Иуда Искариот
Один из Двенадцати. Предатель. Евангелия много раз упоминают Иуду, но в наши дни среди христиан про него не принято говорить. На протяжении веков Иуда остается загадочной и непонятной личностью. Прежде всего, непонятны причины его предательства. Некоторые исследователи считают, что главным мотивом было желание наживы, другие утверждают, что к предательству Иуду привело разочарование в Учителе, а еще кто-то пытается доказать, что Иудой руководило желание помочь Иисусу в исполнении Его спасительной миссии, подтолкнуть Его к действию. В любом случае мы имеем дело с загадкой – ведь Иисус призывает Иуду, зная, что свое призвание он использует для того, чтобы совершить зло.
Имя Иуда является сокращенной формой от Иегуда-Эль, что значит «пусть Бог будет благословен». Искариот, скорее всего, означает «человек из Кериота», небольшого города в Иудее. Скорее всего, он был призван Иисусом во время одного из посещений Иудеи и Иерусалима. Иудейским происхождением можно объяснить и факт того, что Иуда лично знал Иерусалимскую знать и священников, ведь его родной город находился недалеко от духовной столицы евреев.
При перечислении апостолов Иуда Искариот упоминается в конце, как бы отдельно от всех других учеников. Известно, что все апостолы, кроме него, были из Галилеи, большинство жили в Капернауме или в его окрестностях и знали друг друга еще до призвания. Таким образом, Иуда уже с самого начала чувствовал себя чужим среди апостолов, с которыми ему трудно было найти общий язык.
Тем не менее, Иуда имеет все привилегии апостолов. Он, как и все, получил «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф 10, 1). Вместе с другими апостолами он путешествует по Палестине, провозглашает Благую Весть, творит чудеса. Однако Христос видел сердце и поэтому хорошо знал, что Иуда, освящая других Божьей благодатью, не позволяет войти ей в свою собственную душу.
После слов Христа о том, что необходимо вкушать Его тело и пить Его кровь, множество учеников с возмущением и разочарованием отошли от Него. Иисус спрашивает учеников, не хотят ли и они уйти, на что Петр отвечает за всех «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». На что Иисус с болью говорит, что даже среди апостолов есть предатель: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6,70). Тогда от Христа отходило много людей, и если бы Иуда также решил отойти, никто не имел бы претензий к нему. Но он остался. Возможно, именно в тот момент произошел некий надлом в его вере, отныне он будет воспринимать Иисуса скорее в земных категориях, а не в категориях веры. Иисус называет его дьяволом, это значит, что Иуду и Христа ничто не связывает, они идут рядом, но разными путями.
Первую фразу из уст Иуды мы слышим во время вечери в Вифании (Ин 12, 1-8). Когда Мария помазала Иисусу ноги миром, драгоценным благоухающим маслом, Иуда запротестовал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Евангелист сразу же отмечает, что он сказал это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вором. Эта сцена показывает также материалистический способ мышления Иуды, который быстро подсчитал приблизительную стоимость мира, подчеркивая таким образом, что Иисус не только теряет без причины своих сторонников, но и напрасно тратит большие деньги. Алчность – вот еще один порок, который уничтожает Иуду. Характерно, что даже за предательство Иисуса Иуда хотел получить деньги, хоть сумма в тридцать сребренников была не такой уж и большой.
Тем не менее, по-видимому, не любовь к деньгам погубила Иуду. Причина предательства кроется гораздо глубже, она – в несбывшихся надеждах, в непонимании того, кем на самом деле является Иисус. Так Иуда оказывается под полным влиянием злого духа.
Мы узнаем о том, что дьявол вошел в сердце Иуды Искариота, чтобы предать Иисуса в тот момент, когда Господь умывает ноги своим ученикам (Ин 13,2). Иисус знает о предательстве, но, тем не менее, позволяет Иуде участвовать в Тайной вечере. Мало того, Он сам дает Иуде кусок хлеба, обмакнув его в чаше. Скорее всего, это было Причащение, последний шанс, данный предателю. Но, по свидетельству евангелиста, именно в тот момент вошел в Иуду дьявол (Ин 13,37). Иуда выходит в ночь, хоть еще более темная ночь царит в его душе: он идет от Света во тьму. Ему больше нечего терять, он разоблачен, поэтому ему остается только донести властям, где и когда лучше арестовать Иисуса (Мф 26, 25). Евангелист Марк приводит слова Иисуса в этой ситуации: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк 14, 21).
Страшные слова, которые должны заставить задуматься каждого о его отношении к Богу. Предать Его – это самое ужасное, что может случиться с человеком, а тем более с тем, который был так близок к Иисусу.
Характерным является способ предательства – поцелуй, знак доверия и любви. Иуда взял когорту и слуг от первосвященников и фарисеев и пришел туда с факелами, фонарями и оружием (Ин 18, 1-3). Его задача заключалась в том, чтобы показать Учителя, ведь в темноте можно легко исчезнуть, а арест двенадцати молодых мужчин – не такая легкая задача. Видя Иуду среди пришедших, Иисус спрашивает его: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф 26, 50). В этот же момент предатель подает условный знак, поцелуй. Господь снова спрашивает: «Иуда, поцелуем ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк 22, 48). Это последняя встреча Учителя с неверным учеником. Иисус обращается к нему «друг» и называет по имени: в Его словах не слышно вражды – они по-прежнему полны любви. Тот, кто учил нас любить врагов, первым дал пример такой любви по отношению к Иуде.
После предательства и ареста Иуда следит за событиями Великой пятницы. Увидев, что Христа осудили, он раскаялся и возвратил деньги первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «что нам до того? смотри сам». Тогда он, бросив сребренники в храме, вышел, пошел и повесился (Мф 27, 3-5). Иуда как будто исповедуется, но делает это перед врагами, а не перед Христом; перед людьми, а не перед Богом. Эта «исповедь» звучит как констатация факта, как беспощадное обвинение, без покаяния и обращения. Иуда видит и признает правду, но не выходит на путь встречи с Богом. Однако люди, перед которыми он исповедует свой грех, не дают ему отпущения грехов. «Это твои проблемы» , – сказали бы сегодня. Дело сделано, предатель им больше не нужен. Иуда возвращает деньги: это его последняя «жертва», оставленная в храме. Он последовательно идет своей дорогой к самоубийству. Таков печальный конец того, кто предал Бога, предал свое призвание.
Сегодня в Церкви мы часто слышим о призвании и его достоинстве, но редко вспоминаем о драме предательства и отхода от призвания. Иуда – это серьезное предостережение для каждого из нас. Каждый, кто получает благодать призвания, этот Божий «дар и тайну», какими назвал призвание блаженный Иоанн Павел II, должен ближе присмотреться к печальной истории Иуды. Отправной точкой его несчастья была, без сомнения, гордыня, а концом стала смерть. Но смерть, понятая не как новое рождение, а как перспектива вечной неспособности кого-либо любить.
Никто из нас не имеет права осуждать Иуду, но все мы должны читать Евангелие и жить им. Одним из центральных действующих лиц Нового Завета является трагическая фигура апостола-предателя, и это очень серьезное предостережение для каждого христианина.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат богословия, директор фонда
«Открытые сердца».
г. Могилёв
Николай ГРАКОВ,
студент 5 курса Пинской духовной семинарии
имени св. Фомы Аквинского.