Призванные к святости

«…Сила Церкви на Востоке и на Западе всегда, во все эпохи, – это святые, то есть те, кто сделал истину Христа своей собственной истиной, кто пошел тем путем, который – Он Сам, кто жил жизнью, изливающейся из Него в Духе Святом. В таких святых у Церкви никогда не бывает недостатка – ни на Востоке, ни на Западе»
 св. Иоанн  Павел  ІІ.

 

Детям на катехизисе я задала вопрос: «Какого человека мы можем назвать святым?» Посыпались ответы, но они не были полными, были слишком  идеалистическими, практически сказочными. “Святой никогда не грешит”, “он всё время только и делает, что молится”, “каждый день ходит в костёл” и т. п. Образ святого, которого воссоздали дети, был далёким, недосягаемым  и нереальным. А какого человека мы с вами можем назвать святым? Реально ли для нас понятие святости? Желанна ли она нам? Является ли она для нас нашим исполнением и свершением? Нашёлся  один  мальчик, который привёл  очень конкретное и простое определение святости: “Святой любит Господа Бога всем сердцем, всем разумом и всею душою, а ближнего своего, как самого себя”. Просто и понятно!
Святость – это не сказка и не миф, тем более не красочная легенда. Святость – это призвание каждого сотворённого Богом  человека без исключения. Все призваны к святости: и взрослые, и дети, и женщины и мужчины, независимо от национальной принадлежности, цвета кожи и разреза глаз. Независимо от наших интеллектуальных способностей и финансовых возможностей. Независимо от нашего социального статуса и морального кодекса. К святости призваны все без исключения… Она – как зрелость, которую в Господе достигает каждый человек.
Святость, как любовь и милосердие, является атрибутом божественности Господа Бога. Он Сам трижды свят и призывает человека к святости. Когда понятие святости касается Господа Бога, речь идёт не только о Его непогрешимости, но и о Его всемогуществе и совершенстве. А мы призваны участвовать в святости Бога. Только Он может нас освятить. Кто из нас безгрешен?  Кто совершен и всемогущ?  Святость – это путь, длиною в жизнь, который мы проходим  с  Господом   Богом, оставляя следы, по которым можно определить нашу причастность  к  божественному.
Господь Бог – наше прошлое, настоящее и будущее. Для меня святость – это полное доверие Господу Богу, когда я полагаюсь на Него целиком и во всём… Звучит слишком радикально, но слова «всем, всею, во всё и до конца» отображают полноту нашей веры. Они говорят об истинности и искренности переживаемых чувств. Недавно, размышляя над  фрагментом  из книги пророка Осии, я думала над тем, как я доверяю Господу Богу. Вернее, насколько я Ему доверяюсь. Пророк показывает нам три очень важные иллюзии, препятствия, которые мешают человеку до конца довериться Господу Богу. Три препятствия на пути к святости. Несмотря на то, что служение пророка приходится на 750-й год до Рождества Христова, его слова актуальны по сей день. Мой знакомый биофизик, восхищаясь  открытиями современной науки, непременно подчеркивает: человек поступает, как  питекантроп, никакой эволюции… Приемлемо ли понятие эволюции ко греху? Это всё равно, что говорить об эволюции смерти. Мёртвое не развивается, оно разлагается и обращается в прах.
Осия видел, как Израиль полагался на мощь другого государства, и призывал  израильтян: «Ассур не будет уже спасать нас» (Ос 14, 4). Спасение только в Господе. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс 118, 8-9). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс 146, 3-4). «Спасение только в Боге», возьмите это словосочетание на молитву, повторяйте его до тех пор, пока оно не войдёт в ваше нутро. Позвольте ему пронзить вас  и профильтровать ваши ценности, и вы сделаете очень много интересных и спасительных открытий.
Пророк продолжает: «не  станем  садиться на коня» (Ос 14, 4). Осия хочет показать, насколько безрассудно рассчитывать только на свои собственные силы и способности. Человечество не раз имело этот фатальный опыт, когда надеялось только на свою мощь. Из истории мы знаем о падении великих держав и цивилизаций, но всё равно с выводами  медлим, наивно полагая: «авось пронесет». Может быть, мы – исключение из правил?
Но обычно не «проносит»…  Святой полагается на Господа Бога так, как будто всё зависит от Него, но при этом делает всё возможное так, как будто всё зависит от самого человека. Это два крыла святости – божественное и человеческое. Они способны вознести нас к вершинам святости.
Третье искушение, которое особенно актуально для нас, это, когда мы возлагаем надежду на дело рук наших. Пророк призывает израильтян: «И не будем более говорить изделию рук наших: боги наши» (Ос 14, 4). У современного человека много различных возможностей, и это льстит нашему тщеславию и самолюбию;  мы поддаёмся искушению, что можем всё… Всемогущество человека – это очень спорный вопрос, особенно, когда мы стоим перед лицом разрушительных катаклизмов, ненависти и смерти. Войны, террористические  акты  и землетрясения, цунами способны поставить точку над  и…
Властелин Вселенной поставил человека владыкой земли для того, чтобы он «возделывал и хранил» её. Древнееврейские слова, стоящие за этим переводом, означают «созидать и беречь от повреждения». Но мы уходим далеко от истины, от того, к чему мы призваны. Из хранителей жизни становимся наёмниками, которые думают только о «своей выгоде». Мы не собираем  с  Господом…  Мы безрассудно входим в сделку со смертью ради сиюминутной «выгоды». Почему  человека может остановить и вразумить только апокалипсис – момент истины, который ставит  всех  на свои места? И мнимая «выгода» становится безутешной потерей. На человека неумолимо обрушиваются плоды его рук. «Богатство ваше  сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали  себе  сокровище на последние дни» (Иак 5, 2-3) . Святой человек – как профессиональный знаток антиквариата: несмотря ни на что он знает, что было, есть и останется настоящей ценностью. Подделки-фальшивки его не интересуют.  Святой  собирает  с  Господом  Богом.
Вопрос  святости очень тесно связан с  вопросами: «Что является для меня ценным, важным и жизненно необходимым?  Что  может  по-настоящему  меня осчастливить? Мои жизненные цели… С кем и для кого  я  собираю?».
Дорогие читатели, искренние и глубокие ответы на  эти  вопросы  помогут  вам  понять, насколько близко  и  реально для  вас  понятие  святости.

 

      Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF


 

ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

 

 

Единое священство Христа

 

1544
«Все прообразы  священства  Ветхого Завета находят свое полное  осуществление в Христе Иисусе, «едином  посреднике между Богом и человеками» (1 Тим 2, 5). Мелхиседек, «священник Бога Всевышнего » (Быт 14,18), считается в христианском Предании прообразом священства Христа, единого «Первосвященника по чину  Мелхиседека» (Евр 5,10; 6,20),  «святого, непричастного злу, непорочного» (Евр 7,26), Который «одним приношением  навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр 10, 14), то есть единой Жертвой Своего Креста.

 

1545
Искупительная Жертва Христа едина, она совершена раз и навсегда. Однако она присутствует в Евхаристической жертве Церкви. То же самое  относится к единому священству Христа:  оно присутствует  в служебном  священстве и это никак не умаляет единственности священства Христа: «Поэтому Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные – только служители Его».


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий