Вот и дождались мы Адвента. Это особое литургическое время создаёт благоприятную атмосферу для размышления, рефлексии, молитвы. Адвентовая литургия слова даёт нам возможность встретиться с библейскими личностями, которые в серые будни привносят много надежды: Исайя, Иоанн Предтеча, небесные посланники…Можно почувствовать, как время и атмосфера наполняются, становятся богаче, чтобы принять чудесное рождение в тайне Божьего Рождества, в приходе Спасителя в мир. Кажется, что без адвентового климата радостного ожидания Рождество не имело бы той, присущей ему, экспрессии…
Над таинственным приходом в мир Божьего Сына можно размышлять по-разному, так же, как по-разному можно переживать время Адвента. Пусть одним из таких способов размышлений будет обращение внимания в это особое время на тайну Святого Семейства: Иисуса, Марии и Иосифа. Такой подход мотивирован многими причинами. Из большинства можно сосредоточиться на двух: одна негативная и одна позитивная. Первая выходит из того, что институт семьи и супружества на сегодняшний день находится на судьбоносном повороте. Сложных моментов в этой теме огромное количество. Обращая внимание на семью, в которой рождается и воспитывается Божий Сын, на само Святое Семейство, можно увидеть немного нужного света. Другой причиной, на этот раз позитивной, может быть атмосфера недавно завершившегося Синода, который обсуждал тему супружества и семьи. Собрание Синода свидетельствует о заботе Церкви как об актуальном периоде, так и о будущем семьи и супружества. Это дело не только церковной иерархии, но всего Божьего народа, который должен постоянно искать ответы на актуальные вопросы существующей реальности. Необходима необычная чуткость для распознания символов, которые даёт Бог на дороге истории. Также необходима открытость на Божье Слово, потому что именно в нём наш Господь апеллирует к человеку. Поэтому, с кротостью и доверием склоняясь над Святым Писанием, присмотримся к жизни Святого Семейства и будем готовыми принять и применить науку, которую предоставляют нам размышления над библейскими эпизодами.
О происшествиях в жизни Святого Семейства узнаём из так называемого Евангелия Детства, которое описывается у св. Матфея и св. Луки. Интерес для нас представляют три фрагмента Евангелия, прямо указывающие нам на Иисуса, Марию и Иосифа как семью: рождение Иисуса (Лк 2, 1-23); побег в Египет (Мф 2, 13-15.19-23) и нахождение двенадцатилетнего Иисуса в храме (Лк 2, 41-52). Останавливаясь на этих моментах, нельзя не обратить внимания на фрагмент (Mф 1, 18-25), который рассказывает о помолвке и необычном обручении Иосифа и Марии. Время помолвки, несмотря на то, что не относится к семейной жизни или супружеству, является важным этапом, своеобразной прелюдией, имеющей очень важное влияние на жизнь и будущее как супружества, так и семьи в целом. И так было в жизни Марии и Иосифа. Установка, которую приняли будущие супруги, – верность Богу до конца, соединённая с открытостью и готовностью на принятие Его воли, – не только привела к счастливому супружеству между ними, но и позволила совершенным образом выполнить все обязанности, вытекавшие из этого единственного в истории союза мужчины и женщины. «Иосиф же, муж Её, будучи праведен», иначе говоря, будучи Божьим человеком, Мария была «Раба Господня», а значит, каждый из них в своей жизни поставил Бога на первое место, и это не помешало им в их личном и взаимном счастье, потому что именно в Боге, как в сосуде, пламенеет настоящая человеческая любовь. И эта истина неизменна.
Первый раз на страницах Библии встречаем всё Святое Семейство «в сборе» в Вифлееме, в святую ночь прихода Спасителя в мир. Их ситуация очень сложная – нет достойного места для рождения Ребенка и для Его Матери. Пришлось согласиться на хлев и ясли. Давайте обратим наше внимание на то, что трудности, с которыми встретилась Семья, были очень экстремальными и по своей сложности выходили далеко за пределы повседневных проблем среднестатистической современной семьи. Однако те трудности не стали преградой для сохранения единства семьи Марии и Её возлюбленного, а даже наоборот – в поисках выхода из сложной ситуации верность принятой миссии, посвящение себя Младенцу сделало их союз ещё более крепким, ещё более святым. Там не было места капризам, взаимным претензиям, выяснению вопросов типа: «кто больше виноват, а кто больше страдает». Там было ясное осознание и глубоко переживаемая цель, цель святая сама по себе, и всё остальное отодвигалось на второе, третье, следующее место….. А сегодня, в совершенно другие времена и в других обстоятельствах, изменилась ли цель супружества? Конечно же, нет!
Целью для Иосифа и Марии, о которой минутами выше шла речь, был Младенец. На то, что это действительно было их целью, еще больше указывает эпизод побега в Египет от страшного Ирода. Очень точно подчеркиваются эти слова одной религиозной песенкой: «скрывались как можно дальше, чтобы уберечь Младенца – самое великое их сокровище». Если при рождении Божьего Сына было убого, грустно и трудно, то в этот момент было ещё и опасно. Родители рискуют жизнью во имя сохранения жизни ребёнка, а не наоборот… Это правда, что Иисус был необыкновенным ребёнком в истории, но ведь правда и то, что каждый ребёнок – единственный и неповторимый! Размышления над евангельским эпизодом даёт конкретный урок, прежде всего для отцов семьи. Постоянным эхом звучат в истории слова ангела: «возьми Младенца и Матерь Его». «Он встал, взяв Младенца….».
И, наконец, остаётся нам для размышления ещё один эпизод из жизни Святого Семейства – эпизод, касающийся того, что произошло с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалиме. Эта сцена, как никакая другая, показывает нам семью Иосифа и Марии на одном уровне с современными им семьями. Так, как и другие, они практиковали свою веру, так, как и другие, заботились и переживали за своего Ребёнка, до конца не понимая Его. Событие, которое описывает автор Евангелия, полностью убеждает нас в том, что семья Иосифа и Марии была обыкновенной и «нормальной», абсолютно похожей на многие семьи, даже и современные. Были избранными Богом, но так же полностью и от всей души ответили на это призвание всей своей жизнью. И так есть в каждой семье и супружестве, где по-настоящему с самого начала созданы по Божьей воле, от сотворения мира и имеют Божье благословение. Но, к сожалению, об этом очень часто забывается…
Одним из самых первых и важных дел Бога Творца было супружество как союз мужчины и женщины – союз крепкий и серьёзный, воспринимаемый как одно целое. Волей этого же Бога было, чтобы Его Сын пришел на свет в семье и через семью, хотя существовало множество других способов для спасения человечества. Эти факты приводят к конкретным выводам, и любые дискуссии на эту тему бессмысленны. Мир, однако, пришел к тому, что логичное для него становится нелогичным, и любыми способами его место старается занять абсурд. В этой странной ситуации, в которой нам приходится жить, может быть, хотя бы встреча со Святым Семейством при очередном праздновании Рождества поможет людям полнее понять тайну супружества и семьи, нежели дискуссии и споры на эту тему. Пожелаем себе взаимно именно этого.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
«Мужчину и женщину сотворил их…»
2334
«Создавая человека мужчиной и женщиной, Бог одаряет личностным достоинством в равной степени мужчину и женщину». «Человек есть личность, и это относится в равной степени к мужчине и женщине, ибо оба они созданы по образу и подобию личностного Бога».
2335
«Каждый из двух полов представляет собой с одинаковым достоинством, хотя и по-разному, образ могущества и нежной любви Бога. Союз мужчины и женщины в браке есть способ повторить во плоти щедрость и изобилие Создателя: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2, 24). От этого союза происходят все поколения людей».