Каждый год в четвёртое Пасхальное Воскресение Католическая Церковь переживает Воскресение Доброго Пастыря. Этот литургический эпизод предлагает задуматься над ещё одной тайной нашей веры. Церковь делает это прежде всего в литургии, и хотя само по себе действие очень достойное, однако, кажется, христиане должны и за пределами литургии стремиться к более глубокому пониманию теологического и практического значения данного содержания. Поэтому пусть наше размышление на эту тему станет одним из таких дополнительных способов углубиться в тайны Иисуса Христа Доброго Пастыря.
В Воскресение Доброго Пастыря читается фрагмент из Евангелия Святого Иоанна, но Четвёртое Евангелие не является единственной книгой Священного Писания, где можем встретиться с интересующей нас темой. Есть множество привлекательных текстов о народе Бога как овчарни и пасущих её пастухах у пророков Ветхого Завета, прежде всего – у Иезекииля, но эта идея также не чужда и для Исаии, Иеремии и Захарии. Так как Священное Писание является душой теологии и всегда должно быть местом старта для всех размышлений или медитаций, которые касаются Личности Бога и Его дел, то и мы попробуем ненадолго задержаться над ключевыми текстами Священного Писания, посвящёнными овчарне народа Бога, её пастырям и Пастырю, для того чтобы сделать необходимые выводы для нашей жизни.
Тексты из Ветхого Завета много раз приравнивают народ Израиля к овчарне. В этой овчарне Бог поставил пастырей, доверив им заботу о своем народе. К сожалению, пастыри плохо справлялись с обязанностями, и Бог дает им достаточно суровую оценку. С этим, прежде всего, сталкиваемся в тексте пророка Иезекииля (Иез 34). Пастыри присвоили себе стадо для того, чтобы максимально использовать его в собственных, зачастую эгоистических целях. Бог недоволен своими слугами, упрекает их в суровости и жесткости, которую они проявляют там, где необходимы забота, сочувствие и милосердие. В связи с этим пастырям угрожает потеря полученных от Бога привилегий и суровое наказание. Особенно угрожающе звучит «беда», направленная в их адрес, после чего Бог берёт на себя роль пастыря над своей овчарней. Творец адресует ей множество тёплых слов, полных надежды. Его забота переполнена трепетом, сердечностью, готовностью к жертве и посвящению. Он является совершенным Пастырем, любящим, полным милосердия Отцом. Более того, Небесный Отец обещает, что установит пастыря по своей воле и уподоблению, который будет из рода Давида и полностью отдастся служению овцам. Сегодня знаем, что этим пастырем являлся Иисус Христос.
В Новом Завете текстом, который явно доминирует над другими, является аллегория об Иисусе Добром Пастыре в Евангелии Святого Иоанна (Ин 10). Вероятнее всего, когда Иисус провозглашал об этом проповедь, он взял во внимание пророчество Иезекииля. Иисус основное внимание уделяет своей любви к овцам, много раз повторяя: «Я Добрый Пастырь». Да, вспоминает также и злых пастырей, которые были перед ним, и их негативные поступки, но делает это только для того, чтобы ещё более подчеркнуть свою совершенную жертву ради добра овчарни. Иисус является тем пастырем, который свою жизнь отдаёт за овец. И только такой может быть пастырем, и только за таким овцы пойдут и будут ему послушны. Фразу «Добрый Пастырь жизнь свою полагает за овец» можно отнести не только к Иисусу, но к более широкому числу адресатов – тех, которых Господь призывает для работы в овчарне. Несомненно же, в этом случае овчарней является Церковь.
Подобных текстов на страницах Священного Писания можно найти гораздо больше, и рассмотренные нами также можно проанализировать более глубоко. Но даже этот короткий и очень беглый взгляд на учение Библии по касающейся нас теме позволил увидеть позицию Бога относительно овец и пастырей. Поэтому сейчас попробуем перейти к конструированию ожидаемых выводов.
Священное Писание называет народ Божий овчарней. В Ветхом Завете это был Израиль, в новом – Церковь. Видим, что понятие и границы стада расширяются вместе с развитием истории спасения. Бог жаждет, чтобы все люди принадлежали к числу Его избранных. Всех любит, всех спас. Сравнение общины людей верующих с овчарней во многом говорит нам также об овцах. Овцы по своей природе слабые, беззащитные, тихие и кроткие и поэтому нуждаются в опеке пастыря. Однако, с другой стороны, несут в себе огромный потенциал добра и могут приносить много разной пользы. Таковой является и таковой должна быть община детей Божиих – полное доверие своему Господу по причине своей слабости во всех смыслах этого слова. Христиане должны быть тихими и кроткими по примеру своего Наставника и, наконец, должны стараться приносить как можно больше добра в своей жизни, должны делать всё, чтобы это добро приумножалось.
За стадом следят пастыри. От них очень многое зависит: организация жизни овчарни, её беспечность и вообще её существование. Для работы в овчарне своего народа Бог испокон веков призывал избранных людей и будет это делать до скончания веков. К сожалению, очень часто получается так, что пастыри не могут подняться на высоту задания: эгоизм, безответственность, безалаберность, а чаще всего простая человеческая ограниченность мешают им должным образом выполнять доверенную миссию. И это большой ущерб для общины, а зачастую и причина страдания и даже гнева Бога. Община имеет полное право ожидать от своих пастырей посвящения и солидарности в исполняемом служении. Тем более требовать этого имеет полное право Бог, который их призвал, одарил необходимыми благодатями и всегда находится рядом, и готов помочь. Каждый пастырь добровольно и в полном сознании принял это приглашение Бога к сотрудничеству в сопровождении и формировании овчарни Божьего народа. Поэтому некоторые проступки со стороны пастыря не находят оправдания у людей. Кажется, что они не найдут оправдания и у Бога, так как и в прошлом его не находили. Бог много раз называет себя ревнителем своего народа. И в этом смысле ничего не изменилось. Обида, страдание его детей наполняют Бога оправданным гневом. И этот гнев еще более правильный и оправданный, когда он вызван теми, кто был призван для высоких заданий, одарен специальным доверием Бога и от которых Бог ожидает чего-то более существенного, чем обычная посредственность (или и вовсе бездарность), по причине которых и страдает паства.
И, наконец, в наших выводах доходим до встречи с Иисусом, совершенным Пастырем. Он заботлив и полон милосердия к овцам. Больше всего любви даёт овцам израненным, потерянным, уставшим от жизни. Его милосердие не имеет границ. Иисус является примером для всех пастырей в овчарне Церкви. Постоянно их ищет, формирует и посылает на труд. Совершенный Пастырь одаряет огромным доверием своих сотрудников. Для них также является милосердным, готов простить любую слабость, каждую ошибку, падение, однако, ожидает от них, чтобы, не смотря на их человеческие ограничения, с полной отдачей и полным посвящением служили в Церкви. Кажется, что община людей верующих интуитивно, но точно так же подходит к этим вопросам. Овечки способны забыть и простить многое своим пастырям, тем более, когда видят и чувствуют их искренность и добрую волю в отношениях с их жаждущим стадом. Так будем же молиться за наших пастырей!!!
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Апостольство
863
«Вся Церковь – апостольская в силу того, что через преемников св. Петра и апостолов она пребывает в общении веры и жизни со своими истоками. Вся Церковь – апостольская в силу того, что она «послана» во весь мир; все члены Церкви, хотя и разными способами, участвуют в этом посланничестве. «…христианское призвание по своей природе есть также призвание к апостольству». «Апостольством» называют «всякую деятельность мистического Тела», цель которой «направить воистину весь мир ко Христу»».
864
«»Так как Христос, посланный Отцом, – источник и начало всего апостольства Церкви», очевидно, что плодоносность апостольства, как рукоположенных в сан, так и мирских служений, зависит от их жизненной связи со Христом. В зависимости от характера призваний, от зова времени, от разнообразных даров Духа Святого апостольство принимает самые разные формы. Но «душа всего апостольства» – это всегда любовь, черпаемая, прежде всего, в Евхаристии».