Мифы и правда об алкоголе

    (Продолжение. Нач. в №№ 01, 02, 03, 04, 05 -2013)

f-str-29Мифы и правдаоб алкоголе

«Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».
                                                                                   Рим 10, 13.

У алкоголизма  много определений – «болезнь тела, разума и души», «болезнь замороженных чувств», «болезнь иллюзий и отрицания». Но есть и ещё очень конкретное  определение – это болезнь всей семьи. Так же, как алкоголик вертится вокруг бутылки, семья алкоголика вертится вокруг него.

Болезнь всей  семьи

Анализируя поведение членов семьи, в которой есть зависимый от алкоголя, можно выделить основные характерные черты такой семьи:
– все члены семьи сосредоточены на том, который пьёт;
– вся семья солидарно хранит тайну, стараясь скрыть алкоголизм одного (а то и больше) из своих членов;
– все члены семьи перестают заботиться о себе, о своих потребностях;
– все члены семьи находятся в состоянии постоянного стресса, испытывают чувство страха, вины, заниженной самооценки. Теряют чувство безопасности;
– в этой семье всё больше беспорядка, хаоса, чувства потерянности;
– в семье всё чаще возникают конфликты, которые протекают очень бурно;
– у всех членов семьи «заморожены чувства», как бы заледенелые эмоции;
– семейные роли смещаются, обязанности алкоголика берут на себя другие члены семьи;
– семья закрывается для контактов с окружением.
Эти отклонения говорят о том, что семья, в которой существует проблема зависимости от алкоголя, является патологической, или больной. Поэтому алкогольную зависимость следует рассматривать как болезнь всей семьи, а не только человека, злоупотребляющего алкоголем.
В начальной стадии семья, как и зависимый от алкоголя, отрицает наличие проблемы. В этот период никто не думает о поисках какой-либо помощи. Деструктивное поведение больного алкоголизмом терпят  все члены семьи и  солидарно охраняют его от последствий употребления.
На следующем этапе все члены семьи пытаются избавиться от проблемы, организуют самооборону перед общественным осуждением, ограничивают контакты с окружением и стараются сохранить своё внешнее лицо, несмотря на нарастающее непонимание, конфликты и скандалы.
Очередной этап – это фаза хаоса, связанная с потерей надежды на решение проблемы и с безвольным подчинением течению событий. У детей в таких семьях начинают проявляться эмоциональные нарушения. Этот этап связан с попытками раздельного проживания и отлучением больного алкоголизмом от семьи. Часто эти решительные меры заставляют алкоголика лечиться, и тогда может начаться фаза восстановления здоровой семьи. Если больной алкоголизмом продолжает пить, семья проводит реорганизацию своего уклада, происходит перераспределение обязанностей и ролей.
Иными словами, вся энергия семьи направлена на попытки повлиять на поведение больного алкоголизмом и на противодействие его деструктивному поведению, поэтому все другие важные сферы семейной жизни уходят на второй план. Такой способ функционирования характерен для явления, определяемого как созависимость. Созависимый человек поглощён стремлением во что бы то ни стало управлять поведением другого человека, контролировать его и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей.
Для того, чтобы было легче понять, в чём заключается созависимость, а может быть и помочь  найти  у себя некоторые  её симптомы, я хочу познакомить вас с разновидностями, или типами созависимых.
«Мученик»
Это самое типичное проявление созависимости. В основе поведения «мученика» лежит гордыня. Он получает огромное удовольствие от своей способности мириться с неудобствами, разочарованием и даже болью. Он постоянно в одиночку борется, несмотря на победы и поражения, и эта борьба повышает его самооценку. Для «мученика» важнее быть «правым», а не «эффективным». Он несет своё бремя с твёрдостью и упорством, не теряя мужества, и ожидает, что его благородное поведение заслуживает уважения со стороны других. «Мученики» чувствуют, что живут так, потому что у них нет выбора. Они даже не позволяют себе думать о каких-либо изменениях в своей жизни, потому что для них очень страшно уйти и жить самому, как и сказать всю правду о положении вещей. Они постоянно жертвуют собой, надеясь, что это принесёт положительный результат, хотя даже в этом они не могут быть до конца уверены.
«Преследователь»
«Преследователь» – противоположность «мученика». Он испытывает ту злость и горечь, которую «мученик» не позволяет себе чувствовать. Его собственное поведение часто выходит из-под контроля, но он этого не замечает и сосредотачивается на том, как не правильно поступают все остальные. Вместо того, чтобы разобраться со своими проблемами, они занимаются их внешним выражением, а в своих несчастьях считают виновными других людей.
«Мученики» принимают на себя всю полноту ответственности за то, что они чувствуют себя несчастными, «преследователи» – наоборот, не принимают на себя никакой ответственности за своё несчастье. Тогда как «мученики» заставляют себя больше работать, чтобы лучше чувствовать себя, «преследователи» заставляют других обеспечивать им безопасность и спокойствие души. И те, и другие переоценивают своё влияние на других. Ни те, ни другие не видят разницы между тем, что они могут контролировать, а что не могут.
«Соучастник заговора», «Потакатель»
«Потакатели» своим поведением поддерживают попытки алкоголика отрицать или скрывать свою боль. Очень часто «соучастник заговора» отрицает само существование зависимости. Для большинства «соучастников» оскорбительно даже простое предположение, что у членов семьи может быть какая-то проблема. Они обеспокоены тем ущербом, который алкоголь и наркотики наносят стране, обществу, семейной жизни вообще. Слова «вообще», «в целом» являются ключом в понимании этого явления. «Соучастники» знают, что алкоголизм – «нехорошая вещь», но не желают признать её присутствие у себя под боком.
Некоторые «соучастники»  могут признать, что один из членов семьи химически зависим, и даже выразить свою тревогу по этому поводу, но после могут предложить ему/ей выпить или выразить готовность остановиться у магазина, чтобы купить ещё одну бутылку. Когда им открыто говорят о непоследовательности их поведения, они уверяют, что по-другому поступить не могут («А что делать? Какой у меня выбор? Он же всё равно выпьет, независимо от того, кто купит бутылку – он или я»).
«Собутыльник»
У созависимых есть риск самим стать химически зависимыми. Их образ жизни, система взглядов и верований уже почти совпадают со взглядами и установками самих зависимых, и они очень легко могут соскользнуть на тропинку зависимости. Многие созависимые думают, что самый лучший способ сохранить связь с зависимым членом семьи – это пить вместе с ним. В конечном счёте они сами становятся химически зависимыми.
Иногда у «собутыльников» наступает прозрение, когда он/она уже не могут выдерживать уровень потребления алкоголя, заданный алкоголиком. На этом этапе они начинают обращать внимание зависимого человека на этот факт, но сталкиваются с непониманием и нежеланием, с его стороны, что-либо менять. Вместо отказа от употребления они сокращают свои дозы и зарывают голову в песок в надежде, что алкоголик когда-нибудь поступит так же. Однако для созависимых это слишком рискованно.
«Апатичный созависимый»
Некоторым созависимым в какой-то момент всё становится безразлично («до лампочки»). Они настолько глубоко деморализованы и выбиты из колеи, что как бы впадают в эмоциональный ступор, смиряются со своей участью. Апатия приводит к потере надежды и смысла жизни. Это особенно трагично и печально, когда в семье есть дети. Когда у мамы или папы опускаются руки, то не остаётся никого, с кого ребенку можно было бы брать пример здорового реагирования на хаос и безумие жизни в зависимой от алкоголя семейной системе.
«Апатичные созависимые» перестают чувствовать боль. И даже более того, они никогда не хотят её чувствовать. На все попытки возродить надежду в душе созависимого они отвечают безразличием или обидой, потому что, разрешая себе надеяться, они не только чувствуют себя глупо, но ещё и остаются открытыми для боли и уязвимыми. «Апатичные созависимые» часто совершают самоубийства. Они могут расставаться с жизнью активно либо пассивно, то есть ничего не делая, чтобы избежать несчастного случая, и отказываясь от встречи с врачом в начале заболевания.

Юрий ГАПОНИК.
г. Гродно

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий