(Ноябрьская медитация)
Дождались ноября. Состояние природы в ноябре отражает переменчивость вещей этого мира. Человек, будучи частью природы, вместе с ней подчиняется непрерывному процессу перемен и, наблюдая за опадающей листвой, мрачными и дождливыми днями, ещё больше осознаёт для себя непреложную истину.
Это обстоятельство послужило тому, чтобы именно в ноябре Костел напряженнее молился за души умерших, сильнее, нежели на протяжении минувших месяцев. И хорошо, что происходит именно так. Подобное размышление необходимо каждому, равно как и молитва за души уже находящихся по ту сторону. Кажется, что в вопросе о «единстве святых» есть много моментов для пересмотра. Попытаемся возвести размышление над темами христианской эсхатологии с четким осознанием того, что среди размышлений, касающихся умирания и судьбы человека после смерти, важнейшей для нас остается правда о воскресении человека к жизни вечной.
Созерцая повседневность христианской жизни, предполагаем, что истина о жизни после смерти человека, о его воскресении, о стремлении к вечному пребыванию с Богом хотя, несомненно, функционирует в сознании верующих, но, тем не менее, воспринимается не так, как того заслуживает. Примеров, подтверждающих существующие сомнения, можно привести более чем достаточно, равно как и причин такого положения вещей есть немало. Одной из главных с уверенностью можно назвать сильное погружение человека в повседневность, в дела бытовые, в темп жизни. Не хватает времени, сил, а то и желания на размышления, выходящие за рамки «здесь и сейчас». Однако дефицит такого рода размышлений очень обедняет жизнь, еще больше погружает ее в мирскую стеснённость. Недостаток сознательно переживаемой веры в жизнь вечную после смерти лишает людей надежды, а впоследствии и радости жизни, потому что все закончится в минуту смерти, а что будет дальше – это тайна, покрытая мраком.
В нашей медитации нельзя не обратиться к учению, объявленному в Библии. Святое Писание навечно останется «Книгой жизни» и содержит много ценных подсказок для различных жизненных ситуаций. Это имеет отношение и к интересующей нас теме. Углубляясь в учение Святого Писания, можем пересмотреть в себе веру в воскресение и вечную жизнь, а также оценить величие дара, который Иисус Христос ценой муки на кресте и воскресением подарил для нас. Потому что, оказывается, что полно и правдиво о вечной жизни человека после смерти можем говорить, начиная от пасхального таинства нашего Господа. Человек Ветхого Завета такой верой не обладал, либо она находилась в стадии зарождения. Жизнь земная была для него собственной единственной жизнью. Поэтому идеальным являлось умереть «старым и насладившимся жизнью». Человек в Ветхом Завете создавал богатства, радовался здоровью, успехам и многочисленному потомству. Ибо это и являлось смыслом его жизни. Библия указывает на долгожительство значимых фигур истории спасения (например, Авраам, Моисей, Иов). Долгая жизнь была для них как награда Бога за службу Ему. В противовес этому неожиданно преждевременная или трагическая смерть повсеместно расценивалась как кара Божья. О награде вечной никто даже не помышлял, более того, считалось, что Господь Бог уже не интересуется человеком после его смерти. Человек мог пользоваться Божьей милостью только при жизни. В Псалме 88 встречаем немало определений того, что означает быть умершим: «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал как человек без силы, между мертвыми брошенный, как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» (Пс 88, 5-6). Поэтому Библия Ветхого Завета не знает культа умерших, что имело место у народов, населяющих Израиль.
Помимо того, что Библия Ветхого Завета не упоминает о жизни после смерти, однако местом пребывания усопших интересуется. Это Шеол. Он и есть вечный дом для умерших, откуда нет возврата. Позитивной стороной Шеола есть вечный покой, особенно с тоской ожидаемый людьми, удручёнными жизнью. Для них смерть может быть более желанной, нежели долгая жизнь. С течением времени идея Шеола подвергается развитию. Речь уже идёт о двух обособленных местах в Шеоле. Одно для неверных и безбожных, а другое для людей верных Богу. Но относительно жизни после смерти ещё сохраняется безмолвие. Когда под конец Ветхого Завета начала появляться правда о загробной жизни, Шеол перестал рассматриваться как место вечного пребывания умерших, превращаясь постепенно в состояние между смертью и воскресением; для справедливых – местом отдыха и покоя, а для грешников и безбожников – местом расплаты и наказания.
Для Ветхого Завета дальнейшее существование умерших является возможным единственно в их потомках. Этим объясняется использование так называемых «заменяемых имён». Человек, получивший данное имя, как будто наново оживляет умершего с таким именем предка семьи. Поэтому смерть потомков по мужской линии целой семьи, в результате которой подвергались исчезновению их имена, означало страшную трагедию. Такого несчастья можно было пожелать только наибольшему врагу. Большое значение имело также погребение в общей могиле, что означало «присоединение к собранию отцов». Как долго сохранялись останки тел или кости, означало что-то похожее на неполное существование в подземном мире. Таким образом, не обладая ещё верой в воскресение, человек Ветхого Завета отчаянно пытался смириться с тайной смерти.
Только в середине второго столетия до рождества Христова появляется ожидание воскресения умерших. Было это событие поистине революционным. Анализ истории спасения показывает, что народно-религиозные катастрофы обычно приводили народ Израиля до значимых переломов в теологическом мышлении. Это были времена Макхабейских войн. У народа возникли вопросы типа: где же Божья справедливость, если справедливые и набожные терпят муки, а грешники множат могущество и богатство? Ответ на этот вопрос проник сквозь границу смерти, которая до сих пор считалась абсолютной. Божья справедливость в смысле учения о расплате переместилась на тот свет. В «День Бога» мёртвые повстанут от сна смерти в Шеоле: «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12, 2). Согласно Книге Даниила, спасение будет участью всех, кто жил в вере и в её утверждении. Им наградой станет вечное участие в славе живущего Бога. Преодолев непривычно длинный и сложный путь, правда о воскресении человека после смерти достигла, наконец, места, где стала близкой той, которую объявил миру Христос и христианство.
Живём во времена христианства. Учение о воскресении человека после смерти принадлежит к найважнейшим истинам нашей веры. Это прекрасное наследие приверженцев Христа. Можем спокойно смотреть в будущее, даже тогда, а, может тем более тогда, когда жизнь наполнена терпением и противоречиями. Имеем ведь вечное поселение в доме нашего Отца, где «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр 21, 4).
кс. Адам ДЫНАК
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Общение святых
946
«После исповедания веры в «Святую Вселенскую Церковь» Апостольский Символ веры добавляет исповедание веры в «общения святых». Этот член Символа веры в известном смысле поясняет предшествующий: «Что же есть Церковь, как не собрание всех святых?». Общение святых и есть в точнейшем смысле Церковь».
947
«Так как все верующие составляют одно тело, благо одних сообщается другим. (…) Нужно, таким образом, верить, что существует общение благ в Церкви. Но самый важный член есть Христос, ибо Он – глава (…). Итак, благо Христа сообщается всем членам, и это сообщение происходит через церковные таинства». «Церковь эта управляется Одним и Тем же Духом, потому и все блага, которые она получает, неизбежно становятся общим достоянием».
948
«Таким образом, термин «общение святых» имеет два тесно связанных значения: «общение с тем, что свято, со святыней», и «общение между теми, кто свят, – между святыми».