«Круглый стол» журнала «Дыялог»

В Литании ко Святому Духу есть  слова (на бел.) : “Ад празмернага спадзявання на Божую міласэрнасць – выбаў нас, Духу Святы, Божа”.  Это означает, что Господь требует от самого человека ответственного поведения всегда и везде – в школе, в институте,  на озере, в лесу, на дороге, дома, в  кругу родных, близких,  коллег, друзей. Но человек, попавший в зависимость (алкогольную, наркотическую, игровую, Интернет-зависимость и пр., и пр.), как известно, не владеет собой, не руководит своими действиями и поступками, от чего страдают его родные, терпит его окружение, что приводит к трагедиям. Как ему помочь из этого состояния выйти? Как предотвратить формирование зависимости? Обсудить проблему за «Круглым столом» в приходе св. Михаила Архангела в Ошмянах собрались прихожане Роберт Селятыцкий, Игорь Помазков, Кристина Гаврилович, Лиза Юркантович, Ольга  Прасняк, Людмила Русель, Дмитрий Оскирко, Анна Свирко, Мария Игнатович; ведущий – кс. Ян Воронецкий.

 

Помоги ближнему

 

f-str-22

Ведущий:
– Проблема существования зависимостей всех видов (по мнению психологов, их уже около двадцати)  актуальная, потому что зависимости, если им не противостоять, во-первых, поражают прежде всего молодых людей,  во-вторых, приводят к трагедиям. На сегодняшнюю беседу и приглашены преимущественно f-str-23молодые люди – студенты, старшеклассники, педагоги; хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения  прозвучали предложения, что можем сделать мы с вами, как помочь ближнему, если он попал в зависимость, избавиться от нее. Предлагаю рассмотреть самые распространенные  виды зависимостей (алкогольную, наркотическую, компьютерную) и начать с причин их появления.

 

 

Итак, вопрос: почему возникают зависимости, каковы их признаки?

 

Игорь:
– На мой взгляд, первое прикосновение к веществам или занятиям, которые впоследствии вызывают зависимость,  всегда вызвано желанием попробовать, что это такое? Человек попробует и, если понравится, после «первой пробы» следует вторая, третья, он привязывается к этому состоянию (соответственно, веществу или занятию), а дальше уже не может от него отказаться… Попадает в зависимость.

 

Дмитрий:
– Это все происходит от желания поиметь удовольствие. Многие считают, что «употреблять» – это круто, современно, другие, потеряв себя и свой смысл жизни, стремятся просто кому-то подражать, чтобы таким образом самоутвердиться, выделиться из общей массы. В этом проявляется слабость характера, отсутствие  самостоятельности. Считаю, что факторов и причин появления зависимостей очень много, в каждом конкретном случае надо разбираться индивидуально.

 

Ольга:
– Хочу поддержать Диму в том плане, что в формировании зависимостей имеет место все: и желание попробовать, самоутвердиться, и любопытство, и подражание,  и стремление к удовольствию, и  слабость характера, и предрасположенность, с которой человек рождается, и наше окружение сегодня, и подчинение чужой власти. А еще – желание сделать кому-то на зло, выразить таким способом протест, доказать, каким «я могу быть», утвердить свой ложный «авторитет»… Не каждый молодой человек станет пробовать наркотики, зная их пагубное воздействие в дальнейшей жизни, как и не каждый скажет «нет» на первом этапе. Все зависит от психофизического состояния человека, а «схема» формирования зависимости  на самом деле проста: вначале это психологическая потребность, затем, по мере «продвижения» по этапам ее –  физическая. Затем следует разрушение личности, разбалансирование организма и даже   смерть.

 

 
Мария:
– Оля сказала о желании «попробовать». В аграрно-экономическом колледже, где я работаю, в разное время на эту тему проводились опросы, и результаты их таковы: 25% опрошенных учащихся допускали, что и алкоголь, и курение, и спайсы попробовать можно из любопытства, 50 – 60% считают, что это – путь ухода от существующих проблем, до 30% –  что они употребляются людьми «за компанию». Какие видятся пути выхода?
Прежде всего нам всем нужно понять и принять, что каждый человек нуждается в том, чтобы с ним разговаривали, чтобы его выслушали! Знаю из своей педагогической практики, что молодым  очень часто, к сожалению, некому рассказать о своих проблемах,  высказать свою позицию, излить душу. Они, как правило, очень эмоциональны, легко ранимы и нуждаются в откровенном  диалоге, а когда его нет – находится путь ухода от действительности – наиболее доступный, облегчающий, но, увы, ложный… Родители «уходят» на зарабатывание денег, времени на детей не остается, и ребенок, чаще всего в подростковом возрасте, либо замыкается «в себе», либо находит компанию, где его принимают и понимают.

 

Вопрос: как считаете, формирование зависимостей набирает скорость?

 

Ольга:
–  В огромной степени этому способствует реклама в СМИ. Посмотрите, сколько рекламируется  всевозможных гаджетов, телефонов, молодежь не выпускает их из рук. Идет забивание сознания, умов, и родители не протестуют, наоборот, изо всех сил стараются угодить ребенку, покупают гаджеты последнего поколения, удовлетворяя все их «я хочу», не замечая, как дети, начиная  с младших классов, манипулируют их действиями и кошельками. Сами родители тоже не слушают советов  школьных педагогов, дескать, «я знаю, как воспитывать своего ребенка», считают, что удовлетворение материальных потребностей сына или дочери важнее их родительской любви. Не пытаются понять эмоциональное состояние своих детей, их проблемы, их кризисы, а ведь через все эти этапы ребенок в своем развитии проходит. Хотя бы 5-10 минут в день они отвели для общения со своим ребенком – уже была бы польза! Ведь навыки, установки,  отношение к миру – все главное формируется в семье, на примере родителей, и картина с каждым годом все шире и  все более огорчает…

 

Людмила:
– Да, сейчас учитель заходит в школу, и дети его не видят – они «сидят» в телефонах, даже на переменах у них нет других занятий; мотивы использования мобильников у всех разные. В нашей школе, я работаю с начальными классами, мы запрещаем включать телефон на обычный режим – только на беззвучный.

 

Вопрос:
– Планшеты, мобильные телефоны и пр. на уроках – проблема не одной школы, а всей системы образования. Как думаете, не могла бы школа, к примеру, своим локальным документом ввести запрет на их использование во время уроков?

 

Мария:
– Школа имеет на это право, у нее свой внутренний распорядок.

 

Ведущий:
– Но разве это решает проблему телефонной (есть и такая) зависимости? Одними лишь запретами ничего никогда решить невозможно. И телефоны, и все прочее – блага цивилизации, важно научить человека ими пользоваться, не нанося вред ни себе, ни окружающим. Но, продолжая разговор о зависимостях: как их предотвратить, как помочь ближнему?

 

Лиза:
– Согласна, запрет – не выход, он унижает человека, и вообще, все хорошо в меру, а как помочь? Прежде всего, надо развивать интерес молодого человека, помочь ему определиться с хобби, т.е. найти замену зависимости, а если уже попал в беду – с ним надо  больше разговаривать, пытаться увлечь интересным делом, а если чувствуешь, что с этой задачей сам не справляешься, – обратиться к специалистам: психологам, педагогам, врачам…

 

Вопрос-реплика: часто складывается впечатление, что молодые люди не хотят никого слышать, закрывают уши наушниками, погружаются в свой мир иллюзий, им никто не нужен…

 

Дмитрий:
– Многим известна нашумевшая книга Освальда Шпенглера «Закат Европы», в которой он предсказал, что человек обезличится, станет скрытным. Это и происходит – человек сегодня может просидеть 24 часа в сутки за компьютером, не выходя из дома, разучился общаться.

 

Реплика:
– Он же общается посредством компьютера.  

 

Дмитрий:
– Никакой компьютер не может заменить живого общения, оказать поддержку духовную, морально-психологическую, материальную.

 

Ольга:
– Когда человек попадает в ту же компьютерную зависимость, мы  вправе говорить об отсутствии досуга. Да, он погружается в свой виртуальный мир, часто становится тем, кем не может стать в реальной жизни (а хотел бы!), таким образом удовлетворяет свой интерес, льстит своему  самолюбию, погружается  в этот мир все глубже и, в конце концов, запутывается, как в паутине… Зависимости приводят ко греху.

 

Ведущий:
–  На мой взгляд, еще большую опасность, чем компьютерная, представляет зависимость  алкогольная и курение.  К сожалению, к употреблению спиртного человек приобщается уже в семье – дети присутствуют при застольях, пьют «Детское шампанское»… Родители считают, что в 15-16 лет ребенку можно разрешить вино, а сам он и тем более не видит в этом опасности. Но мы-то  с вами знаем, к чему это приводит. Какова наша реакция на существующую реальность?

 

Кристина:
– Считаю, что  в зависимость (любую) попадает человек, у которого в самом деле нет цели в жизни и кому нечем заняться. Задача родителей в первую очередь – увлечь своего ребенка интересным делом с детства.

 

Ольга:
– Кристина права. Воспитание – задача семьи, но процесс  этот  настолько сложный, что родители должны постоянно видеть перед собой развивающуюся личность своего ребенка и, не угнетая его, не навязывая своего мнения, определить и поддержать его интерес, занять его время так, чтобы он проводил его с пользой, но не уставал; контролировать так, чтобы этот контроль не превратился в мелочную опеку и муштру.

 

Ведущий:
– Случается, что порой родители, желая удовлетворить собственные амбиции,  заставляют ребенка заниматься тем, чем он не хочет, например, посещать музыкальную школу. А еще и спортивные секции, внеклассные мероприятия. Растет нагрузка, теряется интерес к занятиям, появляется безразличие. В самом деле, дети очень заняты.

 

Анна:
– Безразличие появляется тогда, когда нет поддержки, тогда ребенку действительно сложно найти себя в каком-то деле.

 

Лиза:
– А я считаю, что это хорошо, когда ребенок загружен. И если он со всем справляется, если ему это  нравится и не во вред здоровью, то времени на то, что сегодня мы называем «зависимостью», у него не останется.

 

 
Мария:
– У меня такое наблюдение: дети, посещающие музыкальную, в частности, школу, более воспитаны, тянутся к культуре, знают, что такое классическая музыка, регулярные занятия вырабатывают у них усидчивость, ответственность. Убеждена, что в наше время,  напротив, сложно заставить ребенка заниматься тем, чем он не желает. А если пустить дело на самотек, то интересен для него окажется… все тот же компьютер.

 

 
Роберт:
– Здесь есть скрытая проблема. Дети часто соглашаются с родителями, чтобы те не «давили» на них.

 

Вопрос:

– У участников беседы есть знакомые наркоманы?

 

Ольга:
– В истории  Ошмян, к сожалению, случалось и такое. В прошлом году мальчик закончил школу, поступил в институт и был осужден  на  9 лет колонии  за хранение и распространение наркотиков.

 

Мария:
– Между прочим, учащаяся молодежь предлагает ужесточить меры наказания за этот вид преступлений.

 

Дмитрий:
– Человек, чтобы не попал в любую из зависимостей, должен иметь социальные ориентиры, свой жизненный мотив, выработать четкое мировоззрение.

 

Участники  беседы за "Круглым столом": кс. Ян Воронецкий, Елизавета Юркантович, Роберт Селятыцкий, Игорь Помазков, Кристина Говрилович, Анна Свирко, Дмитрий Оскирко, Ольга Прасняк, Людмила Русель и Мария Игнатович.

Участники беседы за «Круглым столом»: кс. Ян Воронецкий, Елизавета Юркантович, Роберт Селятыцкий, Игорь Помазков, Кристина Говрилович, Анна Свирко, Дмитрий Оскирко, Ольга Прасняк, Людмила Русель и Мария Игнатович.

Ведущий:
– Мы с вами лишь приблизились к очень сложной и большой проблеме современности, которая затронула в большей части молодежную среду, и вопросов обозначили больше, чем ответов. Но,  прежде чем завершить нашу  беседу, я хотел бы напомнить слова Иисуса, которые он передал христианам, являясь Святой Фаустине: «Я требую от тебя дел милосердия, которые должны проистекать из любви ко Мне. Ты должна  всегда и везде проявлять милосердие к ближним, ты не можешь от этого устраниться,  отказаться или отречься». И далее Иисус дает подсказку, как это сделать: «Я даю тебе три способа осуществления милосердия  по отношению к ближним: первый – поступок, второй – слово, третий – молитва; в этих трех уровнях заключается полнота милосердия». Эти слова обращены сегодня и к нам. Мы тоже не можем устраниться, отказаться или отречься, если ближний попал в беду. Самое важное – выслушать человека, уделить ему время, понять его проблему и попытаться достучаться  до его сердца. Непростая это задача, но давайте попробуем!

 

 Раиса  СУШКО.
Фото  Корнелия  КОНСЕКА, SVD.
Гродненская область.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий