим себе, потому что тогда их молитва особенно эффективна. В итоге, это молитва внутри Костёла, плодами которой подпитывает он сам, независимо от того, на каком этапе пилигримки находится.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА
КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Вера – начало жизни вечной
164
«Ныне, однако, «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5,7) и знаем Бога «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (…) отчасти» (1 Кор 13,12). Вера озарена Тем, в Кого она верует, но живет она зачастую во тьме. Она может подвергаться испытаниям. Мир, в котором мы живем, часто кажется весьма далеким от того, в чем заверяет нас вера: опыт зла и страдания, несправедливости и смерти как будто противоречит Благой Вести; он способен поколебать веру и стать для нее искушением».
165
«Когда это происходит, мы должны обращаться к свидетелям веры: к Аврааму, который «сверх надежды поверил с надеждою» (Рим 4,18); к Деве Марии, которая в своем «паломничестве веры» прошла путь до «ночи веры», участвуя в страданиях Своего Сына и в ночи Его гроба; и к множеству других свидетелей веры: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр 12, 1-2)».