Великий Пост – время покаяния и встречи с Богом

В нашем переживании литургического года следует отметить определенную закономерность: насколько более интенсивно переживаем мы Рождество, нежели Пасху (хотя с теологической точки зрения должно бы быть наоборот), настолько, если иметь в виду литургические периоды, предшествующие этим двум событиям костельного года, безусловно, больше внимания уделяем переживанию Великого Поста, чем Адвента (хотя, опять же, с точки зрения теологической, должно бы быть скорее наоборот). Безусловно,  речь здесь не идет о человеческом упрямстве…

Но в чем же тогда причина такого состояния? Относительно Великого Поста на данный вопрос можно найти немало ответов: в литургическом богатстве данного периода и в связанной с этим внешней его экспрессивности, необходимости покаяния за грехи и многих других. Этот сорокадневный промежуток времени возбуждает много вопросов, чувств, размышлений. Уже в самом начале Великого Поста, в знаменательный день посыпания головы пеплом, Костел, опираясь на Слово Божье, определяет для верующих конкретные пути переживания этого особенного периода. Согласно Нагорной Проповеди, это – милостыня (Мф 6, 2-4), молитва (Мф 6, 5-6), пост (Мф 6, 16-18) – три ценности, обратить внимание на которые никогда не будет излишним. Попробуем, однако, вместе поразмышлять над их сущностью с осознанием того, что они абсолютно важны для христианина не только в период великопостного покаяния, но и в течение всей жизни. Первой в перечне следует милостыня, или поступки милосердия, желание быть добрым по отношению к ближним. Трудно сказать, являются ли поступки милосердия самыми важными из названных трех практик.  Несомненно, они очень важны, коль скоро именно по ним будем судимы во время второго пришествия Иисуса Христа на землю (Мф 25, 31-46). Бог ждет от нас проявления милости, подтверждение чего находим почти на каждой странице Святого Писания. Одними из наиболее красноречивых являются слова: Милостыня спасает от смерти и очищает от всякого греха (Тб 12, 9). Призыв к милосердию является очень актуальным и насущным в настоящее время, когда у людей наблюдается тенденция к чрезмерному накоплению материальных благ, что способствует проявлениям эгоистическим. Период Великого Поста предоставляет возможность для искреннего размышления на эту тему. Евангелие, помимо призыва к помощи другим, предостерегает также против неподобающего подхода к этому делу. Речь идет о добрых деяниях напоказ, для глаза людского. Это проблема нашей ежедневной жизни, реальности.  Сомнение могут вызывать организация публичных добровольных пожертвований с богатой рекламой, харитативные деятели и спонсоры, демонстрируемые всевозможными способами, большие акции, концерты, якобы несущие помощь нуждающимся, и многие другие подобные дела. Трудно все это однозначно осуждать, однако мало такой подход имеет общего с духом Евангелия… Такая опасность угрожает каждому из нас в деле оказания добра другим. Атмосфера Великого Поста способствует тому, чтобы попытаться вести в своей жизни подобные дела надлежащим образом. Следующая очень важная практика, о которой напоминает Костел в начале Великого Поста, – это молитва. Безусловно, молитвой должна быть пропитана вся жизнь христианина. Молитва – это разговор, связь, контакт человека с Богом, его отчет перед Ним. Сам Иисус Христос неоднократно дает нам пример молитвы как отчета перед Богом. Период Великого Поста очень обильно наполнен литургической молитвой Костела: размышление Крестового Пути, богослужение Песен Жальбы, великопостные реколлекции, глубокая по содержанию литургия Тридиума Пасхального. Это богослужения, которые не только сами в себе содержат молитву, но также располагают ко внутренней медитации, пробуждают в человеке дух молитвы. Из этой копилки можно в изобилии черпать во время великопостного покаяния. Участие в совместной молитве помогает в развитии молитвы личной. Как и в случае проявления милосердия к другим, молитва не может быть напоказ. Иисус побуждает, чтобы молящийся делал это, закрывшись в своем жилище, поодаль от взгляда людского. Здесь не идет речь о перечеркивании ценности публичной или совместной молитвы, а только об акцентировании правды о том, чем является молитва: это полностью правдивое и искреннее представание человека перед Богом. Наконец, пост – практика, которая сегодня, возможно, возбуждает больше всего эмоций. Согласно Библии, пост основывался на отказе от всяческой пищи и питья или на воздержании от половых контактов в течение определенного отрезка времени. Святое Писание демонстрирует нам также глубокий смысл поста: он выражает покорность, надежду и любовь человека к Богу. Через практику поста человек обращается к Богу в позе зависимости и полного доверия. Кажется, что сегодня пост в таком значении – не так часто имеющая место практика среди людей. Зато довольно часто можно столкнуться с проведением различного рода голодовок из совершенно иных соображений – заботы о здоровье, фигуре, очищении организма, улучшении самочувствия и т. д. Безусловно, это не тот пост, о котором говорит Иисус и который сам он практиковал в своей земной жизни. Настоящий христианский пост всегда будет иметь в виду духовную перемену в человеке, его приближение к Богу. Являясь практикой покаянной, пост, однако, с точки зрения науки Иисуса, должен переживаться в духе христианской радости. Он не может быть причиной демонстрации окружающим печали, огорчения на лице и достойной сострадания позы тела. Ничто, за исключением греха, не должно нарушать нашей христианской радости. И уж, конечно, не должен делать этого пост. Покаянный характер поста требует, чтобы эту практику, помимо воздержания от принятия пищи, распространить также на другие сферы жизни. Это в первую очередь касается тех сфер нашего ежедневного существования, в которых обуздание плоти поможет укрепить нашу духовную жизнь и приблизить нас к Богу. Поддержание поста и подобных ему форм умерщвления плоти требует от христианина серьезного отношения к такого рода практикам. Речь идет о том, чтобы избегать инфантильных способов обуздания себя. Переживание Великого Поста  является практикой всего Костела, и в этом также заключается  его сила и эффективность. С другой стороны, великопостное покаяние во всем своем многообразии и достоинстве охватывает только один определенный промежуток времени, который может нам в чем-то помочь. Одна из задач Великого Поста – подготовка христиан к глубокому переживанию радости пасхальных празднеств, которым он предшествует, но его переживание, как практика различного рода покаяния, имеет также целью помочь нам в достижении вечного счастья. Великий Пост – не самоцель, но с другой стороны, мы не можем легкомысленно растратить то духовное добро, которое несет в себе этот единственный в своем роде период костельного литургического года.

кс. Адам ДЫНАК


ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИKatechizis copy

Внутреннее  покаяние

1430

«Как это было уже у пророков, призыв Иисуса к обращению и покаянию не направлен в первую очередь на внешнее  поведение – «вретище и пепел», посты или умерщвление плоти, – но на обращение  сердца, на внутреннее покаяние. Без него внешние проявления покаяния остаются бесплодными и лживыми; напротив, внутреннее покаяние ведет к внешнему выражению этого состояния в видимых знаках, в жестах и делах покаяния».

1431

«Внутреннее раскаяние есть радикальная  переориентация всей жизни, возврат, обращение к Богу всем сердцем нашим, разрыв с грехом, отвращение от зла и от дурных поступков,  которые мы совершили. В то же время, в нем содержится желание и решение изменить свою жизнь с надеждой на милосердие Бога и с доверием к помощи Его благодати. Обращение сердца сопровождается спасительной болью и печалью, которую Отцы называли animi cruciatus (душевной скорбью), compunctio cordis  (сердечным  раскаянием).


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий