В каждое воскресенье, во всех католических храмах общины верующих единым голосом вызнают свою веру, вместе декларируя так называемое Credo. Также многие люди делают это и в индивидуальном порядке каждого дня, говоря во время утренней или вечерней молитв, которой научились ещё в детстве Верую.
Это очень важный момент как для общины, так и для её членов, потому что с полным осознанием произносятся и доносятся – прежде всего – до собственного сознания фундаментальные правды признаваемой и практикуемой веры. Это содержание с огромным теологическим богатством, которому стоит уделить немного внимания и посвятить время для медитации. Одним из элементов христианского Credo, который даёт повод для многих вопросов, является момент о воскресении тела человека после смерти: «верую в воскресение тела».
Христианин должен неустанно помнить о том, что вера для него является благодатью, даром, данным Богом. Однако, с другой стороны, уже с самого начала Бог жаждет сотрудничать с человеком и к этому сотрудничеству человека приглашает, ожидая от него открытости и действия. Так, прежде всего, происходит в сфере веры. Бог посылает ласку, но человек должен быть на нее открыт и готов на принятие её. Человек должен всеми способами выходить навстречу Творцу, неустанно ища Его Личности и Его даров. Это может проявляться разнообразными способами. Чтение Священного Писания и размышление над ним является одним из самых главных способов такого поиска. В случае каждой правды веры нужно познать то, что на эту тему сказал Сам Бог в своём объявленном Слове, это значит – в Священном Писании, и только тогда при помощи ласки и даров Духа Святого принять эту правду, поверить в неё, и в конце концов – восхититься её содержанием. Это касается и правды о воскресении нашего тела после смерти. Библия очень конкретно говорит на тему воскресения тела, и это является конкретным аргументом для нашей веры. Попробуем остановиться над некоторыми фрагментами Священного Писания в интересующей нас теме, причем из-за ограниченных рамок размышления остановимся лишь на фрагментах Нового Завета.
Прежде всего, необходимо взять во внимание фрагменты, которые говорят об объявлении воскресшего Иисуса в контексте слов святого Павла, что будем соединены с Иисусом подобием воскресения (ср. Рим 6, 5). В Евангелии от Матфея читаем, что женщины ухватились за ноги Иисуса, который объявился им после своего воскресения (ср. Mф 28, 9). Фрагмент ничего не говорит о том, как выглядел Воскресший или о том, как выглядело его тело, но зато очень конкретно указывает на то, что можно было с ним войти в физический контакт. Женщины не сомневались, что перед ними стоит Иисус в своём реальном теле. Ещё больше на эту тему говорит нам Евангелие от Луки. Сначала в очень известном фрагменте встречи Иисуса с учениками по дороге в Эммаус воскресший Господь является как реальная личность, которая идёт, разговаривает, аргументирует, и, наконец, садится за стол, ломает хлеб и подаёт его собеседникам (ср. Лк 24, 15-32). У этих двух учеников также не было сомнения в том, что встретили реальную личность, даже если поначалу не узнали в нём Иисуса. Далее Лука рассказывает о встрече Иисуса с остальными учениками. Иисус разговаривает с ними, показывает им свои руки и ноги, на их глазах трапезничает (ср. Лк 24, 36-43). Одновременно евангелист не прячет учеников Иисуса, показывая их страх и неверие. Их отношение является своеобразным гарантом аутентичности их свидетельства об Иисусе позднее. В свете таких событий нельзя их осудить как легковерных или говорить о какой-либо манипуляции. На тему тела Иисуса после Его воскресения говорит евангелист Иоанн. Сначала Мария Магдалена, так как и ученики по дороге в Эммаус, разговаривает с Иисусом, не узнав Его (Ин 20, 14-17). В следующей сцене Иисус встречается с Апостолами, разговаривает с ними, показывает им пробитые руки и ноги (Ин 20, 19-20). То же самое касается и встречи с Фомой (Ин 20, 27). И, наконец, воскресший Господь является своим Апостолам на берегу Тивериадского озера, разговаривает с ними, приготавливает пищу, а после вместе с ними кушает, хотя ученики не сразу и не до конца распознали Его (Ин 21, 4-13). Иоанн гораздо полнее, чем другие евангелисты, даёт понять, что личность Иисуса после Его воскресения изменилась, но она реальная. Комментаторы на эту тему говорят о Его теле Прославленном. Будем соединены с Иисусом подобием воскресения…
Кроме рассказов на тему явлений Иисуса после воскресения, существует много других текстов в Евангелии, относящихся к интересующей нас теме. В наших поисках очень важными являются изречения самого Иисуса. Со слов нашего Господа можно сделать вывод, что воскресение человека является незыблемой волей Бога. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит так: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день» (Ин 6, 39). В другом месте говорит: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин 5, 28-29). Божий Сын не только подтверждает факт воскресения, но также обращает внимание на два связанных с этим момента: вывод, с Его слов, что когда-то будет общее воскресение – речь идёт о воскресении тела. Другой момент – это очертание условий для получения воскресения: делать добро в жизни, творить дела милосердия. Ещё одним условием является принятие Тела и Крови Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54).
В наших размышлениях также немножко коснёмся писем святого Павла, так как его доктрина о воскресении тела очень богатая. Одно из первых его высказываний на эту тему находится в Первом Послании к Фессалоникийцам: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес 4, 16). Со слов Апостола можно сделать вывод, что воскресение людей в теле наступит в момент повторного пришествия Иисуса Христа на землю. А еще в своем Послании Павел провозглашает: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11). Очень ясные и конкретные слова. Учение святого Павла на эту тему выходит гораздо дальше за рамки приведенных цитат, но даже эти два примера очень точно и сильно свидетельствуют о том, что Апостол Народов был полностью убеждён в восстании к жизни наших смертельных тел.
Учение Католической Церкви на тему воскресения тела, может быть, и не относится к тем учениям, которые мы принимаем с лёгкостью, однако имеет солидный библейский фундамент. Если сам Бог так ясно говорит на эту тему, то какие же дополнительные аргументы нужны нам еще? Божьи Правды со стороны человека требуют лишь веры. Особенным образом это касается нашей сегодняшней темы. А вера, как уже было сказано выше, является лаской, даром Бога. Поэтому нам не остаётся ничего другого как вместе с Апостолами просить Господа: «Умножь в нас веру» (Лк 17, 5). Дай нам благодать, чтобы она была не только на устах наших, но также и в нашем сердце.
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Воскресшие со Христом
1002
«Если правда, что Христос воскресит нас «в последний день», правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресении Христа».
1003
«Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3,3). «… и нас (…) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф 2,6). Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также «явимся с Ним во славе» (Кол 3,4)».
1004
«В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве «принадлежать Христу»; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает».