«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем,
но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.
И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление». Св. Павел (1 Тим 2, 12-14).
Трудно ли быть мужчиной?
… О, да, представительницам прекрасного пола всегда казалось, что психологию мужчин они знают лучше, поэтому женщинам и был задан вопрос: «Трудно ли быть мужчиной?». «Несомненно, – сказала 39-летняя вдова. – Когда муж погиб, я только тогда поняла, что он тянул на себе весь дом, всю семью. Теперь стало трудно мне». «А знаете, смотря какой мужчина, – рассуждала 65-летняя. – Тому, кто лежит на диване, нетрудно. А если мужчина чувствует ответственность за свою семью, престарелых родителей, если старается, чтобы и сад плодоносил, и чтобы дети выросли богоугодными, такому очень трудно… Очень.».
У святого Иосифа, конечно, никто не спрашивал, трудно ли ему быть мужчиной. Он, простой труженик, плотник, безусловно, знал цену хлебу насущному. А тут еще ангел возьми да и шепни ему во сне на ухо: мол, обрученная с тобою Мария ждёт ребёнка и в скором времени родит Мессию! И немногословный, хотя поначалу и сомневающийся мужчина принял ниспосланный дар Бога и стал заботиться о Младенце. Был ли выбор у Иосифа? Был, Бог всегда дает человеку выбор, только человек делает его, не всегда прислушиваясь к голосу свыше. А Иосиф прислушался. Ещё шепнул ему ангел, чтобы не подвергал опасности Марию и Сына, а поспешил уходить из Вифлеема, и Святой Иосиф Обручник, взяв на себя все заботы о семье, отправился в Египет. Его обязанности и там были удивительно просты: выполнял, что было важно и необходимо в тот момент, был погружен в будни и сосредоточен на них. Он послушал Бога и безотказно служил Ему, за что впоследствии Св. Иосифа назвали представителем духовности будней.
Но что это – духовность будней, в чём заключается она? Ответ на этот вопрос ищут многие, в том числе – и мужчины-католики гродненских приходов, приняв решение стать частью движения «Мужчины Святого Иосифа».
– Лет около десяти назад я оказался в приходе Пресвятой Тройцы в Росси на встрече с католическим миссионером из Индии Джеймсом Манджакала, – рассказывает координатор движения «Мужчины Святого Иосифа» в Гродно Павел Шарейко. – Встреча прошла при большом стечении верующих, все были тронуты его проповедью и свидетельством о том, как Господь изменяет человека. О. Джеймс был так эмоционален и доказателен, что ни одно его слово не вызывало сомнений. Он призывал к тому, чтобы христиане не ограничивались лишь посещением воскресных Месс, а искали более тесного общения с Богом. Я был согласен со всем, о чём говорил тогда гость: о том, что приходы становятся «женскими» – мужчин в храмах почти не бывает; что это накладывает отпечаток даже на характер проповедей; что мужчины не находят себя в костёле, как, впрочем, и у себя дома. Я знал, что и для многих моих знакомых «гараж», «рыбалка», «охота» были самыми лучшими местами встречи, отдыха и реализации их мужского «я». Происходило это на фоне разваливающихся семей, их неудовлетворенности жизнью… Но понимание, что так продолжаться не должно, было не у одного меня. И когда через некоторое время настоятель прихода Фарного костёла Ян Кучинский пригласил на встречу с прихожанами другого католического миссионера, светского, который рассказал нам о движении «Мужчины Святого Иосифа», его целях и задачах, собравшиеся в тот вечер на святой Мессе мужчины горячо поддержали идею – создать такую группу и в нашем приходе, поставив своею целью – укрепление мужчин в ответственности перед семьей и обществом на основе духовности Святого Иосифа. Нам всем захотелось во всей полноте практиковать свою католическую веру, делиться ею, видя рядом с собой людей своего круга, возраста, интересов не только во время богослужений, но и сугубо в мужском собрании, к чему и призывал гость.
Мужчины и факелы
– Образ Святого Иосифа – уникальный образ святого, у которого мы должны учиться, – дополняет Павла Анатолий Канарский:
– Обладал божественной силой смирения, никогда не давал волю эмоциям. Об этом говорит то взвешенное решение, которое принял, узнав о беременности Марии. По законам Израиля того времени он мог от неё отказаться, но тогда бы её каменовали за измену. Но Иосиф проявил отвагу, поставив любовь к человеку, к своей супруге выше закона. Такими же решительными были все его поступки, но нигде мы не видели, чтобы Иосиф превозносил себя за то, что воспитывает Сына Божиего. Такого примера не хватает современному миру, чтобы Бог был на первом месте, как у Иосифа, потом семья, и уже после – работа и служение.
На то первое собрание мужчин в 2012 году пришли около 20 человек и загорелись, как факелы, а ко второй встрече потихоньку начали угасать… На второе собрание пришли менее десяти мужчин. Что так? Сразу пропал интерес?.. «Слишком ответственно», – сказали некоторые, мол, «не доросли ещё». Другие признались, что почувствовали неуверенность, когда жёны недоуменно пожали плечами: дескать, что это за мужские собрания, раньше их не было? На самом же деле проявилась объективная реальность: не все мужчины были одинаково религиозны и тем более – неодинаково крепки верой, знаниями о Боге и о том, что они хотели бы в себе изменить. А изменить предстояло многое. И в первую очередь – свой дух, распознать свое настоящее призвание, взять на себя ответственность за гармонию супружеских отношений, проявить ответственное отцовство, стать не формальным главою семьи. Этим занялись те, кто остался, превращая встречи в площадку молитвенных размышлений, дискуссий, свидетельств веры равных по духу братьев-мужчин.
– Стало совершенно очевидно, что зачастую мужчины не приходят в костёл потому, что не знают жизни Костёла, не понимают, в чем его бесценное сокровище, и что он может им дать, – пришёл к убеждению Павел. – А когда ты это поймешь – сомнения уйдут, останешься в нём навсегда!
Прошло семь лет, и начинавшие движение «Мужчины Святого Иосифа» в Гродно Павел Шарейко, Александр Кузнецов, Анатолий Канарский, Анатолий Коминч, Андрей Гришин, Влад Черняк и другие, обогащая и анализируя опыт своего духовного возрастания, сегодня идут в служении дальше: ездят на встречи в другие приходы, зовут мужчин последовать их примеру и через образ Святого Иосифа приблизиться к Богу. Группы «Мужчин Святого Иосифа» организованы и действуют в приходах Св.Франциска Ксаверия (Фарный костёл), Святого Духа (на Ольшанке), Святого Искупителя (на Девятовке), Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (п. Южный) в Гродно, а также Воздвижения Святого Креста (Фарный костёл в г. Лида).
Создание общины «Мужчины Святого Иосифа» в приходе, пожалуй, и есть одно из открытий духовности, которая проявляется в наших буднях. Разве не так?
Раиса СУШКО.
г. Гродно
Верните мужчине то, что завещано ему Богом
…Много лет назад, находясь в Париже, я случайно попал на встречу мужчин-католиков, которые собрались в приходе, чтобы поговорить о «мужском». И когда встал один из них и попросил помолиться «за моего сына, потому что …», второй предложил «помолимся за наших жен», я подумал, что в приходе делается серьезный акцент на помощь современному мужчине с точки зрения его духовного и чисто человеческого самосознания. Да-да, несмотря на столь оглушительные успехи человеческой цивилизации, в современном мире, особенно европейском, все острее проблема самоидентификации мужчины. Политика так называемого «равенства», подразумевающего отрицание какой-либо разницы между полами, к которой стремились ученые мужи, привела к тому – давно не секрет, – что современный мужчина… потерялся; мы заговорили о кризисе семьи и кризисе отцовства; произошла подмена социальных, семейных ролей. А ведь настоящее равенство надо понимать, что мужчине и женщине в обществе отведены разные, взаимодополняющие и равные по достоинству роли. Женщина управляет башенным краном на стройке, а мужчина уходит в декретный отпуск. Почему? Зачем? Равенство хорошо тогда, когда мужчина и женщина дополняют друг друга, но не подменяют. Ведь мужчина никогда не станет женщиной, а женщина – мужчиной, и не надо стремиться к тому, чтобы поменять их местами! Ибо различаются в физическом, эмоциональном, психологическом плане, у них разная ментальность. У
мужчины и женщины даже переживание веры – разное! Женское сердце открывается прежде всего эмоциональной молитве, эмоциональной проповеди, пению; мужское восприятие – другое, оно приемлет размышление, логику. Мужчина и молится иначе, чем женщина, и не надо его феминизировать! Место мужчины в религиозной жизни незаменимое. Вот почему так притягивает сегодня духовность Святого Иосифа – величайшей личности в истории христианства. На его образе можем постигать истину: каким должен быть мужчина, которому Создатель отвел ключевую роль в защите жизни, родины, мира, наконец. И второе: каковой видит свою роль мужчина сегодня?
Помочь ему в этом разобраться и осознать, кем он является для самого себя, для своей семьи, детей, и призваны подобные общины мужчин-католиков, как, например, группы под названием «Мужчины Святого Иосифа». Это как община поддержки: я тебе могу помочь, ты – мне. Но речь идет о духовной поддержке того поиска, мотивами которого является лидерство, ответственность, мужество, способность современного мужчины принять вызов нашего времени. Речь о движении, которое разворачивается в приходах, чтобы вернуть мужчине – мужское, то, что принадлежит ему по замыслу Божию – с одной стороны, а с другой – служить делу воплощения замысла Божия в сегодняшних реалиях. Ради этого мужчины собираются не просто на молитвенные встречи, но организуют конференции, реколлекции, дискуссии – формы могут быть разными, – которые помогают родиться чисто мужской инициативе. Благодаря им мужчина и находит свое место в приходе. Святой Иосиф сам определял модель своего поведения, хотя рядом с ним всегда был риск, труд, забота, переосмысление, покорность Богу. А это всё очень мужские вещи! И никто не должен за тебя решать, что целесообразнее всего тебе, к примеру, с твоим конкретным талантом делать в твоем же приходе, пока ты сам это не определишь. Прояви себя как мужчина – своей верой, позицией, делом!
о. Якуб БЛАЩИШИН, SVD.
Россия
Фото Корнелия КОНСЕКА, SVD
и из архива общины «Мужчины Святого Иосифа,» г. Гродно