Прославляем крест Твой, Господи

В истории христианства существуют тайны веры и личности, которым Церковь на протяжении литургического года уделяет внимание дважды. В качестве  примера можно назвать личности святых Петра и Павла. Главное торжество,  посвящённое этим апостолам,  празднуется 29 июня, но, кроме этого, установлены  праздник Кафедры святого Петра (22 февраля), а также праздник Обращения святого Павла (25 января). Так же дело обстоит и с праздником Воздвижения Святого Креста.

 

Главным днём, когда взгляд всего христианства обращён на крест Спасителя, является Страстная Пятница – день смерти на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Однако, желая  засвидетельствовать  всеобщее почтение, воздать честь кресту, Церковь установила для этого ещё один день– 14 сентября–  праздник Воздвижения Святого Креста Господня.
Праздник Воздвижения Святого Креста возвращает наш взор к IV веку и связан с тем, что были найдены реликвии древа Святого Креста. Это событие было очень значимым. Чтобы   подчеркнуть его важность, в Иерусалиме были возведены  две базилики –  Мартион, называемая также Церковью Креста, и базилика Воскресения, называемая Анастасис. Посвящение этих двух базилик имело место, скорее всего, 13 и 14 сентября 335 года. И с того времени, каждый год, в день посвящения, 14 сентября выставлялись реликвии Святого Креста для адорации верными. Первоначально эта традиция распространилась в Восточной Церкви, а в Западной Церкви этот молебен появился в VI  веке. Сегодняшнее название этого праздника было принято только в конце VII  века. Несколько иной   взгляд на праздник Воздвижения Святого Креста приняла Церковь лишь после литургической реформы Второго Ватиканского Собора. С того момента уже не реликвии креста были в центре внимания, но правда о спасении и воскресении для жизни вечной, которые совершаются, благодаря возвышению Иисуса Христа на кресте.
Хотя праздник Воздвижения Святого Креста имеет больше исторические, нежели библейские корни, однако в Святом Писании можно найти множество фрагментов, которые могли бы быть для него теологическим основанием. Можно сказать, что фрагментом, который достоин быть названным первым, является высказывание самого Иисуса Христа: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 14-15). Эти слова во время ночного разговора Иисус адресовал  Никодиму, но они же, в свою очередь, имеют безвременной характер. Главной, первоочередной, единственной целью прихода в мир Божьего Сына было спасение человека. Его смерть на кресте была выражением не только невоображаемой любви Бога к человеку, но также была конечным этапом на дороге к этой цели. С того момента и до скончания мира каждое христианское представление креста является знаком, является припоминанием и напоминанием, что Бог из любви к человеку, своим детям, из любви к каждому из нас готов сделать всё, готов заплатить любую цену за то, чтобы каждый из нас получил вечное спасение. Поэтому крест требует воздвижения, возвышения, требует, говоря современным языком, «экспозиции и рекламы», так как содержит в себе правду, которую нельзя скрывать, правду, которую необходимо оглашать всеми возможными способами.
Одним из первых, кто понял эту правду, был святой Павел. Поэтому  в своём Послании к Филиппийцам он возвещает, что Иисус принизил самого себя, соглашаясь на смерть на кресте, «посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил 2, 9). Пред именем  Иисуса, продолжает апостол, преклонится «всякое колено», и все люди в мире и всё творение признает в Нём своего Господа, то есть своего Бога (ср Фил 2, 10-11). Святой Павел с великим размахом развивает правду, которую ранее выразил сам Иисус. Апостол, оглашая Евангелие и основывая последующую христианскую общину, видел и всё более понимал, что в Иисусе люди находят смысл и цель жизни. Понимал, что ради Него и благодаря Ему человек в состоянии поменять своё поведение, обратиться. Павел был очень хорошо осведомлён, что всё это является плодом огромной жертвы, которую сложил Иисус на кресте. Рождающаяся Церковь была своеобразным возвышением тайны страдания Божьего Сына на кресте. Там выражался культ Иисуса, до такой степени откровенный и глубокий, что его последователи не боялись мученической смерти из-за любви к своему наставнику и во имя Евангелия. Св.  Павел, наблюдая за этим необычным процессом и одновременно принимая в нём участие, переживал дополнительную радость по той причине, что возвышение его Господа, нашего Господа,  имеет по-настоящему космическое измерение.
Что же конкретно для нас, в нашей жизни сегодня значит  Праздник  Воздвижения  Святого Креста?  Как его понимать и как переживать? Это литургическое событие ещё больше обращает наше внимание на крест как жертву для нашего спасения и как символ христианства. В жизни мы встречаем огромное количество крестов. Каждый из них является своеобразным способом возвышения, припоминает тайну муки, смерти и воскресения Иисуса. И очень хорошо, что это так. Человек – это творение, которое постоянно нуждается в напоминании. Очень важна наша открытость на такие знаки и добрая воля, чтобы коснуться глубины их значения. Однако, чтобы не привыкнуть, не стать равнодушным и безразличным в таких делах, которые относятся к наиболее святым и очень важным в нашей жизни, всякий раз, когда направляем наш взгляд на крест, припоминаем себе, как же важны мы  для Бога, сколько Он пожертвовал, чтобы мы  могли поверить в Его любовь к нам, и сколько ещё готов сделать, чтобы каждого привести к Себе.
Но крест Иисуса может нам сказать ещё больше. Крест является дорогой к спасению, дорогой к славе для каждого из нас. Если сам Сын Бога выбрал такой способ, чтобы прийти к славе, к прославлению, то этим  самым дал пример для своих последователей, как должны посвящаться и как дойти до неба. Воздвижение креста – это определённый образ жизни, который сегодня не в моде, даже пренебрегаемый. Но это –  основа проверенная, пережитая самим Иисусом, который доказал, что дорога страдания может привести к великому счастью, к жизни вечной в небе. Может, потому что  должна быть глубоко принята и пережита добровольно, с осознанием, в свободе и в соединении со  Христом.
Переживаемый ежегодно праздник Воздвижения Святого Креста является моментом оценки и показателем развития определённых христианских качеств. Первоначально преклонялись перед реликвиями креста. Но не каждая церковная община имела доступ к таким реликвиям, кроме того,  всегда существовало сомнение в правдивости такого предмета. Однако Бог в своём провидении захотел, чтобы именно таким образом начался формационный процесс его верных, который со временем приведёт ко встрече с очень важными аспектами креста, на котором принёс в жертву свою жизнь за спасение мира Его Сын.
Закончим словами святого Павла, которые можем принять как мотто жизни: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6, 14). Без преувеличения можно сказать, что эти слова выражают суть и смысл праздника Воздвижения Святого Креста.

 

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

 

 

Наше участие в жертве Христовой

 

 

618
«Крест – это  уникальное  жертвоприношение Христа, единого «посредника между Богом и человеками» (1 Тим 2,5). Но в силу того, что Он в своем  воплощенном Божественном  Лице  «Сам (…) соединился неким образом с каждым человеком»,  Он «предлагает всем возможность  приобщиться   пасхальной тайне путем, известным только Богу». Он призывает Своих учеников: «…возьми  крест свой  и следуй за  мной» (Мф 16,24), ибо  Он «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы  мы шли по  следам Его» (1 Петр 2,21). Он воистину хочет присоединить к Своей искупительной жертве как раз тех, кто первыми ею искуплен. Это  высшим  образом  совершается в лице Его Матери, более тесно, чем все остальные, включенной в тайну Его искупительного страдания».


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий