В литургическом календаре марта особое место занимает торжество, связанное со святым Иосифом, мужем Марии и опекуном младенца Иисуса. Это литургическое событие прочно срослось с традициями Католической Церкви и народной набожностью. Попробуем и мы, склонив голову, преисполненные раздумья, обратить свой взор на образ святого Иосифа, возлюбленного Богородицы.
Святой Иосиф в Священном Писании появляется лишь на короткое время, при этом в безмолвном обличье, но, несмотря на это, играет важную роль в истории искупления. Он настолько известен и почитаем в христианском мире, что сложно в полной мере оценить его феномен. Можно лишь попытаться представить некоторые аспекты его личности и дело всей жизни. Одним из таких аспектов, на который мы обратим внимание в своих рассуждениях, может быть то, что появилось в более поздней христианской традиции, а именно – что он является защитником и примером для подражания для мужчин. Попробуем, по крайней мере, в общих чертах, представить святого Иосифа как мужчину и набожного человека. Для этого необходимо создать определенный библейский фон. Дело в том, что Иосифа нельзя воспринимать изолированно от исторической эпохи, конкретной культуры и религиозных традиций. Он был очередным, очень важным звеном в божественной истории искупления. Интересно сравнить его с другими известными образами Ветхого Завета, это позволит проследить развитие божественного откровения, которое в лице Иосифа достигает определенного, высокого уровня. Конечно, невозможно рассмотреть всю плеяду мужчин в Библии, поэтому мы ограничимся лишь тремя основными образами в ветхозаветной истории избранного народа. Это Авраам, Моисей и Давид. Этим героям веры тоже есть что сказать современному мужчине, а святой Иосиф дополняет их свидетельства.
Начнем с Авраама. Вначале своей истории патриарх показан как простой человек, один из кочевников, который странствует в поисках лучшего места и условий жизни. Лишь позже можно сделать вывод, что он достаточно богат. В момент призвания он был уже пожилым человеком. Ему было 75 лет. Пожилой была и его бесплодная жена Сара. Бог появляется в жизни Авраама, а тот без колебаний принимает и исполняет Его волю. Он абсолютно и безоговорочно верит Богу в любой ситуации. Иногда Бог приходит к Аврааму ночью, иногда посылает своего ангела или ангелов. Хотя Авраам повинуется Создателю, однако не всегда может понять Его волю, поэтому ищет свои решения, не во всем соответствующие Божьим намерениям. Так было с рабыней Агарь и рождением Измаила. И в других ситуациях моральный облик патриарха совсем не идеальный. Ради своего спасения он отрекается от Сары как от жены и как свою сестру отдает ее фараону, неважно, что на короткое время. Моральной проблемой также является изгнание в пустыню Агари с ребенком. Хотя Авраам – справедливый человек, достойный в глазах Создателя стать отцом народа и отцом нашей веры, однако Библия не умалчивает о его моральных недостатках.
А вот Моисей, наверняка, заслуживает звания Божьего человека, несмотря на то, что так было не сразу. Его жизнь можно разделить на два этапа: до и после того, как его призвал Бог. Лишь на втором этапе жизни он служит Богу, хоть он и не сразу был готов принять и послушно исполнять его поручения. Он торговался, упрекал, оправдывался. Однако, когда, наконец, согласился выполнять Божьи приказы, делал это с полной отдачей, ни в чем не щадя себя. Отличительной чертой Моисея была его огромная и зрелая ответственность за доверенный ему народ в пустыне. Ему приходилось терпеть немало неприятностей от израильтян, но он был готов встать на их защиту, даже воспротивившись Богу. Он был набожным человеком, и у него была привилегия очень близких отношений с Богом. Однако Бог не посчитал его достойным пребывания на земле обетованной, припоминая моменты неверности. Библия достаточно сдержанна в отношении супружеской и семейной жизни Моисея.
Наконец, царь Давид – это тоже избранный Богом человек. Вероятно, среди перечисленных библейских персонажей его история и личность представлены наиболее красочно. Моральный облик царя оставляет желать лучшего по многим аспектам. Однако, несмотря на свои грехи и слабости, Давид с детской доверчивостью любил Бога, раскаивался в своей неверности и изо всех сил старался быть послушным воле Господа. Богу особенно полюбился грешный монарх, и Он одарил его обещанием пришествия Спасителя человечества.
Несомненно, жизнь и вера выдающихся людей Ветхого Завета заслуживают внимания и во многом являются примером для каждого христианина, особенно для христиан мужского пола. Такие качества, как крепкая вера и доверие к Богу, поиск Его воли и повиновение Всевышнему, стойкость в избранной миссии и ответственность за доверенные души являются примером для подражания для каждого мужчины, во все времена и в любых жизненных обстоятельствах. Что в данном контексте можно сказать о святом Иосифе? С одной стороны, он во многом похож на других: призвание, справедливость в обличье Бога, повиновение Его воле, огромная ответственность за порученные ему задачи. Это лишь некоторые сходства. Наверняка, их можно найти намного больше. Ведь Иосиф продолжает то, что Бог совершал через избранных им ранее людей. Но есть что-то, что ставит его над предшественниками. Иосиф существует и функционирует исключительно в делах Божьих, и только таким образом он представлен в Евангелиях. Нет ни одного слова о чем-то, что не являлось бы поиском и исполнением воли Всевышнего.
Выдающиеся личности Ветхого Завета не избежали в жизни моральных недостатков, так как они жили на том, а не ином этапе истории искупления, и они должны были выполнить задачи, которые были им по силам. Господь принимал их такими, какими они были, потому что он всегда так относится к человеку. Сначала принимает, признает, и лишь потом формирует отцовской любовью. Так происходит со всеми, не только с Авраамом, Моисеем, Давидом. Однако можно сказать, что святой Иосиф является некоторым исключением. Бог одарил его особой милостью, способностями, а святой Иосиф эти таланты послушно принял и великодушно развивал в жизни. С одной стороны, достаточно было бы брать пример с библейских персонажей, но на самом деле нельзя загубить стремления к чему-то большему, идеалу мужчины и христианина, поэтому необходим особый пример, которым, наверняка, может быть святой Иосиф.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Христос
437
«Ангел возвестил пастухам рождение Иисуса как рождение обещанного Израилю Мессии: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 11). Он с самого начала – Тот, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин 10, 36), зачатый как «Святое» (Лк 1, 35) в девственном чреве Марии. Иосиф призван Богом «принять Марию, жену свою», «ибо рожденное в ней от Духа Святого» (Мф 1,20), чтобы «Иисус, называемый Христос», родился от жены Иосифа в мессианском колене Давидовом (Мф 1.16)».
Тайны сокровенной жизни Иисуса
532
«Повиновение Иисуса Своей Матери и законному отцу в совершенстве исполняет четвертую заповедь. Это земной образ Его сыновнего повиновения Отцу небесному. Каждодневное повиновение Иисуса Иосифу и Марии возвещало и предваряло повиновение Страстного Четверга: «…не Моя воля…» (Лк 22, 42). Послушание Христа в буднях сокровенной жизни уже полагало начало делу восстановления того, что было разрушено непослушанием Адама».