Необычайно интересен тот факт, что тема жизни и её ценности, будучи важной темой библейского повествования, очень похоже представлена как в начале Ветхого, так и в начале Нового Завета.
Ветхий Завет начинается с сотворения жизни на земле; при этом особый акцент ставится именно на человеческой жизни. Затем жизнь подвергается смертельной опасности через грехопадение. Одним из последствий греха станет потоп, о котором трагично написал вдохновенный автор: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт 6,6). Похожим образом тема раскрывается и в Новом Завете, который начинается благой вестью о зачатой жизни Божьего Сына (Мф 1,18), однако вскоре и эта жизнь находится под угрозой со стороны жестокого царя Ирода (Мф 2, 16-18). В обоих случаях дар жизни представлен как нечто чудесное, необыкновенное, однако этот дар сразу же подвергается смертельной опасности. Исторический опыт приводит нас к печальному выводу: ситуация изменилась, но не в лучшую, а в худшую сторону. Если Библия говорит про угрозу для рождённой жизни, то в наше время можно писать новый раздел истории: об уничтожении ещё не рождённой, но уже существующей жизни. Склоняясь в молитвенном прочтении над текстами Священного Писания, в частности, над фрагментом Евангелия об убийстве вифлеемских младенцев (Мф 2, 16-18), попробуем ещё раз погрузиться в осознание истины о святости жизни существа, называемого человеком «с момента зачатия вплоть до естественной смерти».
Священное Писание так выразительно, однозначно и всеобъемлюще проповедует жизнь, что его называют «Книгой жизни». Само слово «жизнь» во всех своих формах – одно из наиболее часто встречающихся в Библии (около 1500 раз). Поэтому несколько удивителен тот факт, что во всём Священном Писании нигде нет ни слова против абортов, искусственных выкидышей, изгнания человеческого плода. Для верующих людей, особенно для активных защитников жизни, ясное и конкретное высказывание Священного Писания на тему защиты зачатой жизни – как в позитивном, так и в негативном смысле – стало бы неоспоримым аргументом в этом вопросе. С другой стороны, христиане – сторонники абортов (sic!) пытаются говорить о том, что, поскольку Библия однозначно не запрещает аборты, то в этом отношении допустима некая свобода. В связи с этим возникают два важных вопроса: 1. Почему Библия не высказывается на тему абортов, почему конкретно и однозначно не запрещает их? 2. Действительно ли Священное Писание обходит молчанием вопрос о жизни человека в материнском лоне?
На первый из поставленных вопросов стоит ответить следующим образом. Для библейского человека проблемы аборта вообще не существовало, в то время как у языческих народов изгнание человеческого плода являлось повсеместной практикой. Израильтяне принимали каждого рождённого ребёнка как дар Бога, как выражение Его благословения.
Что же касается второго вопроса, то не нужно быть великим богословом, чтобы заметить, что Священное Писание много раз высказывается о жизни ребёнка во чреве матери, воспринимая его как полноправного человека. Рамки статьи не позволяют глубже раскрыть эту тему; чтобы немного её затронуть, приведём по примеру из Ветхого и Нового Завета. В описании призвания пророка Иеремии говорится: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1,5). Ребёнок, находящийся в лоне матери, – это объект Божьих планов и предмет Его спасительных обещаний. В Евангелии Святого Луки читаем, что, когда Мария посетила Елизавету, «взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1, 41). Зачатый ребёнок способен радоваться, он уже находится под воздействием Святого Духа. Это лишь два наиболее известных примера из Священного Писания, подтверждающие, что в лоне матери находится сотворённый Богом человек. В Библии подобных примеров множество.
Изучая текст Священного Писания в контексте почитания и защиты жизни – Божьего дара, обратимся к известному (для большинства верующих) вышеупомянутому фрагменту, в котором говорится об уничтожении царём Иродом невинных младенцев в Вифлееме в связи с рождением Иисуса Христа (Мф 2, 16-18). Несмотря на то, что в этом тексте идёт речь о жизни уже родившихся детей, которых лишила жизни не мать, а психически больной человек в страхе за свою власть, урок, вытекающий из этого евангельского описания, может быть очень полезен в размышлениях о святости ещё не рождённой, но уже существующей жизни.
Вначале встаёт вопрос об исторической достоверности этого события. На самом ли деле Ирод отдал приказ убить детей в Вифлееме и его окрестностях, а если это и случилось, то какое число младенцев было убито? Помимо Евангелия Святого Матфея, нигде нет более ни одного упоминания об этом. Однако, по свидетельству многих исторических источников, неоспоримым фактом является то, что Ирод Великий был тираном, который ни перед чем не останавливался в страхе за свою власть. Смертные приговоры он выносил не только политическим противникам, но и собственным жёнам, которых у него было несколько, и даже родным сыновьям, подозреваемым в интригах против отца. С этой точки зрения убийство младенцев в Вифлееме представляется весьма вероятным.
Чему учит нас это событие в контексте защиты нерождённой жизни и жизни вообще? Библейский текст обращает наше внимание на страх Ирода, который и подтолкнул его к убийству невинных человеческих созданий. Очень часто именно страх влияет на решение сделать аборт. Быть может, это иной вид страха, нежели в случае с Иродом? Может, и так, а может, и нет… В любом случае это страх, рождённый эгоизмом, нездоровой и преувеличенной заботой о себе, возможно, о своём удобстве и комфорте; как будто безопасность существования находится под угрозой. Такой страх собирает страшный урожай… Этот страх проливает невинную кровь… Контрастом жестокой личности Ирода предстаёт Святая Семья. Мать и Опекун Спасителя спасают жизнь Младенца, подвергая себя смертельной опасности. Жизнь, полученная от Бога, – это их сокровище, их цель, их всё… Не существует цены, которую не заплатили бы они ради её спасения. А Тот, ради кого совершается эта жертва, принесёт освобождение всем парализованным каким-либо видом страха. Многие сегодня считают, что важнейшие слова в учении Иисуса из Назарета – это многократное: «Не бойтесь!». И с этим трудно не согласиться.
Чудовищное по своим последствиям решение Ирода является выражением определённой логики, которая не раз давала о себе знать на протяжении столетий, во все эпохи. Той же логикой когда-то руководствовался и фараон, приказавший убивать всех новорожденных еврейских мальчиков (Исх 1,22). Похожие мотивы руководили и старейшинами израильского народа, когда те осуждали на смерть Мессию (Ин 11,50). То же самое и с Пилатом. Быть может, во всех приведённых примерах осуждающие на смерть могли бы сослаться на так называемые «интересы государства», но представляется, что здесь речь идёт скорее о «цивилизации смерти», как очень точно определил бл. Иоанн Павел Великий. Разве можно считать нормальным то, что ни в коем случае не может быть нормой, что по своей природе достойно только осуждения? Именно этим и является любое убийство, тем более, если речь идёт о беззащитных детях.
Нельзя также обойти молчанием процитированное ранее в связи со смертью вифлеемских младенцев пророчество Иеремии. Рахиль плачет и не может успокоиться от боли из-за смерти детей израильского народа. Кажется, что в такой ситуации нет и быть не может слов, которые могли бы успокоить сердце матери. Наверное, матерям, совершившим аборт, переживание Рахили и вифлеемских матерей знакомо и понятно куда более, нежели всем остальным, несмотря на то, что речь идёт о совершенно разных событиях. Больше всего печалит необратимость произошедшего, невозможность повернуть время вспять, чтобы не совершить ужасной ошибки. В трагической истории детей из Вифлеема присутствует личность Иисуса – Спасителя человека. Никто из верующих не сомневается, что замученные в Вифлееме младенцы обрели вечное счастье в небе. Костёл почитает их как святых. С полной уверенностью можно утверждать, что переживания их матерей также не были безразличны Сыну Божьему, и после смерти они получили от Него полное утешение. Можно и даже нужно надеяться, что то же самое относится и к матерям, которые плачут о своих нерождённых детях, а ещё более о своём грехе. Не может быть иначе, потому что Иисус, который и есть сама жизнь, призывает к себе всех труждающихся и обременённых (см. Мф 11,28), для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком (см. Ин 10,10).
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
«По образу Божию»
357
«Сотворенный по образу Божию, человек обладает достоинством личности: он не только нечто, но и некто. Он способен познать себя, владеть собою, свободно дарить себя и вступать в общение с другими личностями, и по благодати он призван к союзу со своим Творцом, призван отвечать ему верой и любовью, которые никто другой не может дать вместо него».
358
«Бог все сотворил для человека, но человек сотворен, чтобы служить Богу, и любить Его, и приносить Ему в дар все сотворенное:
Что ж это за существо, которое приходит в существование, будучи окружено такой предусмотрительностью? Это человек, великое и восхитительное живое лицо, более драгоценное в глазах Божиих, чем все творение: это человек, и для него существует небо, и земля, и море, и весь сотворенный мир, и его спасению Бог придает такую важность, что не пощадил даже Сына Единородного ради него. Ибо Бог не устает трудиться ради того, чтобы возвысить человека до Себя и посадить по Свою правую руку».