«Не пожелай жены ближнего твоего», – сказано в книге Второзаконие. Что значит «не пожелай»? В каком смысле нужно понимать эти слова?
В этой Заповеди речь идёт о вожделении. Именно вожделенным был запретный плод в райском саду (Быт 3,6). О вожделении к жене ближнего и его последствиях речь идёт и в Книге Притчей (6, 25-29). «Может ли кто взять себе огонь за пазуху, чтобы не прогорела одежда его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?», – спрашивает мудрец. В первом случае результатом вожделения стал первородный грех и наказание за него – смерть. Во втором случае последствия вожделения сравниваются с огнём, который может уничтожить не только одежду, но и самого грешника.
Иисус предостерегает, что взгляд с вожделением на женщину приводит к жизненной катастрофе, имя которой – геенна огненная (Мф 5, 28-30).
Итак, Священное Писание чётко определяет: вожделение по отношению к чужой жене – смертельная опасность. Блуд – это грех несомненный, лежащий на поверхности, говоря же о вожделении, мы понимаем, что речь идёт о глубоких корнях блуда.
По сути своей вожделение – это эгоистичное и безответственное стремление к удовлетворению своих потребностей – я хочу, и пускай весь мир подождёт. «Я хочу тебя» – это выражение пришло к нам из западного образа жизни, стремительно деградировавшего на протяжении последних ста лет. Сегодня это выражение однозначно расценивается, как приглашение к началу интимных отношений (разумеется, речь не идёт о супружеской близости). Однако давайте задумаемся – как можно хотеть другого человека? Фактически речь идёт о потребительстве, которое всё глубже проникает в наше сознание. Я могу хотеть какую-то новую вещь, квартиру, машину, могу хотеть хорошо покушать. Однако хотеть кого-то – значит унизить другого человека – Божье творение – до уровня вещи, которую можно потребить, а когда эта вещь надоест – выбросить. Ярким примером такого «вещизма» является фраза «я хочу ребёнка» или «мы хотим завести ребёнка».
Отношение к ребёнку, как к вещи, пусть даже очень ценной, может привести к аборту, если этого ребёнка не хотят, если он нежеланный. А отношение к женщине, как к вещи, желание или вожделение по отношению к ней приводят к гражданскому браку – грустной традиции наших дней.
Гражданский брак, а по сути своей сожительство, основан на потреблении одним человеком другого человека. До тех пор, пока ты мне интересна, пока мне комфортно с тобой, пока я хочу, чтобы ты была рядом – мы живём вместе. Для таких случаев современный мир даже придумал термин «сексуальные партнёры» или просто «партнёры». Партнёрство предполагает временное объединение для достижения каких-то целей или извлечения выгоды. Целью в таком случае может быть получение сексуального удовлетворения, а выгодой – экономия на свадебном торжестве. Базой для таких отношений является: один человек должен себя вести так, чтобы его захотели, а другой человек – захотеть, или, говоря библейским языком, возжелать. Вот откуда черпают вдохновение современные законодатели мод, производители белья, косметики и пластическая хирургия. Они понимают, что люди рассматривают себя как товар, который нужно подороже продать, а потому делают этот товар максимально желанным. Чаще всего женщина оказывается той, кого желают (девушкам ведь так нравится быть привлекательными), а от мужчины требуется быть просто самцом.
В сожительстве, как в экспериментальном союзе, основанном на одних лишь эмоциях и физической привлекательности, никто не планирует работать над собой, совместно духовно возрастать. Мужчина и женщина пользуются друг другом, они не связаны взаимными обещаниями, поэтому очень часто при первых трудностях, когда чувства пройдут, их союз распадается. Первой реальной трудностью, к примеру, может стать зачатие ребёнка, которое, как водится в наших краях, почти всегда становится сюрпризом для родителей. И тут сразу выясняется, кто есть кто, вскрывается фальшивость отношений, шаткость партнёрства. Целью сожительства было всё, что угодно, но не рождение детей. Супруги, которые хотят всегда быть вместе, сразу честно оформляют свои отношения и перед Богом и перед людьми. В такой ситуации зачатие ребёнка, пусть даже неожиданное, изначально воспринимается позитивно, ведь ребёнок – это логичное продолжение любви супругов. А в сожительстве грех вожделения и потребительства тянет за собой другой грех – отказ от деторождения («я люблю тебя, если ты не будешь беременеть»).
Многие понимают, что сожительство – зло, но стараются об этом не думать, прикрываясь пустыми словами о том, что печать в паспорте ничего не значит, что надо попробовать пожить вместе. Такая форма отношений становится все более популярной: во Франции, например, более половины детей рождаются вне брака, у нас – более 20%.
Парадокс в том, что сами женщины сегодня часто стремятся к таким отношениям, несмотря на то, что, в случае прекращения сожительства, как правило, именно они оказываются пострадавшей стороной. Известно, что 90% женщин в сожительстве считают себя жёнами, а 87% их сожителей считают себя холостяками, а значит, мужчина выигрывает в этой ситуации. Он не будет чувствовать, что распался некий важный союз, он всего лишь поменял партнершу в постели. Многие мужчины не считают, что делают что-то недостойное, вступая в сожительство с незамужней девушкой – «ведь она сама так хочет». Ещё меньше мужчина думает о том, что вожделение такой девушки – грех против Заповеди «Не пожелай жены ближнего твоего». Ещё бы, ведь она не замужем! Однако ведь рано или поздно эта девушка выйдет за кого-то замуж и сожительство, которое осталось в прошлом, окажется грехом против её нынешнего любимого и единственного мужа. Её честной брак изначально окажется с червоточинкой, что может привести к печальным последствиям.
Как мы можем говорить об укреплении семьи, если большинство нынешних молодожёнов имеют богатый опыт интимных отношений до брака? Таким супругам очень сложно будет сохранить верность в браке, причём верность не просто физическую, а духовную, ведь они привыкли к вожделению чужих мужей или жён. А как в такой семье подготовить детей к целомудренной жизни до брака? А может ли в семье, где фундаментом было вожделение, созреть призвание к безбрачной или монашеской жизни?
Есть ли выход из этого тупика? Да, есть, и апостол Павел прямо говорит о нём: «Желаю, чтобы жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим 2, 9-10).
В качестве первого шага давайте обратим внимание на «приличное одеяние». Женщинам и девушкам нужно постоянно помнить о том, что одежда, подчеркивающая их достоинства, может стать поводом ко греху для любого мужчины, находящегося рядом, – как женатого, так и безбрачного. Мужчине, который хочет сохранить чистоту взгляда, сегодня приходится прятать глаза даже на богослужении, а что уж говорить о выходе летним днём в город или на пляж! Женская стыдливость уже давно в прошлом, о чём свидетельствует известный факт – последние лет тридцать на пляжах Европы женщины разных возрастов все чаще загорают без верней части купальника.
Очень важно вернуть современной женщине естественный стыд. Тогда у неё появится шанс начать себя ценить и не позволять собой просто пользоваться. Ну, а если женщины перестанут соглашаться на сожительство без обязательств, если не будут подавать повод для вожделения, то мужчины будут вынуждены пересмотреть своё поведение с противоположным полом. Мы можем начать это реализовывать хотя бы в рамках нашей христианской общины, ведь недаром же нас называют братьями и сёстрами.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
доктор теологии, директор благотворительного фонда «Открытые сердца».
г. Могилёв