Народная пословица гласит: «После Божьего Тела не нужен ксендз в костеле». И хотя, на первый взгляд, это утверждение кажется странным и даже смешным, однако оно выражает истину, что в литургическом календаре закончился период великих христианских праздников и в Костеле наступает обычный период в обряде вероисповедания.
Однако следует сразу отметить, что и обычный период обладает своей ценностью и добротой. Христиане менее зрелищно, но спокойно, тихо и покорно исповедуют свою веру, работают над духовным и моральным развитием, чтобы лучшими людьми в очередной раз познать великие тайны христианской веры. Кроме того, обычный период в литургии изобилует рядом малых праздников и упоминаний святых. Есть возможность, чтобы ближе присмотреться к этим образам, поразмышлять над их жизнью и путем к святости. В летний период таким примером являются Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы Марии, почитаемые 26 июля.
Сразу следует сказать, что в Святом Писании нет информации о родителях Марии, Матери Иисуса. Известия, что это были Святые Иоаким и Анна, черпаем из традиции Костела и евангелических апокрифов. Костельная традиция на эту тему настолько стара и обыденна, что можно в нее уверовать. Согласно Протоевангелию Якуба и Евангелию Псевдо-Матфея, Св. Иоаким был священником из рода Давида. Желая выпросить у Бога потомство, удалился в пустыню, где после сорокадневного поста явился ему ангел, объявивший о рождении необычного ребенка. Умер вскоре после посвящения Марии в храме. Что касается Анны, информацией о ней обладаем из тех же источников. Происходила из Вифлеема, из семьи священника. От начала христианства почитаема как покровительница супружества, матерей, вдов и мореплавателей. Анна означает одаренная лаской.
Согласно традиции, Иоаким и Анна были родителями Пресвятой Девы Марии, а значит – дедушкой и бабушкой Иисуса, и этот аспект в наших рассуждениях будет интересовать нас больше всего. Очевидно, о роли дедушек и бабушек интересующих нас личностей ничего не можем сказать, но можем порассуждать о роли и значении бабушки и дедушки вообще. Исходной точкой стоит сделать данные Библии на эту тему. Святое Писание нигде напрямую не уделяет внимания этой теме, но, тем не менее, нельзя сказать, что святые тексты ничего не говорят по этому поводу. В Библии, в частности, в Ветхом Завете, встречаемся с семьей многих поколений, где связи между поколениями были очень сильные и прочные. Именно это было главным фактором прочности и святости семьи. Почитание старших, их неоспоримый, но вполне естественный авторитет очень положительно влиял на формирование жизненной позиции молодого поколения. Предки, не только бабушка и дедушка, но и предыдущие поколения, для каждой семьи имели почти культовую значимость. Они были гордостью, почетом не только отдельных семей, но целых родов. Особенно красноречивым доказательством этого являются генеалогии, имеющиеся в Библии. Каждая семья старательно хранила перечень своих предков. Преклонные лета означали жизненную мудрость, опыт и предусмотрительность, поэтому дедушка пользовался в семье большим авторитетом и уважением.
Нынче, хотя христианство и зиждется прежде всего на библейских основах, однако модель семьи совсем иная. Конечно, есть еще семьи, в которых бабушка и дедушка обладают присущим им статусом, но, к сожалению, это уже не является привычным явлением. Все чаще можно наблюдать картину, где старики, дедушка и бабушка, становятся кем-то обременительным, вообще ненужным для современной семьи. Вопреки мнениям, ситуация не подлежит однозначной и арбитральной оценке типа: современный человек является эгоистом, углубившимся в себя, и не в состоянии принять и открыться на ближнего даже тогда, когда этот кто-то является близким кровным. Очевидно, такого рода утверждение содержит в себе часть правды, но не является абсолютной истиной по своей сути. Как и в каждой иной ситуации, равно и в данной теме, всевозможные обобщения не являются присущими и могут быть несправедливыми. Каждый случай следует рассматривать и оценивать отдельно.
Мы живем в интересное, чтобы не сказать удивительное, время. Наблюдаем огромный темп развития цивилизации, за которым не всегда в состоянии успеть, становимся одновременно заложниками цивилизации, которая пытается уйти из-под нашего контроля. Появляется впечатление, что уже не человек создает цивилизацию, а цивилизация безабсолютно формирует людей, создавая определенную их модель, а человек безвольно включается в этот процесс. Это можно наблюдать во многих сферах жизни, как и в той, которая нас непосредственно интересует. Модель семьи, которая функционировала несколько десятилетий назад, оказывала положительное влияние на многие дела жизни как семьи, так и общества, начиная от вопроса воспитания детей – через отношения между супругами – и заканчивая отношениями с людьми пожилого возраста. Сегодня ритм жизни, квартиры в многоэтажках, необходимость труда, часто посменного, а нередко и за границей, резко повлияли на жизнь семьи. Это факторы, на которые традиционная семья не оказывает большого влияния. И речь не о том, чтобы определенные вопросы сделать завуалированными или обойти, а оценить действительность трезво и реально. А реальность является требовательной, а иногда брутальной.
В настоящее время семья из нескольких живущих вместе поколений – бабушка с дедушкой, родители, дети – не является часто встречающимся явлением. Чаще всего молодожены стремятся к созданию собственного жилья, отдельно от родителей, поддерживают более-менее сердечные отношения, а некоторые отношений не поддерживают вообще. Такое положение вещей обладает своими отрицательными качествами в основном по той причине, что связь поколений не так сильна, как раньше. Это отрицательно влияет на развитие детей, появляющихся в семье, потому что их корни с прошлым очень слабые, что в первую очередь отражается на родителях в период, когда у детей начинается самостановление, не говоря уже о том, что правильное эмоциональное развитие ребенка очень требует своеобразного рода чуткости и любви, исходящих именно от бабушки с дедушкой.
Может быть, в вышеуказанных рефлексиях нельзя найти слишком много оптимизма, но реальное, критическое представление ситуации тоже может иметь положительный результат. Сопоставление данной ситуации с радостными рассказами из прошлого о чуткой добросердечной бабушке и мудром почтенном дедушке может возродить тоску по такому образу жизни. Как отмечалось выше, система современного мира не слишком способствует реализации таких намерений, но нельзя сказать, что такие стремления, если они появляются, не являются невозможными в достижении. Для христиан они являются как наиболее возможными, так и обязательными в осуществлении. В конце концов христианство – это религия высоких идеалов, к которым мы должны и хотим стремиться. С другой стороны речь идет о добре, развитии и счастье человека.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Семья и Царство Божие
2232
«При всей своей важности, семейные связи не абсолютны. Чем более растет дитя, приближаясь к зрелости и человеческой и духовной независимости, тем более ясным становится его особое призвание, идущее от Бога. Родители должны отнестись с уважением к этому призванию и поощрять детей следовать ему. Необходимо осознать, что первое призвание христианина – следовать за Христом. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10, 37). «
2233
«Стать учеником Христа – значит принять приглашение принадлежать к семье Божией, жить в соответствии с Его образом жизни: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12, 50).
Родители должны уважать и принимать с радостью и благодарностью призыв Господа, обращенный к кому-либо из их детей, следовать за Ним в девственности ради Царства Божиего, в посвященной (монашеской) жизни или в священническом служении».