Спираль календарного года вновь приводит нас к августу. Для одних это время жатвы, для других – время заканчивающегося летнего отдыха. В августе Церковь также проживает важные литургические события. Торжество Успения Пресвятой Богородицы (15.08) – непременно одно из них. Однако нельзя не отметить и очень важный в христианской традиции праздник Преображения Господня, который в литургии празднуется 6 августа.
О Преображении Господнем – об этом тайном событии в жизни Иисуса – говорят три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. C уверенностью можно сказать, что в общих чертах все мы прекрасно помним о том, что произошло „на высокой горе», но в этом литературном слое сокрыто великое теологическое содержание, которое ждёт своего открытия. Читая евангельский фрагмент в молитвенном размышлении и с открытостью на Святого Духа, попробуем всё же ответить хотя бы на три ключевых вопроса: почему Иисус преобразился перед своими апостолами? Какое теологическое содержание несут в себе определённые элементы этого фрагмента? Медитация над ними расширяет перспективы нашего библейского мышления и предостережения. И, наконец, чему учит нас этот эпизод?
Прежде всего, обратим внимание на то, что ни один из евангелистов не конкретизирует, на какой горе преобразился Иисус. Христианская традиция четвертого века позволяет считать, что это была гора Табор, которая находится в восьми километрах на восток от Назарета, и высота её – 588 метров. Однако в то время на этой горе находился римский военный отряд, что, в свою очередь, не являлось подходящей атмосферой для теофании, описанной в Евангелиях. Поэтому многие ученые считают, что упомянутой горой могла быть одна из вершин гор Хермона. Недостаток конкретного названия в описании евангелистов свидетельствует о том, что теологическому аспекту этого эпизода они придавали большее значение, нежели географическому местоположению.
Чтобы ответить на первый из поставленных нами вопросов, необходимо посмотреть на этот фрагмент в свете муки, смерти и воскресения, предсказанных ранее Иисусом. Эта весть, несомненно, шокировала Его учеников, которые были детьми своего народа и его религии, а значит, носили в себе ожидание Мессии политического, националистического и именно такой образ Спасителя связывали с личностью Иисуса. Иисус не только трижды предсказал своё мучение и смерть, но также консеквентно приближался к жертве своей жизни на кресте для спасения мира. Именно такая дорога мессианства была непонятной для Его учеников. Для них это был скандал! Намерения Бога начнут понимать лишь спустя некоторое время, после воскресения Иисуса и после сошествия на них Духа Святого. То, что видели на горе, должно было укрепить их веру. В ближайшее для них время будут происходить вещи, которые потрясут их до самой глубины души. Преображение Иисуса должно было помочь им понять, что тот Иисус, которого они уже очень скоро увидят умирающим на кресте, истинно является Божьим Сыном. Этому свидетельствуют известные библейские личности Моисей и Илья, но прежде всего сам Бог Отец. Располагая такими видимыми и услышанными аргументами, апостолы не должны были ни в чем сомневаться. Преображение являлось также предсказанием будущей славы, и не только Иисуса, но также и апостолов, если же, конечно, выдержат до конца при своём Наставнике.
Переходя ко второму вопросу, обратим внимание на место интересующего нас события. Это была гора. Святое Писание много раз говорит о горе как о месте встречи с Богом. Гора, кроме того, что гарантирует определённое уединение, тишину, также символизирует, в некотором смысле, отрыв от земных, повседневных дел. В противоположность горе в Библии есть долина – образ печали и недоли. Теологическое значение горы также помогает понять число апостолов, которые принимали участие в этом событии. Петр, Иаков, Иоанн были избранными Иисусом. Их ограниченное число говорит о том, что тайны Божьих дел не любят шума, хаоса, толпы и чаще всего совершаются в тишине и скромности.
Преображению Иисуса сопутствовали знаки не с мира сего. Сначала присмотримся к двум довольно известным личностям –Моисею и Илье. Моисей является представителем Права Ветхого Завета, а Илья – в свою очередь – представляет пророков. И таким образом Право и Пророки, которые предвещали приход Мессии в мир, теперь как бы через своих представителей свидетельствуют об исполнении пророчества, касающегося личности Иисуса. Далее, все евангелисты обращают внимание на изменившийся вид Иисуса во время преображения. В его преображении доминирует белизна. В натуральном образе белизна означает чистоту и невинность. В Библии одежду из белого материала носят святые люди. Очень много на эту тему можем прочитать в книге Апокалипсиса. Иисус, объявляясь перед учениками в белом, предвестил славу Воскресения, как своего, так и тех, кто последовал за Ним. И, наконец, облако, с которого слышался глас Отца. Это – привилегированный способ объявления Бога в Святом Писании. Облако, с одной стороны, объявляет присутствие Бога, с другой – закрывает Его естество. Это символ с двойным значением – приближает к Богу и одновременно прикрывает Его. И так происходит в эпизоде Преображения.
Чему же учит нас это событие? Обратим внимание, что так, как это было в жизни трёх апостолов, так и в жизни веры каждого из нас, происходят особенные моменты, радостные взлёты, порой даже экзальтация: очень легко даётся молитва, она же доставляет внутреннее удовольствие, без особого труда творим добрые дела, приносит особенную радость и окрыляет душу участие в литургии. Всё становится таким удивительным, таким прекрасным… Каждое такое состояние можем назвать нашей «горой Табор». Это благодать, данная нам Господом для укрепления нашей веры и христианской позиции. Но всегда следует помнить, что Табор – это проходящий момент, это всего лишь предвкушение, обещание чего-то более возвышенного. Нельзя поддаться искушению и творить себе небо на земле, потому что это нечто нереальное и рано или поздно принесёт разочарование. Иисус сошёл с горы, чтобы пойти в Иерусалим, чтобы там принять на себя страдания креста и таким образом дать нам вечное счастье. Своим примером указал правильный путь жизни тем, кто был с ним, и постоянно является примером для всех, кто последовал за ним. Так же и нам. Если Он, Божий Сын выбрал такую дорогу к славе, то тем более такой же дорогой должны следовать и Его ученики. Ученик не может быть выше своего Учителя, а ни слуга – своего Начальника (ср. Mф 10, 24).
В евангельском описании Преображения Иисуса особое внимание следует обратить на один важный элемент. Евангелист Матфей и Марк информируют, что Иисус забрал учеников на гору «после шести дней». Скорее всего речь идёт о времени, которое отделяет этот эпизод от свидетельствования Петра возле Кесарии Филипповой (ср. Mф 16, 13), но для нас шесть дней ассоциируются с количеством дней рабочих, после которых наступает святочный день, день Господа, и мы имеем возможность очень близкой встречи с нашим Господом. Каждая воскресная Евхаристия может быть нашей «горой Табор». И если мы правильно это поймём, наше переживание присутствия Бога может быть гораздо более полным и впечатляющим, чем это было в случае трёх апостолов, и более того – это может повторяться множество раз.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Предвкушение Царствия Небесного: Преображение
554
«С того дня, когда Петр исповедал, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Учитель «начал открывать ученикам Своим, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать (…), и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16,21). Петр отвергает эту весть, другие понимают ее не больше, чем он. В этом контексте находится таинственный эпизод Преображения Иисусова на высокой горе, перед тремя избранными Им свидетелями: Петром, Иаковом и Иоанном. Лицо и одежда Иисуса становятся ослепительно сияющими, Моисей и Илия являются, говоря Ему «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9,31). Их осенило облако, и голос с неба произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9,35) «.