Кардинал Казимир Свёнтэк
к 100-летию со дня рождения
Герой моих фильмов
Наверное, каждый человек, который стоял в июле 2011 года у гроба кардинала Казимира Свёнтка, мысленно уходил в себя и вспоминал каждое мгновение встреч с этим Великим человеком…
В 1995 году, когда мы с историком Светланой Адамович и реставратором Аркадием Шпунтом начинали первое кино о кардинале, тогда еще ксёндз, а сегодня уже епископ Ежи Мазур, сказал: «Знаете, Юрий, если Вы сделаете хорошее кино, жизнь Ваша может в дальнейшем измениться». Скажу честно, по-настоящему глубоко тогда я не задумывался над этими словами. Но сегодня хочу сказать: жизнь моя не просто изменилась – она стала совершенно другой. Она дала мне счастье сделать о кардинале еще несколько фильмов, привела меня к Вере, привела, конечно же, благодаря личности кардинала Казимира Свёнтка.
Приближение к Личности
Когда мои друзья обратились к его Эминенции с предложением снять о нем фильм, он принял его «в штыки» – кардинал не любил «показуху», рекламу, не нуждался в ней.
– Подождите, я уйду, тогда и будете делать свое кино, – пошутил он.
И все-таки его убедили, убедили тем, что это будет кино не только о кардинале, но об истории Костела, о гонениях на него, о Возрождении, о людях Веры, о Вере, которая поднимает и укрепляет. Так получился фильм«MATER MISERICORDIAE» – «МАТЕРЬ МИЛОСЕРДИЯ”.
Это был первый фильм о Костеле в Беларуси, о католицизме, о кардинале. Белорусское телевидение транслировало его трижды.
Так начиналось мое приближение к Великой личности, к Великому Кардиналу.
Нужно сказать, что он не сразу подпускал к себе людей, с которыми ему приходилось работать, – 10-летний ГУЛАГовский опыт научил его присматриваться к людям, а не открываться первому встречному. А я был для него “первым встречным”, к тому же человеком совершенно “не костельным»…
Завершался год, а в моем материале были только отснятые службы, которые проводил кардинал, несколько обрядов елеопомазания и несколько ярких проповедей, но фильма, как такового, с образом человека, прошедшего огромные жизненные испытания, не получалось.
Однажды я набрался смелости и, когда кардинал шел через костел, «перехватил» его в вестибюле и попробовал сказать, что мне нужно побывать у него дома и поговорить с ним перед камерой и магнитофоном. Сначала он смотрел на меня, не понимая, кто перед ним, потом вспомнил и довольно раздраженно стал говорить, что дела Костела важнее, чем какое-то кино…
Прошел еще месяц. Понимая, что фильм “проваливается”, я занялся архивами, разыскал несколько документальных польских фильмов, где снимали кардинала. Один из них назывался “Каплан с Гулага”. На рыбалке, в какой-то затоке у костра кардинал исповедально рассказывал о лагерной жизни, и один из эпизодов был о вигилии, которую он проводил в лагере как ксёндз, естественно, подпольно. Эпизод был потрясающий, такой драматический и такой естественный, что я чуть не расплакался – в моем “багаже” не было ничего и близкого по документальности и драматургии.
Только через годы я понял, что кардинал был настоящим документалистом, и просто нужно было ждать. Так и случилось. Он пригласил нас в Пинск. И это был другой человек. Радушный, гостеприимный, а главное, предложение за предложением совершенно по делу, виртуозно, как настоящий режиссер, рассказывал он о своей жизни.
Я был потрясен. Он рассказывал о своей юности, о выборе пути священника, о лагерях, о Возрождении Костела в Беларуси. Но он говорил еще и о Полесье, и о природе, об охоте, и о своей собаке, о токующих тетеревах, и это были новые удивительные краски в характере кардинала. Он показал нам свои альбомы с фотографиями полешуков, занятых работой, пейзажей , животных…
Вслед за “MATER MISERICORDIAE” были: «Вяртанне» и «Каникулы кардинала».
Снимая фильм о возвращении Минского архикафедрального Костела, мы много внимания уделили истории католичества на Беларуси. Кардинал рассказывал, как он отстоял в Риме вопрос почти полного восстановления храма, тогда как многие предлагали восстановить только алтарь. Ему было уже за 80, но энергия, с которой он руководил реставрацией и строительством, поражала.
По своей судьбе кардинал был триумфатор: за что бы ни брался, все заканчивалось грандиозным успехом. Реконсекрация Минского архикафедрального костела проходила при огромном скоплении верующих, приезжих, просто гостей и руководства Минска. Кардинал был растроган и счастлив. Мне показалось, что он привык уже видеть меня рядом, и я позволял себе некоторые «вольности», иногда подходя к нему очень близко. Я видел, что он чувствовал кадр, который должен был получиться у меня.
Разве мог я тогда знать, что он сам в душе кинематографист высокого полета, что сделано им самим около 20 фильмов о природе, о животном мире, о красотах Полесья – пускай любительских, несовершенных технически, но глубоко душевных, лирических, по всем законам кинематографа.
Но об этом позже.
Каждый из наших фильмов ксендз кардинал смотрел очень внимательно. Я с самого начала нашего общения обещал ему, что он всегда будет первым зрителем, и все замечания после обсуждения будут исправляться. Но замечаний не было. Ему, кажется, нравилось то, что мы делали.
Когда возникла идея создания фильма «Каникулы кардинала», мы уже были хорошо знакомы. Я даже стал иногда бывать у него дома, когда требовалось что-то уточнить по съемкам, касающимся мероприятий в костеле. Случилось то, о чем я мечтал, – кардинал признал во мне профессионала.
Все наши фильмы о кардинале мы делали, как сейчас говорится, одной «командой». Автором сценария всех фильмов был известный реставратор, проработавший с кардиналом много лет, Аркадий Шпунт. Для кардинала Аркадий был незыблемым авторитетом. Их совместная работа чаще всего была именно реставрационной. За плечами Аркадия была реставрация Пинского костела, и многих других, он реставрировал многие иконы. Я в то время старался всегда носить с собой камеру, кардинал видел, но уже никогда не возражал против ее использования, потому что понимал, что каждый кадр – это Летопись Возрождения Костела.
Однажды во время съемок фильма «ВЯРТАННЕ» при мне, в плебании, в присутствии кардинала, Аркадия Шпунта и настоятеля костела вскрывали огромный специальный ящик с упакованной большой иконой Матери Божьей Полесской из Логишина. Икона была в очень плохом состоянии. Говорил Аркадий, анализировал, предлагал метод реставрации, останавливаясь на том, что предстоит сделать и сколько это займет времени. Кардинал внимательно слушал, не перебивал, задал несколько второстепенных вопросов по способу перемещения иконы и только предложил помощь в доставке иконы в мастерскую. Потом я снимал уже в мастерской Шпунта в процессе его работы.
Так был запечатлен исторический момент, который был использован в фильме и к которому, я уверен, будут еще возвращаться наши наследники.
Но самое удивительное меня ждало впереди.
Полесский цикл
Однажды он положил передо мной несколько видеокассет VHS…
Он пояснил, что это фильмы, которые он снял сам много лет назад, когда пришел из лагеря и стал настоятелем Пинского костела. Это были фильмы о Полесье, о природе края, о животном мире и растительности.
Эти фильмы были смонтированы на двух отдельных пленках: изображение (на 8 мм) и отдельно – звук. Потом куда-то пропали аудиокассеты, где был записан дикторский текст, им самим прочитанный, стихи и музыка, им самим подобранные. И тогда в Польше ему сделали все, что можно было сделать в такой ситуации: оставшееся пленочное изображение перевели на простые видеокассеты. А вместо оригинального звука записали классическую музыку, сопровождавшую видеокартинку. Эти видеозаписи существовали несколько лет. При этом сохранились подробные монтажные записи первого варианта фильмов, авторского, и я держал их в руках.
Я знал, какая это была титаническая работа, сделать которую мог только человек, влюбленный в кино.
Потом кардинал рассказал, что нашлись оригинальные звуковые пленки и просил восстановить авторские варианты фильмов. Это была его просьба ко мне. Разве можно было отказать этому человеку?!!!
Изредка в течение двух лет мы собирались и отсматривали то, что получалось после восстановления очередного фильма. Ему нравилось вспоминать то время, которое запечатлела камера…
Это были замечательные минуты, когда я видел перед собой человека, прекрасно знающего музыку, литературу, изобразительное искусство. Мы выполнили его просьбу, а потом , когда техника пошла вперед, кассеты перевели в диски.
Фильмы по тематике были разные, но он хотел оставить только фильмы о природе, о Полесье и попросил помочь ему в уничтожении ненужных кассет.
Он не увидел окончательного варианта полесского цикла, но представил свой вариант объединения фильмов по темам, по музыке и объяснил, почему это необходимо. Он разговаривал с нами, как коллега, как режиссер, и мы чувствовали, насколько это эрудированный человек.
Сегодня ту просьбу я считаю последним наказом Великого Пастыря Костела на Беларуси. Возможно, вместе с издательством «ПРО ХРИСТО» мы издадим эти киноработы вместе с его разработками по фильмам. И это будет наш вклад в укрепление памяти о кардинале Казимире Свёнтке.
Юрий ГОРУЛЁВ, кинорежиссер, председатель фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «Magnificat».
Фото Корнелия КОНСЕКА,SVD.