Торжество Божьего Тела

Безусловно, одним из наиважнейших и наикрасивейших католических празднеств является Торжество Божьего Тела. Можно даже встретиться с убеждением, что это величайший католический праздник в течение литургического года, и с таким мнением трудно полемизировать.

 

Очевидно, что это праздник, очень сильно укорененный в традиции Католической Церкви, относящийся к наиболее почитаемому через него Таинству, радующий большим признанием верующих, очень красиво, богато и торжественно переживаемый. Несомненно, он является олицетворением евхаристической католической набожности. Однако, кроме внешнего великолепия, Торжество Божьего Тела имеет также свое внутреннее измерение, свою глубину и тайну и является чем-то очень важным в плане как общего, так и личного духовного возрастания верующих католиков в процессе переживания этого особенного литургического события.
Если говорить об истории, то Торжество Божьего Тела возникло на фундаменте евхаристического культа, который развивался в Западной Европе в Средневековье, а также как ответ на отрицание реального присутствия Христа в Евхаристии некоторыми еретическими течениями того времени. Непосредственным поводом к установлению этого праздника стали мистические видения бл. Юлианы из Корнилиона, которая в 1209 году увидела ясный круг с темным пятном, что было интерпретировано как знак отсутствия среди костельных празднеств дня в честь Наисвятейшего Таинства. Под влиянием тех видений праздник Божьего Тела сначала был учрежден во Франции, а затем распространился также на Германию. В 1264 году Папа Урбан IV учредил празднество Божьего Тела во всем Костеле и на его проведение определил четверг после октавы Наисвятейшей Тройцы. Предлогом для такого определения были: удовлетворение за оскорбление Иисуса в Наисвятейшем Таинстве и ошибки еретиков, а также восславление памяти установления Наисвятейшего Таинства, которое в Великий Четверг, исходя из значимости Великой Недели, не может быть проводимо так, как того требует величие этого Таинства. Первые евхаристические процессии, связанные с этим празднеством, начали проводиться в конце XIII столетия, а в Европе распространились только в XV столетии. Пользовались они большой популярностью. С самого начала организовывались с большой роскошью и объединяли все слои общества. Когда движение реформации сделало такой вид проявления набожности проблемным, евхаристические процессии тем более трактовались как защита веры. Традиция четырех алтарей происходит из Германии, где процессия Божьего Тела трактовалась как богослужение просьб об избежании несчастий и ниспослании хорошей погоды. При алтарях пелись начала четырех Евангелий и уделялось торжественное благословение. Сейчас читаются фрагменты Евангелия, тематически связанные с Таинством  Евхаристии.
Каждое таинство веры дает возможность внутреннего его переживания, но также позволяет, а иногда и требует внешнего свидетельства. Это касается и Таинства Евхаристии. Это Таинство,  в котором каждый человек может лично встретиться с Живым Богом: через  адорацию, но  еще больше –  в Святом Причастии, которое, без сомнения, предоставляет возможность наивысшего единения создания со своим Господом. Это во время адорации и принятия Тела Господа человек получает возможность наиглубочайшего свидетельства веры и личного, интимного познания милости Иисуса. Именно тогда проявляются наивысшие таинства мира, наиболее личные и наиболее сокровенные. Повсеместный и простой доступ к Евхаристии, к Святому Причастию в нынешнее время, несомненно, является огромной милостью для Костела, для верующих, даже если такое положение вещей может представлять опасность неверного истолкования или даже профанации Наисвятейшего Таинства. Это последнее следует понимать и делать все, чтобы не допустить непочтительного отношения к Наисвятейшему Таинству Костела или к его  банализации.
Все  вышесказанное  скорее  касается частной евхаристической набожности. Не следует, однако, забывать, что Евхаристия является Таинством Костела, то есть даром Бога для сообщества верующих. От самого начала существования Костела «преломление хлеба» было одним из характерных знаков учеников Иисуса Христа, тем, что выделяло христиан из общества, что удостоверяло их личность. Эта традиция питала Костел в течение всей истории его существования, так осталось и по сей день. Тысячи Святых Месс ежедневно проходят во всех уголках мира, в которых участвуют миллионы людей, кормящихся Божьим Телом. Это правда такого значения, что невозможно постичь ее до конца. Иисус сказал, что будет со своими до окончания света, и каждый, кто верит, имеет возможность  сакраментального постижения этого присутствия.
Вера в реальное присутствие Иисуса Христа в знаках  хлеба  и  вина, как с точки зрения индивидуального, так и общественного подхода, приводит верующих к возможности выразиться в Торжестве Божьего Тела. Евхаристия является для христиан пищей для вечной  жизни.  Является знаком реального присутствия Иисуса Христа в Его Костеле. Является  местом  и временем наиближайшей встречи человека с Богом. Является  актом  огромного  унижения Бога из любви к человеку, который не только жаждет всегда быть вблизи своих созданий, своих детей, но для их искупления неустанно жертвует собой на алтаре. Это только наиболее видимые истины, далеко не все, вытекающие из евхаристического присутствия Бога в Костеле. Это повод для настоящей христианской радости. Это родник надежды и постижения  смысла  жизни  для  верующих. Это также гарантия внутреннего покоя, исходящего из убеждения, что Бог близко, что может быть на расстоянии  вытянутой  руки, в  сердце  человека. Такой радостью нельзя не делиться, нельзя ее не свидетельствовать. Это должен услышать весь мир, люди и природа, деревни и города, верующие и атеисты. Последние – в  первую  очередь…
Как и в предыдущие годы, пойдем в процессии Божьего Тела. Возможно, это будет долгий путь улицами  города  или села, а может – только процессия вокруг храма. Возможно, будет это большой, роскошный парад с оркестром и религиозными традициями, а возможно – только небольшая группа людей, свидетельствующих о своей  вере в  меру скромных возможностей. Может, будет это в четверг, как должно быть, а может, из практических соображений, в  воскресенье или другой день недели. Все это вещи второго плана. Важнее всего всегда – Он, Тот, который дворы  наши  увидеть  приходит  с желанием благословения для тех, кто Ему верен. Важными в этой религиозной  практике  являемся  также  мы, участники  богослужения, и  наша вера, которую  исповедуем. Процессия дает нам возможность публичного, открытого признания Того, за кого высказываемся в жизни. Это свидетельство не только словом и декларацией, объявленными где-то частным образом  и тайно, но конкретная манифестация веры и принадлежности. Остается только надеяться, что участие в процессии  станет  импульсом  для  свидетельства веры также  вне  рамок  евхаристической  процессии в  Торжество Божьего Тела.

 

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis

 

Евхаристия – «залог будущей славы»

 

1402
«В древней  молитве Церковь  прославляет  тайну  Евхаристии: «О священная трапеза, где Христос – пища наша, где оживает память Его Страстей, где благодать  наполняет наши души, где нам  дается  залог будущей жизни!» Если Евхаристия – воспоминание  Пасхи Господней, если через Причащение у алтаря  мы исполняемся  «всякого  небесного благословения  и благодати», Евхаристия  есть  также  предвестие  небесной славы.»

1412
«Основными  знаками  евхаристического  Таинства  являются  пшеничный хлеб и виноградное вино, на которые призывается  благословение  Святого Духа  и  над  которыми  священник произносит  слова освящения, сказанные  Иисусом на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, которое за вас  предается. (…) Сия  есть  Кровь  Моя…».

1413
 «Через освящение  совершается  пресуществление (transsubstantio) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. В освященном  хлебе и вине сам Христос, Живой и Прославленный,  присутствует подлинно, реально и сущностно – Его Телом, Его Кровью, с  Его душою и Его Божеством».


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий