Пасхальная свеча — символ Иисуса Христа и выражение радости Костела

Вне всякого сомнения, Пасхальное Таинство – наиважнейшее событие в истории христианства. Ежегодно переживаем литургическую память победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью, адом и сатаной. Пасхальная литургия необычна сама по себе, если иметь в виду содержание ее символики и достойность воплощения. Особого внимания заслуживает занимающая отдельное место в ночной литургии пасхальной вигилии  тема света, рассеивающего мрак ночи. Пасхал copy

Восковая свеча внушительных размеров, называемая в костельной терминологии пасхальной, зажигается от освященного огня и торжественно вносится в темную святыню. Пасхал, кроме того, что символизирует Иисуса Христа, свет мира, также вызывает и ряд аллюзий старозаветной истории спасения. Это очень хорошо отображает радостное пасхальное воззвание, которое поется по установлении пасхала на надлежащем  ему в костеле месте. Содержание призыва, распространяющегося посредством достойного, мелодичного песнопения в насыщенном светом храме, помогает собравшимся верующим перенестись воображением к событиям намного более ранним, нежели нынешнее торжество. Таковы – помимо прочих – смысл и цель празднования пасхальной ночи. Кроме того, встреча с Иисусом в символе света должна склонить к рефлексии над значением факта Его восстания из мертвых для будущего, вплоть до конца света. Этой цели служит также пространная литургия слова, читаемая во время ночного богослужения.
Вслушиваясь в содержание библейских чтений ночи пасхальной вигилии, впервые сталкиваемся с мотивом победы света над тьмою в описании создания мира (Быт 1, 2-3). Свет является первым деянием Создателя. Оно – повод для восторга Бога Создателя: «И видел Бог, что свет – хорошо» (Быт 1, 4). Появление света стало началом процесса создания. Свет дает необходимые условия к существованию всего, что содержит в себе зачаток жизни. Это касается и человека, для которого свет навсегда станет символом Божеского, того, что приносит добро и ласку, того, что жизнеутверждающе. Очень точно отображают важность этого факта слова пасхального воззвания: «Земля освещена светом Царя Веков».
Идя далее по следам спасения в литургии слова этой особенной ночи, в очередной раз сталкиваемся с темой света в связи с эпизодом Исхода избранного народа из египетской неволи. Автор с воодушевлением отмечает, что во время путешествия народа по пустыне “Господь ночью светил им в столпе огня” (Исх 13, 21-22). Свет обозначает тут присутствие Бога среди людей и Его опеку над ними. Видим также мотив победы света над ночью. Еще лучше передает эту правду описание перехода через Красное море, когда столп облака занял место между Египтянами и Израильтянами и “для одних облако было тьмою, другим освещало ночь” (Исх 14, 20). Этому библейскому происшествию соответствует призыв из литургии пасхальной вигилии, развивая его в красивую аллегорию: “Ночь, которая светом огненного столпа рассеяла тьму греха”. Как видим, свет от самого начала был атрибутом Бога и того, что есть добро, в то время как тьма всегда была связана с тем, что грешно, опасно и враждебно.
Обратившись к двум ведущим примерам значения символики света во времена Старого Завета, следует присмотреться к трактовке этой темы в Новом Завете. Здесь прежде всего обратим внимание на личность Иисуса Христа, который сам говорит о себе, что является “светом миру” (Ин 8, 12; пар. 12, 46). Главные события в земной жизни Спасителя были связаны с появлением особого рода света: Его рождение (Лк 2, 9); переменение на горе (Мф 17, 2); восстание из мертвых  (Мф 28, 2-3). Также в виде света появляется Он в жизни Святого Павла (Деян 9, 3-5; пар. 26, 13-15). Во всех приведенных случаях свет выражает божественность Иисуса, Его славу и силу.
Евангелие приводит много примеров, когда Иисус использует символику света, обращаясь с наукой к своим ученикам. Таким образом Господь хочет отметить достойность и избранность тех, что уверовали в Него, но также и указать на ответственность и задания, которые им поручает. Иисус называет своих учеников «сынами света» в противоположность «сынам века сего» (Лк 16, 8). Эту тему позднее неоднократно поднимет Святой Павел в своих письмах (2 Кор 4, 6; Флп 2, 15; Еф 5, 8; 1 Фес 5, 5). Христиане явятся «сынами/детьми света» благодаря принадлежности Иисусу Христу. Живое общение с Ним и верность Ему обещают приобретение такого почетного статуса. Эта привилегия, однако, налагает на верующих конкретные обязательства. Иисус хочет, чтобы они были «светом мира», чтобы светили людям своим светом  и тем самым дали им возможность прославления Отца Небесного (Мф 5, 14-16). Этим светом является любовь и деяние добра в жизни. Большая честь, а одновременно полная ответственности миссия! Речь идет не только о свершении хороших поступков, но прежде всего о таком образе жизни, чтобы показать миру доброго, любящего Бога, которого спонтанно хочется полюбить.
После краткого путешествия путями Святого Писания возвращаемся снова к пасхальной свече и ее символике. Пасхал символизирует Иисуса Христа – Свет настоящий. На это обращает внимание содержание пасхального воззвания: «Пусть эта свеча горит, когда взойдет солнце, не знающее захода: Иисус Христос, Твой Восставший из мертвых Сын, который освещает человечество своим светом». С момента внесения пасхала в святыню в ночь восстания Христа из мертвых остается он там в течение всего литургического года. Является истинным стражем и воплощением наиважнейшей для христиан правды: с ними навсегда Иисус Христос, их Господь и Спаситель. Присутствующий всегда и непрестанно. Восстание Иисуса из мертвых было единичным фактом в истории, но его последствия, плоды существуют и будут существовать вечно. Существуют для человека, который имеет возможность восстания из мертвых в Иисусе: из греха до состояния ласки, из смерти – к жизни вечной. Неслучайно пасхальная свеча используется всякий раз во время обряда святого крещения. Тогда эти правды приобретают особое значение, и можно их еще лучше понять.
Внесению пасхальной свечи в костел сопутствует зажигание от нее свеч в руках участников литургии. Это необычайно символический момент. Верующие принимают свет от своего Господа, чтобы стать на Него похожими, чтобы давать в жизни свет другим, делиться им с ближними. Упомянутый момент пасхальной литургии является глубоким уроком-посланием. Речь идет о том, что единственный настоящий источник света в жизни христианина – личность и наука Иисуса Христа. Верующий  не излучает света сам по  себе, но обладает им благодаря живому и близкому общению с Иисусом. Тогда деление светом приносит надлежащие результаты. На первом месте, как то следует из науки Иисуса, то, что несомый верующими свет должен указывать дорогу к Богу, к вере в Него, к  отданию Ему чести и славы. Кроме того, свет должен вести к общности, помогать в ее создании и упрочении. Настоящий, аутентичный свет приносит ясность, тепло, ощущение безопасности.  
Нашей молитвой на завершение этих размышлений будут слова пасхального воззвания: “Просим Тебя, Господе, пусть эта свеча, освященная во славу Твоего имени, неустанно пылает, чтобы рассеять мрак этой ночи (…), пусть соединится со светом неба”.

  кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis copy

Пасхальный пир

1382
«Месса есть одновременно и нераздельно жертвенная память, в которой постоянно осуществляется Крестная Жертва и священная  Трапеза Причастия Телу и Крови Господней. Но совершение евхаристической Жертвы полностью  направлено  на  глубинный союз  верующих  со  Христом через Причастие. Причаститься  – это значит  принять  Самого Христа, принесшего  Себя  в  жертву  за  нас».
 
1383
«Алтарь, вокруг которого Церковь собирается  во время совершения  Евхаристии, представляет собой два аспекта одной и той же тайны: алтарь жертвоприношения и трапезу Господню. Более того, христианский алтарь есть символ  Самого  Христа,  пребывающего среди собрания  Своих верных, одновременно как Жертва, принесенная  ради нашего примирения, и как небесная Пища, нам дающаяся. «И что есть алтарь Христа как не образ  Тела Христова?» – говорит св. Амвросий, и он же повторяет в другом месте : «Алтарь представляет собой Тело (Христа), и Тело Христа пребывает на алтаре». Литургия выражает это единство жертвы и Причастия во многих молитвах…».


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий