Не так много событий рассказали евангелисты из жизни Богородицы, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии и во всем покорной воле Всевышнего.
Марийный культ приводит верующих к Богородице и помогает увидеть и понять Её личность разнообразными способами. Это находит своё отражение, прежде всего, в богатом репертуаре молитв и песен. К более серьёзным формам культа Марии относятся разнообразные санктуарии, которые функционируют под Её именем и в Её честь. И, наконец, прекрасная и полная таинственности иконография и литература, начи-ная от великого множества книг о Марии и заканчивая папскими энцикликами и делами святых и теологов.
Набожность Марийная базируется на солидном библейском фундаменте. Прежде всего это страницы Евангелия, где мы и встречаемся с Марией из Назарета, женой Иосифа, плотника из поколения Давида, которую Бог выбирает Матерью для своего Сына, Спасителя мира. В миссионерской деятельности Иисуса личность Его Матери пробегает с одной стороны, казалось бы, очень дискретно, но с другой, однако, очень явно. Она связана со спасительным планом Сына до самого Креста. Последний раз с Марией встречаемся в общине апостолов, которые ожидают сошествия Духа Святого. Оказывается, что такой богатый культ Марии проистекает не только из Евангелия. Этот культ имеет свои источники и в письмах, не относящихся к Библии, особенно в евангельских апокрифах. Оттуда и выходит, между прочим, информация о рождении Матери Спасителя.
Главный источник информации на интересую-щую нас тему находится в так называемом Протоевангелии Иакова. Этот апокриф существует со II века. Сразу же следует отметить, что апокрифические письма не имеют для нас той самой ценности, что имеет Новый Завет, однако не следует их полностью игнорировать, так как они являются своего рода свидетельством веры и набожности первохристиан. Критическая лектура этих писем может быть очень полезна. В вышеупомянутом Протоевангелии Иакова можем прочитать, что родителями Марии были Иоаким и Анна, люди, которые очень долго не могли иметь детей, что являлось причиной их страдания, так как бездетность в Израиле означала отсутствие Божьей Благодати. Горячая молитва Иоакима и Анны была услышана, и Ангел Господень оповестил их, что станут родителями. Таким образом, Мария приходит на свет подобно приходу Самсона, Самуила, Иоанна Крестителя. Однако очень быстро окажется, что в своем призвании и достоинстве превзойдет все эти личности. Мария должна была родиться ранее срока, на седьмом месяце, что интерпретировано как знак святости. Также имя Мириам, достаточно популярное в Палестине, отцы Костёла объясняли, как «та, которая освещает».
Тайна прихода в мир Матери нашего Господа особым способом инспирировала Отцов Костёла, которые, углубляясь в это событие, давали начало мариологии. Особо подчёркивали святость жизни родителей Марии и Её непорочность. Анну называли Вратами Бога. Чудесное рождение Марии принимали как знак прихода более важного чуда. Относительно непорочности Марии утверждалось, что, как Адам был сформирован Богом из непорочной земли, так же необходимо было, чтобы Божий Сын был рожден от непорочной Марии. Только таким образом можно понимать тайну непорочного зачатия Марии.
Интерес к рождению Пресвятой Девы Марии нашёл своё продолжение и в современной теологии и набожности. Очень много внимания уделил этой тайне святой Иоанн Павел II. В своем учении он обращает внимание на тот факт, что в события воплощения Божьего Сына вписалась невеста, которой Бог доверил специальную роль и поэтому вся Её личность и жизнь были направлены на реализацию этого задания. Изначально Бог предназначил Марию на Мать Своего Сына, поэтому и Её рождение очень тесно связано с привилегией непорочного зачатия и святости жизни от самого его начала.
После апокрифической литературы, теологии Отцов Костёла и учения современного Папы подходит время, чтобы задать вопрос: какое значение имеет факт рождения Божьей Матери для нас? Какое учение выплывает из этой тайны для нашей жизни, нашей веры? Прежде всего, кажется, что, размышляя над фактом рождения Пресвятой Девы Марии, можем в очередной раз ощутить то, что личность Божьей Матери – несмотря на её славу – очень близка нам так, просто по-человечески. Опуская чудесность, которая сопутствует Её рождению, видим, что пришла на свет в семье, что у неё были мама и папа, что Мария была очень ожидаемым и очень желанным ребёнком, принятым с огромной любовью. Ведь всё это так близко каждому из нас, независимо от времени, места и обстоятельств. Рождение Марии является нобилитацией семьи, подчёркивая её роль, значение, святость. Именно этого жаждет Бог при появлении на свет в семье Марии, а позднее и своего Сына. Подтверждает то, что уже выразил в самом начале, когда создавал человека. Семья является единственным, истинным местом для рождения и воспитания человека, также и для тех великих и святых личностей.
Следует также обратить внимание на свободу Бога в реализации плана спасения. Несмотря на то, что апокрифические источники акцентируют чудесность, сопутствующую приходу Марии на свет, истинное появление на свет Матери Спасите-ля человечества совершилось, однако, очень простым и смиренным образом. Судя человеческой мерой, роль, которая была отведена Марии, требовала гораздо большего возвышения. Однако Бог для этого задания не выбрал принцессу, но обратил свой взор на простую девушку из Назарета, а немного раньше – на Её простых, набожных и страдающих из-за отсутствия детей родителей. Очередной раз, не первый и не последний, Творец показал, как же глубоко ценит простоту и смирение, как же крепко любит обыкновенных, уповающих на Него людей. Присутствовать в их повседневной, прозаичной жизни – для Бога огромное удовольствие. Осознание этого является очень важным аспектом для переживания нашей веры.
Начиная с V века, Костёл празднует тайну рождения Пресвятой Девы Марии 8 сентября. В некоторых регионах в этот день также освящаются зёрна для озимого посева. Это очень красивый и богатый символ, который указывает на ту правду, что Мария с огромной радостью приняла зерно Божьего Слова и принесла на свет самый прекрасный плод – Иисуса Христа, нашего Спасителя. Этот очень древний и важный христианский праздник не должен восприниматься только как традиция. Тайна прихода на свет Матери Божьего Сына и нашей Матери говорит нам о многом. Мы обратили внимание лишь на некоторые аспекты, но ведь можно найти их гораздо больше. День рождения Матери – важная дата, важное событие, это факт, который о чём-то говорит Её детям.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Предназначение Марии
488
«Бог послал Сына Своего» (Гал 4,4), но, чтобы Ему «тело уготовать», Он хотел свободного сотрудничества сотворенного создания. Для этого Бог предвечно избрал, чтобы быть Ей Матерью Его Сына, дочь Израилеву, юную еврейку из Назарета в Галилее, «Деву, обрученную мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк 1,27)
489
«На протяжении всего Ветхого Завета миссия Марии предуготовлялась миссией святых женщин. В самом начале была Ева: несмотря на свое непослушание, ей было обещано потомство, которое восторжествует над лукавым, а также – что она станет матерью всех живущих. Благодаря этому обещанию Сарра зачала сына, несмотря на глубокую старость. Вопреки человеческим ожиданиям, Бог, чтобы показать Свою верность обещаниям, выбирает тех, кто считается немощными и слабыми: Анну, мать Самуила, Девору, Руфь, Иудифь, Есфирь и многих других женщин. Мария «возвышается среди кротких и нищих Господних, которые чают от Него с упованием спасения и получают его. Наконец, с ней, истинной дочерью Сиона, по продолжительном ожидании обещанного, исполняются времена и начинается новое домостроительство»