Паломничество – традиция живая и оживляющая

Можно  с  уверенностью  сказать, что  400-летнее пребывание иконы Матери Божьей Будславской на Беларуси является важным юбилеем, вместе с тем – подходящим  моментом  для того, чтобы задаться определёнными рефлексиями. Конечно, в первую очередь – это повод для того, чтобы выразить Богу благодарность за безмерную благодать, которой одаряет Всевышний – прежде всего – белорусский народ через посредничество  и  заступничество  Своей  Матери, Которая  царствует  в  чудесной иконе.

Юбилей также обращает наше внимание на четырёхсотлетний культ Марии в Будславе, который бесконечно богат в способах и формах проявления. Одним из наиболее видимых проявлений этого культа является  многолетнее  паломничество к санктуарию  Матери Божьей Будславской. А ведь Будслав –  всего лишь одно из многих мест на земном шаре, куда пребывают паломники. И здесь нужно отметить то, что эта форма проявления набожности, кажется, переживает эпоху настоящего ренессанса. Почему именно так? Зачем столько труда, силы и посвящения? Почему паломничество постоянно живое, притягивающее, «аттракционное», больше обещающее будущее, чем  предназначенное на смерть?  Почему?
Паломничество к святым  местам –  не достижение нашей эпохи. Эта форма человеческой набожности является такой древней, как само человечество. Об этом свидетельствуют памятники древней истории, среди которых есть и Библия. Уже с первых страниц Святое Писание говорит о местах, которые особенным образом были избраны Богом, куда приходили библейские патриархи, для того чтобы общаться с Богом, молиться, приносить Ему жертвы и получать благословение и благодати. В древнем Израиле существовали для паломничества такие места, как Вефиль (Быт 35,3), Силом (Суд 21,19), Гаваон (3 Цар 3,4) и  другие. Среди них были также санктуарии, где существовал нелегальный культ золотых телец (3 Цар 12,28-30). Все сказанное выше даёт основание обратить внимание на библейские корни христианского паломничества, в т. ч. паломничества современного, независимо от того, какую форму оно приобретает.
Несомненно, библейским местом, наиболее ассоциируемым с паломничеством, являются Иерусалим и святыня. Примерно около тысячи лет, с небольшими перерывами, миллионы людей совершали паломничество в этот город, для того чтобы поклониться Богу. Иерусалимская святыня была единственным местом, где можно было приносить Богу жертву. Согласно религиозному Праву, каждый взрослый мужчина был обязан  три раза в году совершить паломничество в Иерусалим: на праздник Пасхи, Праздник Недели и Праздник Кущей (Втор 16,16). Даже если не вся популяция мужского пола принимала участие в этих торжествах, то, несмотря на это, остаётся фактом, что огромное число паломников собиралось в Иерусалиме на этих праздниках. Евреи, которые жили в диаспорах (еврейские поселения вне Палестины), из-за огромных расстояний не могли исполнить наказ Права, касающегося паломничества в Иерусалим, поэтому совершали его гораздо реже. Для многих из них было огромной мечтой хотя бы раз в жизни прийти в этот Святой Город. После разгрома Иерусалима и святыни в 70 году после рождения Христа набожные евреи стали совершать паломничества в этот город. Сохранённая до наших дней западная стена святыни, известная как Стена Плача, и далее является целью паломничеств евреев, и не только их. Согласно Четвёртой Евангелии,  Иисус также несколько раз совершил паломничество  в Иерусалим  (Ин 2,13; 5,1; 7,2.10).
Паломничество в Город Давида было особенным событием для религиозной жизни как всего народа, так и отдельных его личностей. Это было очень радостное время, что выражалось преимущественно пением. Куплет одного из Псальма, который пели во время паломничества на Сион, звучит так: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень». Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс 122,1-2). Измученные повседневной работой люди, покой своему сердцу искали в Иерусалиме, название которого и означало именно «город покоя».
Наиболее известный библейский эпизод, связанный с паломничеством в Иерусалим,  касается пребывания двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимской святыни (Лк 2,41-52). Это единственный фрагмент в Евангелии, который, хотя бы частично, открывает тайну из жизни Иисуса в период  между Его рождением и публичным учением. С евангельского описания узнаём, что Святое Семейство поступало, согласно наказам Права: «каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк 2,41). Иосиф и Мария не только исполняют Право, но также принимают активное участие в жизни своего народа,  вписываясь в нее  натуральным образом, а также  очень глубоко – в  важные и святые традиции.  В таком же духе воспитывают своего Сына, хотя и знают, что их Ребёнок  необыкновенный, что  Он – Божий Сын.
В этом эпизоде, на картах Евангелия, впервые слышим Иисуса. Впервые являемся свидетелями диалога между Ним и Его Мамой. Может быть, этот разговор для нас не до конца понятен, может, немного неприятен, но в итоге выясняется, что Иисус пришёл на землю, чтобы дать счастье не только Марии и своему Покровителю, но чтобы принести спасение всем людям. И, наверное, самое важное, на тему Его отношений с Богом, слышим из уст самого Спасителя: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2,49). Полностью быть с Отцом, в Отце, для Отца и совершенным образом исполнять Его волю, несмотря ни на что. В жизни нет более важных дел или вещей! Размышления над жизнью Святого Семейства также учат нас, что порой потерянного в жизни Бога необходимо долго и усердно искать. Он позволяет найти себя тем, кто ищет Его по-настоящему. Его можно найти там, где Он пребывает, там, где Его место. Не «между родственниками и знакомыми» (Лк 2,44), а в месте, которое является целью паломничества. И этим самым находим ответ о цели  паломничества: этой целью является поиск Бога в жизни, встреча с Ним и приглашение Его в свой дом, в свою повседневную жизнь.
Народ Нового Завета также очень крепко соблюдал традицию паломничества. Уже около 100 года после рождения Христа христиане начали совершать паломничество в Святую Землю. Также начали появляться новые места для паломничества. На сегодняшний день сосчитать их просто невозможно. С каждым днём появляются всё новые и новые формы паломничества. Кроме пеших, существуют также паломничества моторизованные; паломничества организованные и спонтанные; паломничества радостные и скорбные. Есть паломничества семей, разных социальных слоёв, профессиональных групп, паломничества небольшие и многочисленные, местные и зарубежные. Этот перечень продолжать можно долго. Весь этот феномен паломничества указывает на то, что традиция, которая корнями уходит далеко в древность, имеет силу, необходимую для жизненного существования, и может приспособиться к любым условиям места, времени, ментальности и культуры. Паломничество в  святые места, расположенные в разных уголках мира, также показывают глубокую правду, что человек ищет Бога, что нуждается во встрече с Ним, а неспокойная повседневная жизнь ему этого не гарантирует. И, наконец, всякого рода паломничества и их постоянный численный рост отражают одну из вечных и самых главных правд: человек по своей  природе является паломником и вся его земная жизнь является паломничеством в дом Небесного Отца, где и будет встреча навеки и будет достигнута цель всякого паломнического усилия.

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

В  общении  со  Святой Матерью  Божией

2674
«После согласия, данного в вере при Благовещении и без колебания сохраненного у креста, материнство Марии простирается на братьев и сестер Ее Сына, «еще странствующих и находящихся в опасностях и тревогах». Иисус, единственный Посредник, есть путь нашей молитвы; Мария, Его Матерь и наша Матерь, в отношении Его совершенно прозрачна (т. е. через Нее мы явственно видим Христа): согласно традиционной  иконографии Востока и Запада, Она – «Указующая путь» (Одигитрия), «Знамение».

2675
«В этом  исключительном  содействии Марии действию Святого Духа берет начало развивающаяся в Церквах молитва  к Святой Матери Божией, сосредоточенная на Лице Христа, явленном  в Его тайнах. В бесчисленных гимнах и песнопениях, выражающих эту молитву, обычно чередуются две линии: одна «величает» Господа  за «великие дела», которые Он сотворил для смиренной Рабы Своей и через Нее для всех людей; другая линия вверяет Матери Иисуса моления и хвалы детей Божиих, ибо Она знает теперь человечество, которое в Ней сочеталось с Сыном Божиим».


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий