О, Сотворитель Дух, приди!

Радуемся маю, как многие его называют, и это совершенно верно, «самому красивому  месяцу года». Несмотря на то, что в жизни католиков он является «месяцем Марии», Католическая Церковь в мае  празднует еще и одно из самых главных торжеств литургического года – торжество Сошествия Духа Святого. Отдаем славу Третьему Лицу Божиему  и в очередной раз переживаем день рождения Католической Церкви,  день нашего рождения как общины учеников и последователей Иисуса Христа.

 

Эти события побуждают нас к размышлению над Личностью Духа Святого, над Его миссией в истории и в жизни Костёла, а также над нашими отношениями с Ним.
Бог является тайной. И эта правда касается всех Лиц Пресвятой Троицы, но более всего,  наверное, – Личности Духа Святого. Речь идёт об особенном роде мистерии, так как  на протяжении веков она открывается миру постоянно,  и человек каждый день  принимает в ней участие. С другой стороны она и далее остаётся непостижимой тайной. Можно много говорить о Святом Духе, особенно в контексте Его присутствия и деятельности в длинной истории Костёла, можно много о Нём писать, о чём  свидетельствует огромное количество литературы на эту тему, также можно иметь и какой-то особенный молебен ко Святому Духу, ярким подтверждением чему и является очень живое развитие харизматической духовности. Но с огромной кротостью нужно склонить голову и принизиться сердцем перед таинственностью, необычностью и неисповедимостью деятельности Параклета. Кажется, что в наших размышлениях на эту тему лучше всего будет сосредоточить внимание на одном, очень узком аспекте, но с мыслью более глубокого проникновения в него, и, конечно же, так, как поведёт нас Тот, о ком размышляем, и настолько, насколько позволят границы рубрики нашего журнала.
Литературы, посвящённой Святому Духу, очень много, и объять ее всю практически невозможно. Это касается как текстов библейских, церковных,  так и литературы частной. Основное наше внимание обратим на известное нам выражение, которое в молитвах ко Святому Духу выполняет роль припева: Пошли, Дух Твой и восстанет жизнь. И обновишь облик земли. Эти слова являются парафразой стиха с Псалма 104 (103) (Пс 104, 30), который является гимном в честь Творца, и библеистами (теологами Библии) часто называется «жемчужиной Псалтыря». В современном издании Святого Писания этот фрагмент звучит так: Пошлёшь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли. Слова псалмиста касаются всего творения и говорят о началах существования, описанных в Книге Бытия, тогда, когда Бог дуновением своего духа призвал всё к жизни. Обратим внимание на то, что в интенции автора Божьего речь не идёт о Третьей Личности Божией. Слово «дух» написан  здесь с маленькой буквы и означает Божие могущество, силу, возможности. И только более поздняя аллегорическая христианская интерпретация, со слов псалмиста, исполнила просьбу к Богу, чтобы  Святой Дух действовал в душах верующих и в искупленном мире. И таким образом песня о сотворении наполнилась новыми элементами, относящимися к Пасхе и Пятидесятнице.
После ознакомления с генезисом избранного фрагмента, который станет «мотом» для нашего размышления, в наших дальнейших рассуждениях попробуем пройтись по тропе традиции Костёла,  просящей Бога о Духе Святом, о Его действии и о Его дарах. Верующие просят Бога, дабы Его Дух обновил «облик земли». Как это понимать? Термин «облик» является скорее позитивным моментом. Облик ассоциируется с чем-то добрым, красивым, достойным. Библия очень часто говорит об облике Бога. И если говорим об облике земли, то это значит, что говорим о добре, которое выплывает из факта существования земли как реальности, которая была сотворена Богом. Также следует иметь в виду все добро земное, в хорошем и правильном его понимании. Речь идет о его  обновлении, о новом рождении к жизни и о качествах, данных ему самим Богом.  Несомненно, такого рода просьба после того, как в мир вошёл грех, очень актуальна. К сожалению, приглашение Бога к тому, чтобы человек делал себе землю подданной и управлял творениями, очень часто было и есть неправильно понимаемым. Властвование человека над природой неоднократно приобретает формы власти абсолютной, чем и лишает природу того правильного, наделенного самим Творцом облика. Земля не является только источником богатства, которым можем управлять так, как нам нравится. Земля является даром Бога, за который мы должны  быть неустанно благодарны нашему Отцу. А  отсутствие такой благодарности прежде всего и является основной причиной девастации дела творения в широком смысле этого слова. Наша просьба к Богу о даре Святого Духа одновременно будет просьбой о воскресении в душах людей благодарности.
Земля, дело творения Бога Отца, встречается с гибелью не только со стороны натуральной среды. Её облик умирает также по причине такой жизни человека, которая сопротивляется воле Бога. Создавая мир, Бог сотворил всё добрым, очень добрым. Сегодня все таковым уже не является, поскольку  в мире появился грех, которому люди отдаются в неволю. Святой Павел очень конкретно называет действия плоти постыдными и деструктивными: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийство, бесчинство и тому подобное (Гaл 5, 19-21). К сожалению, наблюдение в повседневной жизни приводит лишь к грустным выводам: мир, жизнь, история пропитаны такими склонностями. Можно предполагать, что господствует над  многообразием такого рода зла. И поэтому облик творения, облик человечества искажён, некрасив и поддаётся умерщвлению. Нуждается в помощи, обновлении, новой жизни. Если человечество в состоянии заметить это критическое положение и может просить о помощи, а также знает, где и у кого эту помощь искать, то можно сказать, что ещё не всё потеряно.
Тот же  апостол Павел, непосредственно после перечисления  грехов,  рисует облик жизни, которая исходит от Святого Духа, называя девять позитивных качеств, которые называет «плодом Духа». И это: любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гaл 5, 22-24). Несмотря на то, что все названные качества встречаем в повседневной жизни, ощущается их постоянный дефицит… Поэтому жизнь теряет своё качество, свой вкус, свой облик. И, если мы восклицаем к Богу и просим Его о Духе Оживляющем и Обновляющем, то, с одной стороны, этим самым просим об умении, о необходимых силах для сопротивления тому, что является деструктивным, неприятным Богу и счастью человека, а с другой стороны – становимся на стороне тех ценностей, которые помогут сделать нашу жизнь и жизнь вокруг нас красивой, доброй и достойной.
В очередной раз будем проживать память Сошествия Духа Святого на апостолов, на Костёл. Это очень важное торжество, как и важной была Пятидесятница. Каждое торжество даёт возможность на особенную встречу с Тайной и, благодаря этому, даёт импульс для переживания этой тайны в своей повседневной жизни. Тем более это касается тайны Духа Святого, который живёт и действует в Костёле не только в день «Зелёных Праздников», но и каждый день, постоянно. В Его помощи нуждаемся и Его помощи просим. Он есть тем, который обновляет и оживляет то, что так часто портится и искажается, – облик Божьего творения, облик каждого из нас.

 

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Katechizis

 

Дух Святой напоминает тайну Христа

 

1099
«Дух Святой и Церковь взаимодействуют, чтобы в литургии явить Христа и Его  дело  спасения. Главным образом в Евхаристии, а также и в других  таинствах литургия есть  Воспоминание  тайны  спасения. Дух Святой  есть живая  память Церкви».

 

1100
«Слово Божие. Дух  Святой напоминает  сначала литургическому собранию  смысл спасения как события, давая  жизнь  Слову Божию, возвещаемому, чтобы  быть  услышанным  и  воплощенным  в  жизни».

 

1101
«Именно  Святой  Дух дает читающим  и слушающим, по  расположению  их  души, духовное разумение Слова Божия. Сквозь слова, действия и символы, составляющие  ткань  богослужения, Он вводит  верных и священнослужителей  в  живое общение  с  Христом,  Словом и Образом Отца, чтобы они могли наполнить свою жизнь  смыслом того,  что  слышат, делают и созерцают  в  богослужении».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий