Пребывая в дороге нашего паломничества по стезе литургического года, в очередной раз встречаемся с месяцем октябрём и церковными событиями, которые этот месяц с собой приносит. Чаще всего внимание концентрируем на жизни Иисуса и Его Матери во время молитвы на Розарии, однако наши мысли неоднократно привлекают также личности великих святых, которым оказываем почтение в этом осеннем месяце. Среди них особое место занимает святой Лука евангелист.
Личность святого Луки, прежде всего, ассоциируется с третьим Евангелием. Этому труду сопутствует красивый язык, а также богатство теологических тем, таких как милосердие, прощение, возвышение бедных, кротких, женщин. Кому же не известны прекрасная и трепетная история о милосердном отце и двух его сыновьях (Лк 15, 11-32) или рассказ о встрече Воскресшего Иисуса с его учениками по дороге в Эммаус (Лк 24, 13-35). Эти захватывающие глубиной мысли и красотой повествования библейские эпизоды, а также многие другие переданы нам только благодаря Евангелию святого Луки. Без сомнения, это Евангелие является обязательной лектурой для всех, а особенно для тех, кто только начинает делать свои первые шаги на дороге знакомства со Святым Писанием.
Оказывается, святой Лука не только гениальный писатель и деликатный теолог, но он по профессии врач. Об этом говорит нам в Послании к Колоссянам святой Павел. Апостол, обращаясь к христианам в Колоссах, в завершении Послания пишет: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол 4,14). Этот фрагмент является библейской основой культа святого Луки как покровителя врачей и всей медицинской службы.
К сожалению, не имеем никакой конкретной информации на тему врачебной практики святого Луки, но это не мешает нам остановиться на этой теме и на дороге рефлексии попробовать «ухватить» необходимые моменты. Внимания заслуживает сам факт, что на апостола Доброй Вести о спасении Бог призывает врача, человека, знающего людское страдание. Также и сам Иисус в своей деятельности, прежде всего, учил и оздоровлял. Св. Лука получил призвание подражать Учителю в двух направлениях и охотно принял это Божье воззвание. Пример его личности склоняет нас к размышлению на тему христианской миссии тех, чьё жизненное призвание заключается в заботе о здравии и жизни человека. Если каждая «нормальная» профессия может стать местом, где можно дать свидетельство о добром, милосердном Отце в небе, то тем более это возможно в сфере медицины.
Каждый человек находится на позиции ученика. Это касается любой области его жизни, но прежде всего – бытия христианином. До конца своей жизни он учится у своего наивысшего Учителя, до последней минуты своего земного паломничества стремится к совершенству. Иисус, наилучший Учитель, постоянно заботится о нашем формировании и с этой целью призывает людей к сотрудничеству. Примером такого сотрудничества является жизнь св. Луки, для которого поводырем был св.Павел. Сегодня этот принцип проявляется в душпастырстве людей труда, которые существуют и должны функционировать в приходах. Такое душпастырство должно заботиться и иметь опеку над разными группами с различными профессиями, в нашем случае – медицинских работников.
Профессия врача, несмотря на ее престижность, – профессия очень трудная, жертвенная и ответственная. К сожалению, очень незначительное число людей помнит о том, что под безупречно чистым белым халатом врача или медсестры кроются целые ночи бдения и огромный стресс, постоянная усталость, зачастую превышающие человеческие силы. К этому всему могут добавиться ещё семейные неурядицы и многие другие проблемы повседневного креста. А пациент очень часто так зациклен на своей болезни, страдании, желании жить, что от тех, кто осуществляет над ним опеку, требует порой невозможного, и если этого не получает, верх берут нарекание, претензия, агрессия, а порой даже умышленная злость и хамство. Иногда создается впечатление, что медики имеют больше проблем лично с пациентами, чем с их болезнью…
Представленная «в схеме» ситуация, которая встречается в медицинских учреждениях, имеет свою очень долгую предысторию и, к сожалению, не предвещает никакого изменения. Говоря простыми словами, такая жизнь, и ничего с этим не поделаешь. Это правда, жизнь бывает очень брутальной, и зачастую люди сами её такой делают. Но с христианской точки зрения в каждой ситуации можно увидеть хотя бы маленькую возможность делать добро. В сфере оказания медицинской помощи этот посыл можно рассматривать в двух плоскостях. Первая касается отношений: врач – пациент. Как было упомянуто выше, не всегда эти отношения идеальны. Разве современный человек, со своей ментальностью, какую видим в повседневной жизни, и к этому всему со взваленными на себя болезнями, страданием не может посмотреть на работу врача с симпатией? Трудно сказать, но, скорее всего, нужно быть средним оптимистом в этом вопросе. Кажется, роль ведущего в этом танце чаще всего должна доставаться врачу. А чтобы так было, медицинской службе недостаточно только профессиональной подготовки. Необходимо, чтобы врачи, медсёстры и все, кто имеет контакт с больными, были людьми глубокой веры, людьми настоящими и лично связанными с Богом, от Которого и будут черпать силы и мотивацию, чтобы в трудных ситуациях умели взлететь выше того, что предначертано человеческой слабостью и ограниченностью.
И чтобы именно так было, люди, работающие в медицине, нуждаются в конкретной помощи. Здесь мы приблизились ко второй плоскости, которой является духовная опека врачей и медсестёр; она имеет огромное значение. Следует заметить, что в таком душпастырстве не идёт речь о каком-то насильственном и сверху назначенном порядке принадлежности. И не идёт речь о каком-то твёрдом, взятом в рамки моральном формировании этих людей. Прежде всего речь идёт об их духовной потребности, о том, что касается человеческой души, внутреннего мира человека. О том, что духовное всегда требует пространства свободы и атмосферы добровольности. Поэтому Костёл или Церковь в этом душпастырстве работников медицины должны поставить себе целью – дать людям возможность получить духовный отдых, т.е. передохнуть и укрепиться. В какую конкретную форму облачится такая деятельность, будет зависеть от конкретного общества, ситуации, потребности. Возможность воспользоваться такого рода помощью всегда будет принадлежать той, другой стороне. Двери вечерника должны быть всегда открыты с приглашением, и вечерник должен всегда принять утомленных работой людей.
Святой Лука в своей жизни реализовал два призвания – был врачом и проповедником Евангелия. Даже если мы знаем его больше как евангелиста, это не затмевает тот факт, что он посвящал время лечению людей. Такую же возможность имеют сегодня те, кому святой столько веков покровительствует. У врача огромный потенциал возможностей свидетельствовать о своей вере. Это непросто, но возможно, тем более с духовной опекой такого покровителя как святой Лука.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Посвящение и миссия: возвещать грядущего Царя
931
«Будучи отдан Богу, любимому превыше всего, тот, кого еще ранее посвятило Ему крещение, становится таким образом еще глубже посвященным служению Богу и преданным благу Церкви. Через статус посвященных Богу людей Церковь открывает миру Христа и показывает, как изумительно действует в ней Дух Святой. Те, кто приносят обеты, имеют, таким образом, назначение прежде всего своим посвящением. «Но поскольку они в силу самого своего посвящения отдают себя служению Церкви, то их обязанность – особое участие в миссионерском труде, в той форме, какая свойственна их уставу»».