Пасха является самым большим торжеством в литургическом календаре Костела. В этот день вспоминаем победу Иисуса над смертью. Это событие для христиан имеет первостепенное значение. Как сказал святой Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Koр 15, 14). Врата рая раз и навсегда открылись для всех, кто только хочет жить с Богом. Теперь и навсегда.
Познание этого добавляет нам радости, является источником надежды даже в самые темные моменты повседневной жизни. Костел очень трепетно готовится к каждому переживанию этого торжества, а после с глубокой и искренней радостью переживает его.
Пасхальная тайна может блистать разными гранями. Богатство традиции, песен и молитв Костёла свидетельствуют о том, что торжество Великого Дня занимает очень важное место в христианском благочестии. И это правда, над Пасхальной победой Иисуса можно долго размышлять, но невозможно полностью и до конца познать эту тайну. Медитацию над такой мистерией нужно проводить спокойно и в размышлении, задумываясь над конкретными аспектами этого необычного события. Например, можно заострить внимание на том факте, что первыми свидетелями пустого гроба в Пасхальное утро были женщины. Почему они и что из этого может следовать?
Для того, чтобы понять участие женщин в тайне Воскресения Иисуса, в первую очередь нужно сказать о статусе и месте женщины в библейском обществе вообще. Даже поверхностное чтение Святого Писания позволяет заметить, что в мире Библии доминирует мужчина. Именно мужчине принадлежала власть в государстве и в семье. Жена была собственностью мужа, поэтому очень часто он относился к ней, как и ко всему остальному своему имуществу. В ранней библейской древности эта власть носила абсолютный характер. Муж мог лишить жену жизни, имея для этого только тот аргумент, что она является его собственностью. Также в ветхозаветные времена, когда речь шла о разводах, процедура носила такую же последовательность: жена являлась собственностью мужа, поэтому он мог сделать с ней всё, что хотел. Иначе говоря, женщина в древние времена практически не имела никаких социальных прав в обществе. Обязанностью жены было прямое послушание мужу и рождение ему детей. Чем больше родила детей, тем большее значение и уважение обретала, причем не только в глазах мужа, но и в глазах окружающих. Следует заметить, что в Библии встречаются яркие личности женщин, но это можно отнести скорее к исключению.
Лишь христианство принесло достоинство женщине. На страницах Нового Завета женщины появляются гораздо чаще и при этом исполняют очень важную роль в Божьих планах. В Евангелии сохранилось несколько очень интересных встреч Иисуса с женщинами, не говоря уже о том, что именно женщина была выбрана на роль Богородицы. В этом контексте доверие женщинам, по Божьей воле, роли первых свидетельниц пустого гроба Божьего Сына нужно принять как особое возвышение именно этой части человечества, которая многие века было задвинута практически за рамки общества. Бог доверяет им миссию свидетельствования о самом большом, наиболее значимом моменте в истории – о Воскресении Его Сына.
На этом теология присутствия женщин при пустом гробе Спасителя не заканчивается. Существуют ещё и другие аспекты этого события. Иногда можно встретить шутливое утверждение, что Божий промысел специально выбрал женщин быть свидетелями Воскресения Иисуса, так как женщина по своей натуре очень общительна и неспособна удержать тайну. Именно это и поспособствовало такому быстрому распространению этой радостной вести. Однако не нужно до конца считать это шуткой. С точки зрения психологии личности, женщины в своей натуральной деликатности и эмоциональности гораздо больше подходили для того, чтобы именно им была доверена такая невероятная весть, а не трезво и логически мыслящим мужчинам. Следуя далее по этой тропе, можем вернуться на первые страницы Библии, в рай, ко греху первых людей. Тогда злой дух воспользовался эмоциональностью женщины для того, чтобы эффективно подсунуть ей искушение ко греху, а теперь, в момент победы Иисуса над сатаной, Бог выбрал тот же дар эмоциональности, присущий женщине, чтобы радостная весть об искуплении человечества могла достичь как можно более далёких слоёв.
Можно ещё иначе посмотреть на женщин, которые стоят при пустом гробе Иисуса. Евангелие Святого Луки говорит нам, что за Иисусом и Его апостолами шли несколько женщин, которых Иисус освободил от злых духов и болезней и которые им прислуживали (Лк 8, 2-3). Некоторых из этих женщин встречаем под Крестом умирающего Иисуса, а ещё ранее – на Его крестном пути. Они также принимают участие в погребении тела Иисуса и, в конце концов, являются первыми свидетелями Его Воскресения. Поэтому, благодаря Иисусу, благодаря его благодати, эти женщины были спасены от силы греха, а позднее – как ответ на полученный дар – служат Господу и Его ученикам, а значит – Костелу в его начальной форме. Будучи ученицами Учителя, остаются Ему верными до самого Креста и сопутствуют Ему при погребении. Получают благодать свидетельствования о Воскресении Иисуса. А значит, эти женщины являются идеальными личностями Пасхи: с оставления греха, через верность Господу, – до самого Креста и до оглашения Его славы Воскресения. Их присутствие при пустом гробе Иисуса как первых свидетельниц Его Воскресения можно принимать как своего рода итог верного служения Господу. Таким образом, полный портрет женщины, который предоставляет Евангелие, указывает на пример верного ученика Иисуса Христа.
В связи с вышеизложенным, нужно отдельно сказать о Марии Магдалене – наиболее яркой в группе женщин, а в Евангелии Святого Иоанна – как единственной, кто был при гробе и кто первым встретился с Воскресшим Иисусом. Порой слышим тенденциозное мнение, что Мария Магдалена – личность лёгкого поведения или даже проститутка. В изложении Евангелия такое отношение к этой женщине абсолютно не понятное. Евангелист Лука говорит, что Иисус выгнал из неё семь злых духов. Да, можно предположить, что среди такого количества демонов был также и демон блуда, но никогда и нигде даже словечка не найдём о том, что Мария занималась развратом. «Пришивание» ей такой «этикетки» является крайне несправедливым, унижающим её. Евангелие указывает на неё как на идеальную личность Пасхи: избавленная от сил зла, она верно идёт за Иисусом до самого Креста. Её верность была очень высоко оценена – первая встречает Воскресшего Господа. И такой взгляд на личность этой женщины может быть для христианина поучительным, а делание из Марии блудницы не приносит ничего позитивного, наоборот, только побуждает к нездоровым мыслям, противным Евангелию.
Женщина появляется уже на первых страницах Библии, но в не очень позитивном для себя аспекте. Поддаётся греху, который переходит на ее потомство, это значит на всё человечество. Парадоксом является то, что женщина также присутствует там, где произошла победа над извечным врагом человечества. Но полная реабилитация рода женского свершилась раньше, а именно, когда Бог призвал Марию на Мать Своего Сына.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Явления Воскресшего
641
«Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которые пришли, чтобы закончить помазание тела Иисусова, поспешно погребенного ввиду того, что вечером Страстной Пятницы наступал праздник субботы, были первыми, кто встретил Воскресшего. Поэтому жены-мироносицы первыми принесли весть о Воскресении Христовом самим апостолам (Лк 24, 9-10). Затем Иисус явился апостолам – сначала Петру, потом – двенадцати. Петр, призванный укреплять веру своих братьев, видит Воскресшего раньше, чем они, и на основе его свидетельства община восклицает: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк 24, 34)».
642
«Все, что случилось в эти пасхальные дни, вовлекает каждого из апостолов – и в особенности Петра – в созидание новой эры, которая началась в пасхальное утро. Как свидетели Воскресения, они остаются камнями, заложенными в основание Его Церкви. Вера первой христианской общины основана на свидетельстве конкретных людей, известных христианам и, в большинстве своем, живущих среди них. Эти «свидетели воскресения Его» – прежде всего Петр и двенадцать апостолов, но не только: Павел ясно говорит, что однажды Иисус явился более чем пятистам братьям, а потом Иакову и всем апостолам».