О Марии никогда не бывает чрезмерно. С этими словами неоднократно встречаемся в Католическом Костёле. И, при правильном подходе к этой теме, истина является неоспоримой. Литургические торжества, посвящённые Пресвятой Богородице, дают возможность не только выражения культа Марии, но создают особую атмосферу для медитации над жизнью Матери Бога и Костёла. Такой возможностью является и Торжество Успения Богородицы. Иногда говорится о том, что она уснула. Но в конечном итоге речь идёт о Марии, с душой и телом взятой в небо. Именно это торжество Костёл огласил догматом веры.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что Священное Писание ничего не говорит о взятии Марии в небо. Последний раз встречаем там Марию в горнице, где вместе с апостолами и другими лицами Она ожидала сошествия Святого Духа. Этот момент имеет огромное значение также и для нашего размышления. Правду о Её успении и взятии в небо с душой и телом передала нам христианская традиция, очень древняя, а потому истинная. Молчание Библии на эту тему ничуть не умаляет значения события. Необходимо отметить, что розарий, очень значимая и популярная форма католической духовности, заключает в себе тайну взятия Марии в небо и Её коронование там. Это две последние и единственные тайны розария, которые не имеют непосредственного подтверждения в Святом Писании. Все иные тайны, касающиеся жизни Иисуса и Марии, имеют подтверждение и, ещё раз необходимо отметить, только усиливают важность и значение этих двух последних. Из всего сказанного выше можно сделать определённые выводы. Факт взятия Марии в небо не обозначен в Святой Книге как слово объявленное, и поэтому не следует слишком много над ним размышлять, так как существует угроза фантазирования, а для нашей веры это ничего хорошего не приносит. Тайну взятия Марии с телом и душой в небо можно пытаться понять только через обращение к тому, что о Марии и о Её жизни говорит Библия. Иначе говоря, медитируя над конкретными отрывками Нового Завета, необходимо искать ответ на вопрос о пути Пресвятой Богородицы к небесной славе. Ведь её личность является для нас не только предметом культа, но ещё больше примером для подражания. Розарий, о котором уже вспоминали, указывает нам дорогу к небесной славе Иисуса и Марии. Не сразу было воскресение и восхождение Иисуса на небо. Ранее должно было появиться полное трудностей и жертв учение, потом арест, тернием коронование, смерть на кресте. Так же и в жизни Марии: перед тем, как на её голове появилась небесная корона, Она испытала в сердце боль от меча. Но, как и в жизни Иисуса, так и Марии, нужно отметить абсолютное послушание и полное доверие воле Бога. Это оно проторило дорогу Девы из Назарета к такому, а не иному финалу земной жизни. И над этим моментом нужно остановиться и поразмышлять. Мария особым способом была избрана Богом, но также великодушно и без остатка на этот выбор ответила. На Её дороге к небесной славе можно отметить, по крайней мере, три измерения. Первое из них – это огромная связь с Богом и безграничное упование на Него. Это ярче всего проявилось в момент Благовещения и в сцене под крестом, хотя нельзя обойти также факт рождения Иисуса в Вифлеемских яслях и побег в Египет. Все эти моменты, если смотреть чисто по-человечески, были очень трудными, даже невозможными для преодоления. Мария, хотя и задавала Богу вопросы, хотя и хранила всё в своём сердце, но, однако, безгранично уповала на Бога. Это упование влекло за собой жертву собственной жизни, свободы, но, в итоге, плодом этого всего является поклонение, которое на протяжении многих веков Мария принимает от людей и народов. Жизнь с Богом, в уповании на Бога, в послушании Его воли вёдет к вечному спасению. Мария, как и все святые, является абсолютным тому подтверждением. И об этом необходимо помнить, когда всматриваемся в Деву, облаченную в солнце, голова которой в звездной короне, а под ногами луна. Второе измерение дороги к небесной славе в жизни Марии – это огромная практичность и осмысленный взгляд на жизнь. Это подтверждается практически каждой сценой её жизни, которую находим в Святом Писании. Больше всего это раскрывает история в Кане Галилейской. Мария принимает там ситуацию так, как она есть. Проявляет черты нормально реагирующей хозяйки, которая берёт ситуацию в свои руки с одной только целью – помочь нуждающимся. Там, в Кане, она не та, которой мы очень часто восхищаемся на красивых и красочных религиозных картинках. Также необходимо обратить внимание на паломничество Марии к Елизавете, и её песнь прославления, которую сегодня называем Magnificatem. Содержание и суть этой песни представляют Марию, полную жизненной энергии, динамики и широкого мышления. В земной жизни Мария твёрдо ступала по земле, жила так, как жило большинство людей того времени. Не пользовалась своим призванием, избранностью. Для Неё святость жизни реализовалась в серой и трудной повседневности. Ибо повседневность, порой грустная, монотонная и наполненная проблемами, дана каждому из нас как время, место и возможность для святости. И другой дороги для славы неба не существует. Королева неба и земли таким же образом восходила на небесный престол. И, наконец, третье измерение на тропе до неба в земной жизни Пресвятой Богородицы – это крепкая связь с делом своего Сына, иначе говоря, связь с Костёлом. Под крестом, по воле своего Сына, Мария стала Матерью всех верующих. Это произошло в необычный момент и в крайне драматической ситуации. Но и ранее, на протяжении всей своей жизни, Она была близко Сына и близка Его миссии спасения мира. Была полностью посвящена этой миссии. На это указывает сцена Вечерника в Деянии Апостолов, где Мария вместе с другими ожидает прихода Святого Духа. Позже, многими своими объявлениями, Матерь Божья указывала, как дорога Ей судьба каждого верующего во Христа. Сегодня миссия спасения мира осуществляется в Костёле и через деятельность Костёла. Костёл состоит из христиан, состоит из нас. Мы олицетворяем его суть, его уровень жизни духовной и моральной, его атмосферу и авторитет. Мария возлюбила Костёл, вошла в него и приняла его таким, каким он есть. Он стал для неё домом, возлюбленным младенцем, для которого не жаль ни любви, ни слёз, ни жертвы. Мария, взятая на небёса в этом образе, для каждого из нас как участника мистического тела Христа, является совершенным примером для подражания. Очередной раз будем принимать участие в Торжестве Успения Пресвятой Богородицы. Обратим свой взор на прекрасный лик Королевы неба и земли, радуясь, что имеем такую сильную заступницу в небе. Это огромная привилегия для христиан. Отдавая славу Пресвятой Деве Марии, нашей Матери, взятой в небо, нам нужно осознать, прежде всего, тот факт, что цель нашего земного паломничества там, где Она находится теперь, – в небе. И, кроме того, увидеть, что Она, Наша Королева и Матерь, своей жизнью показывает нам то, как до этого неба можно дойти. Она является для нас Королевой неба и земли, но, прежде всего, нашим проводником и опорой на пути к нашему спасению.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
…и в Своем Успении (Взятии в небесную славу)…
966
«Наконец Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу и возвеличена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему, Господу господствующих и Победителю греха и смерти». Взятие Пресвятой Девы в небесную славу – это особое участие в Воскресении Ее Сына и предвкушение воскресения остальных христиан».
…она наша Матерь в порядке благодати
967
«Своим полным приятием воли Отца, искупительного дела Сына и всяческого побуждения Духа Святого Дева Мария представляет собою для Церкви образец веры и любви. Тем самым Она есть «самый славный и самый уникальный член Церкви», Она даже является «образцовым осуществлением», прообразом Церкви».