Мудрецы принесли Спасителю дары, но что еще важнее – они принесли в дар себя, собственную жизнь. Вернулись в свой повседневный быт другими людьми, принесли Благую весть в своё общество. Можно приносить Богу множество даров, но Он ждет одного-единственного – дара нас самих, нашей жизни для Него. Сколько и что мы можем отдать Богу? Чисты ли, искренни наши дары?
Некоторые библейские события в культуре и в сознании людей приютились особенным образом. С уверенностью к ним можно отнести сцену прибытия к новорожденному Младенцу Иисусу Мудрецов с Востока. Этих таинственных людей каждая эпоха представляла по-своему, и на этой канве появились народные мифы и легенды. Наверняка таким образом проявляется набожность и вера, однако, чтобы углубиться в значение этого события, нужно постоянно прибегать к Евангелию.
В рассказе о Мудрецах с Востока нет даже и речи о самом рождении Иисуса. Евангелист сразу же переходит к описанию событий, которые имели место гораздо позднее, подавая две важные информации об историческом значении: место Вифлеем и личность короля Ирода Великого. Вифлеем – город, отдаленный на 8 км от Иерусалима. В Вифлееме родился Давид и там был коронован. Как известно, Давид был необыкновенной личностью в истории Израиля. Если говорить об Ироде, то это был грамотный политик и строитель, но в то же время человек очень деспотичный, тиран, который ради завоевания и удержания власти ни перед чем не остановился.
О самих же Мудрецах знаем только из Евангелия. Кем же были эти таинственные паломники? Чаще всего называем их королями, но это не совсем верное название. Скорее всего, это были маги, т.е. современные «учёные», родом из Вавилона или Месопотамии. Кроме науки, прежде всего астрономии, маги занимались также астрологией и толкованием снов. А значит, были больше всех других подходящими людьми для того, чтобы объяснять разнообразные небесные знаки. Что же мотивировало магов на поиск новорожденного Младенца?
Мудрецов привела звезда. Что это значит? Человек Библии совсем по-другому воспринимал природные явления, иначе, нежели мы сегодня. Его не интересовало, является ли то или другое явление натуральным или же выходит за пределы природы. Прежде всего он спрашивал, что оно означает, какова его цель и какие выводы нужно из этого всего сделать. Кроме того, в древности очень сильно было распространено утверждение, что каждый человек имеет свою звезду, которая появляется одновременно с его рождением и гаснет в момент его смерти. И скорее всего именно под влиянием таких утверждений и начали свой поиск Мудрецы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свои первые шаги они направляют в Иерусалим, думая, что, может, именно там, на королевском дворе, родился тот, кого искали. Но особого внимания заслуживает вопрос Мудрецов: «Где новорожденный Царь Иудейский?». Этот вопрос выходит из уст язычников. Их позиция свидетельствует о присутствии язычников в числе исповедующих Иисуса Христа. Важным остаётся и то, что именно язычники, и только они увидели звезду и захотели прийти, чтобы отдать поклон Царю.
Насколько (отчасти) можно понять поведение и тревогу короля, беря во внимание его психопатическую личность, настолько непонятным является то, какую реакцию проявили жители Иерусалима, которые, несмотря ни на что, ожидали прихода Мессии. Позиция населяющих столицу в момент прихода на свет Иисуса предсказывает и их поведение в момент Его Муки. Может быть, евангелист хочет дать нам понять, что от безразличного отношения к Личности Иисуса ведёт прямая и недалёкая дорога к Его распятию… И ни король Ирод, ни учёные в Писании, ни жители Иерусалима не вышли на поиски Спасителя. Не хватило им веры и доброй воли. Это не они, а язычники поклонятся Ему. И в этот момент сам по себе напрашивается вывод: знание Священного Писания, даже самое совершенное, еще не говорит о готовности человека наследовать Бога, вплоть до принесения, как Он, себя в жертву. В качестве ответа на учение Писания нужны ещё конкретные дела. Более того, только простым и смиренным людям будет дана возможность встретиться с Богом. Маги отправлялись в дальнейший путь, и звезда сопровождала их и далее.
И, наконец, фрагмент достигает своей кульминации. Маги находят Царя вместе с Его Матерью, падают лицом на землю и отдают Ему поклон. В древности на Ближнем Востоке только перед королями и наивысшей властью падали лицом на землю и таким образом отдавали поклон. Этим самым поклон Мудрецов, с одной стороны, подтверждает королевское достоинство Иисуса, а с другой – выражает веру самих магов. Поклону сопутствует приношение даров. Все упомянутые дары выражают богатство Древнего Востока. Только позднее традиция вычленила значение каждого предмета. Одним из них является золото, которое может выражать королевское достоинство Иисуса. Следующим является кадило, которое могло бы выражать Божество Иисуса, так как только к Богу оно относится. И, наконец, мирра, которая, согласно характеристикам более поздних традиций, выражает человеческое в Иисусе и была предвестником Его Смерти и погребения. Число принесённых даров положило начало созданию традиции о трёх Мудрецах. Более поздняя традиция дала им имена, а иконография утвердила их как троих мужчин – молодого, зрелого и старца, которые в такой же очередности представляют Азию, Европу и Африку, а значит – все народы современного мира.
После прочтения этого фрагмента рождаются конкретные выводы и вопросы. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что Мудрецы были людьми ищущими: искали Царя, искали Правду, искали Бога. И это была цель всей их жизни, самая главная цель, для достижения которой пожертвовали всем. Усталость, опасность, потеря времени не имели значения. С выносливостью, терпеливостью и смирением искали Правду. Являемся ли мы христианами ищущими? С выносливостью ли мы стремимся к лучшему познанию Бога, Его воли?
Этот рассказ напоминает нам также, что Божьей волей является то, чтобы все люди получили спасение, так как все – Его дети. Об этом пророчили ещё пророки в Ветхом Завете, с такой вестью пришёл к нам на землю Иисус Христос, такова цель евангельской миссии Костёла. Как принимаем правду о том, что Костёл – для всех? Как мы понимаем миссионерское призвание каждого из нас?
Также нельзя не обратить внимания на элементы радости, которые также присутствуют в этой истории. Живая встреча с Иисусом приносит радость – вкус плода трудных, но успешных поисков, встреча Правды, пребывание с Ним… Можно ли назвать радостным наше бытие христианами? Даёт ли нам настоящую радость встреча с Богом на Святой Мессе, во время молитвы? Свидетельствуем ли мы своей жизнью о таком роде радости?
И, наконец, Мудрецы принесли Спасителю дары; более того, они принесли в дар себя, собственную жизнь. Вернулись в свой повседневный быт другими людьми. Принесли Благую весть в своё общество. Можно приносить Богу множество даров, но Он ждет одного-единственного дара – дара нас самих, нашей жизни для Него. Сколько и что мы можем отдать Богу? Чисты ли, искренни наши дары? И наши ли это дары? Отдали ли мы Ему нашу жизнь?
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Богоявление
528
«Богоявление есть явление Иисуса как Мессии Израилева, Сына Божия и Спасителя мира. Вместе с крещением Иисуса в Иордане и свадьбой в Кане Галилейской Богоявление славит поклонение Иисусу «волхвов», пришедших с востока (Мф 2,1). В этих «волхвах», представителях язычества соседних народов, Евангелие видит начаток народов, которые примут Благую Весть через Боговоплощение. Приход волхвов в Иерусалим, чтобы «поклониться Царю Иудейскому» (Мф 2,2), показывает, что они ищут в Израиле, в мессианском свете звезды Давидовой, Того, Кто будет Царем народов. Их приход означает, что язычники могут открыть Иисуса и почитать Его как Сына Божия и Спасителя мира , только обратившись к евреям и получив от них мессианское обетование в том виде, в каком оно содержится в Ветхом Завете. Богоявление открывает, что «полнота язычников входит в род патриархов» и обретает «достоинство Израиля» «.