Иоанн Креститель – единственный святой (после Пресвятой Богородицы), рождение которого Церковь празднует именно в день его земного рождения. По этой причине, и не только, следует задуматься над феноменом того, о ком сказано: «Из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше (ср. Лк 7, 28).
Биографии известных людей, которые своею жизнью внесли большой вклад в историю, становятся заметными, чаще всего, с раннего детства их. Исследователи углубляются в общественные устои того времени, семейный быт, социальное положение, во всё то, что могло каким-либо образом повлиять на формирование данной личности. Также и при исследовании бытия великих библейских личностей встречаемся с описанием их детства, но в этом случае цель, с которой это делается, совершенно иная. В этом случае богодухновенный автор желает указать на то, что данный герой является неотделимым фрагментом истории спасения, и его жизнь уже с самого начала реализовывает Божий план. Всё предусмотрено самим Творцом уже с пренатального этапа жизни призванной особы. Одним из наиболее ярких примеров, указывающих на подтверждение этой правды, является история Иоанна Предтечи. В июне Церковь празднует торжество, посвящённое тайне его рождения.
Личность Иоанна известна всем евангелистам, но только Лука описывает историю его прихода на свет. Именно с его слов знаем, что родителями предшественника Мессии были Захария и его жена Елизавета – бездетные супруги старшего возраста. Эту информацию следует принимать только в контексте библейской культуры: дети были принимаемы как знак Божьего благословения, и, следовательно, бездетность была воспринимаема как наказание Господне. Если же Захария и Елизавета «были праведными людьми перед Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк 1, 6), о чем ясно свидетельствует Лука, то последний этап их земной жизни, говоря по правде, был грустным, если не сказать драматическим. Через призму этой ситуации также следует посмотреть на реакцию Захарии в тот момент, когда он узнает весть, которую ему приносит Божий Ангел, весть, что у него чудесным образом родится сын. Недоверие со стороны священника, его возмущение относительно слов ангела – всё это выплывало из сердца, переполненного болью.
Однако Бог всегда остаётся верным и последовательным в осуществлении своих планов. Елизавета в старости своей зачала сына. Здесь следует ещё сказать, что зачатие Яна было натуральным, во время супружеского акта любви его родителей, однако необычность этого момента заключается в возрасте как Захарии, так и Елизаветы, которые, чисто по-человечески судя, уже не могли иметь детей. В это время супруги живут тихой и скрытой жизнью: Захария по Божьей воле становится немым, чтобы именно таким образом очистить своё сердце, а Елизавета, в свою очередь, – в своей женской деликатности, как будущая роженица, отдалась созерцанию этого необычного события. И поэтому поводу Лука пишет, что «таилась пять месяцев» (Лк 1, 24).
Приходит время счастливого рождения, и на свет появляется долгожданный ребёнок. Лука описывает это событие как очень радостное. Сын, который является особенным даром Бога, становится радостью не только престарелых родителей, но также всех соседей и родственников. Вся округа с трепетом и благодарностью приняла благодать, оказанную Богом Захарии и Елизавете. С необычной важностью евангелист описывает день обрезания и придания имени ребёнку. Эти два ритуала были очень важным моментом в жизни каждого израильского мальчика. Через обряд обрезания входил он в общину выбранного народа. Не менее важным являлся и момент придания имени ребёнку, которое в культуре Ближнего Востока имело очень большое значение, куда более важное, нежели имеет в современном европейском мире. Имя выражало личность, могло содержать информацию об условиях прихода младенца на свет, а также говорило о его жизненном призвании. В случае с Яном придание имени ребёнку стало даже поводом небольшого спора. Родные хотели назвать его в честь отца, как бы этим самым продолжая семейную традицию, тем более что Захария уже был в преклонном возрасте. Однако мать была твёрдо настроена назвать сына Яном не только потому, что так сказал Захарии архангел, но также из-за значения, которое имело это имя. Этимология слова Ян означает: Бог оказал милосердие. Елизавета именем своего сына хочет выразить конкретный дар Бога, который получила не только она, старая бесплодная женщина, но также подчеркнуть милосердие, оказанное целому народу, всему миру. Последнее слово отца позволило реализовать волю Бога, что является следующим поводом для радости окружающих.
После короткого объяснения текста Евангелия подошло время на рефлексию, которая кормит наш христианский дух. История прихода Иоанна Предтечи, прежде всего, учит нас тому, что всё исходит от Бога, всё находится в Его руках и всем руководит Его спасительная воля, которая, к сожалению, нам очень часто непонятна. Это Он выбирает и делает это, чаще всего, вопреки человеческим заслугам. Наши ожидания и желания реализуются лишь тогда, когда мы доверяем Богу. Много раз нуждаемся в очищении и перемене сердца, чтобы быть готовыми оставить выбор Богу в том, что и когда должно реализоваться из нашей просьбы. Он лучше всех знает когда, кому и как дать.
Следует также обратить внимание на радость от прихода младенца на свет, на славу, которая воздаётся Богу по этому поводу, – младенец желанный, выпрошенный и принят с любовью. Является радостью для родителей и окружающих. Родители получили его как огромный дар, но также от души могут делиться этим даром с другими. Позволяют, чтобы и далее через него и в нём реализовывались Божьи планы. Великодушное, достойное, но в то же время и кроткое материнство. Прекрасная, полная доброты и сердечности соседская атмосфера. Это и есть те условия, которые необходимы для реализации Божьего царства на земле. Ребёнок, о котором идёт речь, приготовит путь Тому, который это царство и начнет.
День сретения и придания имени направляет наши мысли на момент принятия крещения. Это таинство соединило нас неразрывной связью с общиной Церкви, общиной учеников Иисуса и поставило на дороге вечного спасения. Это гораздо больше, чем еврейское обрезание. День принятия крещения также связан с принятием имени – и куда более значимого, чем имя по календарю, даже если это имя какого-либо святого; речь идёт об имени, которое мы приобретаем силой этого таинства. Это – имя и статус христианина. Название христианин свидетельствует о нашей принадлежности, о программе жизни и о нашем призвании и предназначении. И в этом смысле мы также гораздо больше превосходим народ Ветхого Завета.
«Из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». Это очень высокая оценка, данная самим Богом. Но Иисус дополняет следующее: «но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк 7, 28). Мы являемся учениками Христа, призванными строить Божье Царство на земле и жить Его идеалами. И этим самым мы призваны к тому, чтобы быть большими, чем Иоанн Креститель. Это огромная благодать, огромное призвание и огромная ответственность… Святой Иоанн Креститель, молись за нас, чтобы мы были достойны такого важного предназначения…
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Крещение Христа
1223
«Все прообразы Ветхого Завета находят свое завершение в Иисусе Христе. Он начинает Свое общественное служение, приняв Крещение в Иордане от св. Иоанна Крестителя, и после Своего Воскресения Он поручает апостолам такую миссию: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19-20) «.
1224
«Господь наш по доброй воле Своей подчинился Крещению св. Иоанна, предназначенному для грешников, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф 3,5). Этот поступок Иисуса показывает Его «уничижение» (Флп 2,7). Дух, носившийся над водами первозданного мира, нисходит тогда на Христа, предваряя новое творение, и Отец открывает, что Иисус есть Его «Сын Возлюбленный» (Мф 1,16-17). «.